Введение к работе
Историки театра довольно d9/,ko обоаяавтся к исследовании сценической педагогики. И >то вполне объяснимо. Ведь худохестзеннаи характер театоа о порву» очсосдь озонируется доаматургией, актеоскин мастерством, рехиссурой, сцекогрляїей. XX век, утвердмоЕий прішат оеінссера, те» самим требует более углубленного обращения к сценической педагогике. Вряд ли кохио назвать проіессионалом того главного организатора и создателя спектакля, т.е. рехиссера, который игнорирует педагогическую сторону своей деятельности.
Театральная педагогика - зто прехдэ всего работа в театральной училище, подготовь будучих актерсз и рехиссеров. Но следовало не забить крилатой Срази Е.Вахтангова, что 'главная оаибка вкоя та, что они берутся обучать, К2їду тек, как надо воспитиозть*. И ни свое понимание театральной педагогики основываем не только на передаче азбуки сценического мастерства, учителя своим ученикам. Театральная педагогика - >то целостность тех худохествешшх, эстетических и этических взглядов, пролозеду-ених воспитателен, методи передачи своих знаний, что пмгсте с npojecctio-нальнуи тренахом и боскируат будузего худогннка сцени, а не ремесленника. Театральная педагогика неот'емлеиа от проблей развития сценического коллектива как творческой единицы. Отчасти к театральной педагогике надо было отнести и работу оехиссеоа с уяе опитними актерами во время репетиций. Ведь задача каздого театрального коллектива, как и лайой творческой личности, - поиск, Поиск ках процесс, когда вместе как би учится весь коллектив, но чавэ всего рехиссер должен стать воспитателем, а актеры -учениками.
Актуальность тени. Литовский театр пока не удостоился систематического исследования, огобоааиаго весь путь его развития. Если первый тем 'Очерков развития литовского театра" 11972) В.йакниса адоел из печати а более-менее надлехачги виде, то 8tdooS том, охватывааиий период 1918-1940 гг. т.е. времена Литовской Республики, появившійся в 1979 г., подвергся хесткой идеологической цензуре (дахе из репертуара били вычеркнуты пьеси авторов, которые считались "националистами"), книга была существенно сокращена. А 'Истории литовского театра*, выпускаемая Академией Наук Литви, пока охватизаят периода 1918-1928 гг.; 1940-1970 гг. Івиялн три тома). Стало бить 1929-1940 гг. - наименее исследований пе-
рирд литовской театральной культури. Этот пробел частично заполняет работа Р,Якучениса "Годы театральних надеід. Литовский драматический театр і 1935-1940 годах". И все-таки остаются 1929-1934 гг., хотя именно этот период является своеобразным перелоном в іизни национальной сценической культури. Разумеется, литовские историки театра, писав&ие монографии о творчестве К.Глннскиса, Б.іаугуветиса, К.Кииантайте, не смогли обойти >тих лет, но все таки центральниа $игуры того врекгми - А.Олека-Хидинс-кас и П.Чехов - остались в стороне.
Не менее актуально исследование истории театральной педагогики. Тен более, что попытка взглянуть на те яе Факти истории театра с иних позиций (в наагм случае - с позиций театральной педагогики) дает хороаув возмеїиость по-ноЕону осн^слить известнее 4акты, иногда - даяе внести некоторые коррективы в предїествувііие оценки.
В диссертации среди других проблем рассматривайте* и взгимоотноге-ни8 двух культур! литозской и русской. Сегодня, когда ии взаимоотношения всупаат в качественно ногу» газу своего раэзитня, исследование опита предадувих поколений ив только актуально, но и злободневно. Ведь культурные связи всегда слуїили и слуїат сблиіениа /.идей и их духовному обо-гавении.
Цель н задачи исследования:
- реконструировать худсіествєнніт взгляда Л.Олеки-їилннскаса, вия
вить их истоки и главные штори, обусловизїиа становление н развитие
его творческой индивидуальности;
' - охарактеризовать А.Олеку-їнлннскаса не только как художника йена, hd м как личность. Ьгдь значение личности учителя иксет огромное значение для развития профессиональной культури и істетнческих взглядов будуаих художников;
- определить вклад А.Олгки-Хиликскаса в /"нтесскуя театральнув куль
туру и в театральнув педагогику. С ітой целіи мы доляна охарактеризовать
основное проблеми литовского театра и сценической педагогики "до Інлннс-
каса*. 1ем более, что только рассматривая в болев ьироком истерической и
культурном контексте деятельность А.Олеки-їнлинскгса, иы сиоїєи более
аргументировано показать, насколько прогрессивней саяи ре$ор*ы, прове
денные реяиссером, и какое сни имели значение для развития сценического
искусства и театральной педагогики.
Методологической осноздй диссертации явились теоретические труды великих мастероэ театра XX века! К.Станиславского, С.Некизсзїиа-Данчен-
ко, В.Нейерхольда, Е.Вахтангова, И.Чгхоза, работы виднеЕїих историков литовского театра, ведусих русских театрсводсз. ЕїбранкнЯ иетод работа мохно характеризовать как историко-описательніїй, сравнительная, а тгкяе оценочный. Dpesia для {іундаиентальних обобщений исторического развития литозского театва ечг впереди, іїи но стремимся к сбсбзгнигя такого рода. Для них необходима сол;і:наз база {гктического, ікпирического материала. В атом снаслг одно из главних достоинств вмбракного пани игтода - воз-ногность звести в научний обиход сравнительно бодьсое количество до сих пор но известных фактоэ, обобцить и систензтизкрсзать их.
Иатевизл исследования. Оскозньги источнпчоя исследования псслугило творческое наследие А.Олекн-їилинскгса (его книга "Радость игра", конспекти его учоннксв, письма), документи театроз, в которая работал режиссер, воспоминания современников (как опубликовании о печати, так и записанные автором диссертации), оценки работ А.Олеки-Еилинскаса, по-язлазснеся в печати того времени.
Так как весь этот иатезиая разбросан по хранилищам, автору попалось работать в Центрально» государственной исторической грхизе йоскза, а Центральном государственном архизе дитератури и искусства СССР, а Государственном центральном театральной музее им.А.А.бахрузнна, з Центральной научной библиотеке Сояза театральних деятелей РС2СР, 8 Центральном государственном архизе Ьтза, с Центральном государственно* грхизе литература и искусства Литви, в отделе Театра и музики Государственного худохественного музея Литви, з Рукописних отделах Института литозского языка и литературы АН Литви, Национальной библиотеки Литви ин.М.йажвнда-са. Библиотеки АН Литву, Научной библиотеки Вильнюсского университета. К сожалении, нам били недоступні» {ондц музея ЙШ СССР км.«.Горького.
Научная нззизна работи. Творчество А.Олекн-Іилинскаса исследовано сравнительно мало и орагнентарно. Хотя каждый исследователь пооялого литовской сцени, пивуанй о периоде 1929-1940 гг., не обходил деятельности А.Ояеки-Іилинскаса. Но когда основное внимание нацелено на другие проблема, естественно, что творчество А.Олаки-їилинскаса так и остается на периферии. Только В.Иакннс в своих "Очерках развития литовского театра*, И.АлексаЙте, исследоааваая путь развития литовской режиссуры и Д.йделя-вичяс, тщательно рассматриваний судьбу пьес В.Векспира на литовской сцене, более подробно останавливались на режиссуре и актерском мастерстве А.Олехи-Іилинскасз. Но каждый из них касался его личности і связи с об^ей проблематикой, которая интересовала данных авторов.
Настоящая диссертация является пгрвим специальным исследованием творчества А.Олеки-їилинскаса, первым опытом рассяотреть истории литовской театральной педагогики. Ноэизна работы определяется привлечением не только нг известных до сих лор материалов, многие из которых преяде не использовались исследователями, но и характером подхода.
Практическое значение. Анализ творчества А.Олекн-їилинсхаса имеет как исторкхо-теоретическое, так и практическое значение: заполняет пробели в изучении литозского театра, привлекает внимание к проблеме вза-имоотно:2ния творческой и воспитательном сторона работи рехиссера, вскрывает существенные сторони взаимодействия двух театральних культур -литовской и русской. Диссертация «oxer бить использована при подготовке лекций по истории литовского театра, а тахге в дальнейших исследованиях его исторического пути.
Апробация работи: на секторе театра народов СССР ВНИИ искусствознания. Алробацигй работи моянс считать м доклади на научной конференции молодих историков, межреспубликанской научной конференции "Национальный аспект худояєственнзй культури"»
Структуру работи обусловил материал исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав « оаклячения. К диссертации прилагается примечания, перечень литературы 44 яринятих сокрааений.
Первая и вторая глави язляятса своеобразии** виходами за предела сснозной теми исследования: рассматривается та театральная скола, кото-рув провел А.Олека-Іилннскас, а такіе истоки лнтозской театральной педагогики. Еез таких исторических экскурсов невозкохно резить основну» задачу исследования - оценить значение педагогических мскан».й, идей н ре-Оори А.Олгхи-Імятоаса для развития дитозс-кой театральной культури. 6 третьей главе делается акцент на театральной педагогике Д.О*екм-и*мис-каса, ее характере и принципах.