Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Театральная эстетика и пактика Ф.Ф. Комиссаржевского. 1917-1919 гг. Алпатова, Ирина Леонидовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Алпатова, Ирина Леонидовна. Театральная эстетика и пактика Ф.Ф. Комиссаржевского. 1917-1919 гг. : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.01.- Москва, 1997.- 26 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исследования обусловлена тем, что театральная жизнь России начала XX века в настоящее время привлекает большое внимание историков и теоретиков искуства. Что вполне объяснимо, так как значение этого периода в деле эстетического обновления театра поистине бесценно и в то же время не изучено до конца во всей своей глубине. Своеобразная эстетически-художественная революция и реформация обозначили значительный перелом в развитии театрального искусства, подготовили почву для смелых творческих начинаний и открытий, освоение и реализация которых продолжаются до наших дней, причем не только в России, но и во всем мире.

Своеобразный "эстетический взрыв" конца XIX — начала XX веков, затронувший практически все сферы культуры и искусства, был в немалой степени обусловлен не менее взрывным и противоречивым

характером современной общественно-политической жизни, небывалым обострением социальных проблем, обнажением глубочайших конфликтов в различных слоях российской действительности. Войны, революции, чередование периодов общественного подъема и реакции, всеобщих надежд и их временного краха рождали в среде художественной интеллигениции ощущение нестабильности бытия, потери "общей идеи", которую предстояло найти в сфере надполитической, над-бытовой. Не потому ли роль и значение искуства, и не только в художественном, но и в философском смысле, поднялось на такую высоту? Искусство моделировало жизнь, расчленяло ее на отдельные составляющие, чтобы сложить из них впоследствие новую картину мира. Искусство смело расправлялось с устаревшими психологическими и художественными стереотипами, ломало сложившееся мировосприятие, провоцировало смелые эстетические поиски и открытия. И в то же время возрастал интерес к так называемому "традиционализму", к корням и истокам, которые предстояло освободить от всего наносного и временного.

Одна из примет развития искусства первых десятилетий нашего века — мощная концентрация художественных событий высочайшей культурной ценности. Не менее важно и то, что целые этапы эстетически-художественного развития возникали, достигали кульминации и в отдельных случаях сходили на нет в крайне сжатые временные сроки. Эта же художественная насыщенность эпохи диктовала и тот факт, что самые различные, порой взаимоисключающие творческие направления существовали одновременно, то расходясь, то сближаясь, улавливая доминирующие тенденции.

Одной из главных черт этого процесса было углубление и расширение взглядов на истоки, сущность и назначение театра, непрекращающиеся поиски его внутренних законов, его самоценность как самостоятельного вида искусства и одновременно место в гармоническом синтезе искусств. Широкий размах проблем, выдвинутых вид-

ными творческими деятелями театра и в то же время его теоретиками, неисчерпаем: взаимоотношение окружающей действительности и театра, откуда вытекал вопрос о сценической и жизненной правде, роль литературы в развитии театра, принципы психологии и техники актера, сущность и назначение художественного оформления спектаклей, их стилевые и жанровые особенности, гармония или первичность отдельных элеметов представления и многое другое. Причем проблема "нового театра" выходила далеко за узко-художественные рамки. Театр мыслился как явление историческое, социальное и эстетическое, воплощающее в себе, как бы мы сказали сегодня, российский менталитет.

Русский театр начала века был далек от всяческой унификации. Никогда еще российская сцена не видела такого разнообразия стилей, жанров, художественных приемов. В этот период театр открыл для себя такое ключевое понятие, как "форма", что явилось мощным стимулом к развитию режиссерского искусства, выведя русскую режиссуру на мировой уровень.

Наконец, небывало возросла театральная активность. Возникали десятки новых театров, антреприз, активизировалась специальная периодика, расширялся зрительский контингент.

Как известно, эпохи "конца века", включающие и начато нового столетия, зачастую имеют в себе нечто общее — аналогичность проблем и способов их разрешения. Подобное происходит и в наши дни, потому и обращение к историческому опыту не лишено актуальности.

Цель настоящего исследования — попытка возвращения имени Ф.Ф.Комиссаржевского в контекст русской театральной истории, а в связи с этим — обоснование своеобразия и оригинальности его творческих поисков, анализ точек их пересечения с исканиями К.С.Станиславского, В.Э.Мейерхольда, А.Я.Таирова, Е.Б.Вахтангова, М.А.Чехова и других выдающихся театратьных деятелей той эпохи.

Основные задачи предпринятого исследования заключаются в следующем: рассмотрение эстетических положений Ф.Ф.Комиссар-жевского и их преломления в его конкретной практической деятельности; анализ эстетической эволюции режиссера, ее причин и следствий; воспроизведение его сложного и разностороннего режиссерского творчества и реконструкция наиболее известных спектаклей; освещение взглядов Комиссаржевского на проблему актерского творчества.

Научная новизна диссертации состоит в том, что она является одной из первых попыток исследования творчества Ф.Ф.Комиссаржевского в конкретный временной период. Новизна научной работы заключается и в том, что в область исследования вводится неизученный или малоизученный материал, в том числе архивный и переводной. Автором диссертационной работы специально для этой цели осуществлен перевод книги Ф.Ф.Комиссаржевского "Myself and the Theatre" ("Я и театр"), изданной в Лондоне в 1929 году на английском языке. Эта книга имеет значительную ценность для изучения творчества режиссера — она содержит автобиографические сведения, подробный отчет о его творческой работе в России и за рубежом, систематизирует и обобщает практически все теоретические и эстетические концепции режиссера.

В работе использованы разнообразные архивные материалы, хранящиеся в фондах Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ) и Государственного центрального театрального музея имени А.А.Бахрушина (ГЦТМ). В основнОхМ это обширная переписка Комиссаржевского с видными представителями русской культуры и искусства начала XX века — А.А.Блоком, В.Э.Мейерхольдом, К.С.Станиславским, Н.Н.Евреиновым, А.Н.Бенуа и многими другими, а также неопубликованные протоколы художественных советов театров, отзывы о спектаклях режиссера и его книгах, театральные программы и прочее.

Диссертант делает попытку собрать богатый разрозненный матери-ад воедино, обобщить накопленные сведения, чтобы по возможности полно представить творческий путь Ф.Ф.Комиссаржевского в российский период.

Метод работы. Методологической основой исследования является проблемно-исторический подход к интересующим диссертанта событиям, связанный с опытом и традициями российской и зарубежной театроведческой науки.

Прежде всего был выделен главный аспект диссертационной работы — аначиз эстетически-практической деятельности Ф.Ф.Комиссаржевского в области драматического театра. В связи с этим отдельные проявления его творчества сознательно оставлены за рамками данной работы. Это, во-первых, своеобразные принципы педагогики Комис-саржевского, изложенные, в частности, в его книгах "Творчество актера и теория Станиславского", "Я и театр". И, во-вторых, новаторский вклад режиссера в развитие оперного театра. Указанные аспекты могут послужить темами для самостоятельных исследований.

Следует особо подчеркнуть, что в данной работе прослеживается творческий путь Ф.Ф.Комиссаржевского только в российский период, то есть до лета 1919 года, когда состоялась его эмиграция. Зарубежный период деятельности режиссера, богатый и значительный сам по себе, также заслуживает отдельного изучения.

Материал исследования

Основным источником для написания диссертационной работы послужили прежде всего книги и статьи самого Комиссаржевского (:'Те-атральные прелюдии", М., 1916; "Творчество актера и теория Станиславского, М., 1917; "Я и театр", Лондон, 1929 и др.), где он формулирует свои эстетические принципы, обосновывает их на фоне глубокого теоретического анализа проблем искусства, его истоков и

современного состояния; освещает работу по постановке конкретных спектаклей, зримо воспроизводит их внешний облик и внутреннюю атмосферу; пытается осмыслить состояние современного театрального процесса и наметить его перспективы.

Вторым по своей ценности источником является периодика того времени — рецензии, обзоры, аналитические материалы, интервью и пр. В них даются реконструкции спектаклей режиссера, осмысливается его роль в текущем театральном процессе, проводятся параллели с режиссерами-современниками.

Мемуарная литература послужила еще одним ценным источником для раскрытия творческого и человеческого облика Комиссаржевского (Ильинский И.В. Сам о себе, М., 1984; Жаров М.И. Жизнь. Театр. Кино, М., 1967; Юренева В.И. Записки актрисы, М.-Л., 1946 и др.). Воспоминания непосредственных участников совместной творческой работы содержат сведения об эстетических устремлениях режиссера, о подготовке конкретных спектаклей, о методах работы с актерами.

Для выяснения места Ф.Ф.Комиссаржевского в театральной жизни России того периода необходимо было исследовать деятельность современных ему крупнейших театральных художников. Были использованы прежде всего их собственные теоретические работы (Мейерхольд В.Э. Статьи. Письма. Речи. Беседы, М., 1968; Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве, М., 1982; Таиров А.Я. Записки режиссера, М., 1970 и др.).

Разработка данной темы в театроведческой и историко-тсатраль-ной литературе делает в настоящее время лишь первые шаги. Творчество Ф.Ф.Комиссаржевского упоминается в обобщающих театроведческих трудах, дающих в основном некоторый фактический материал (История советского драматического театра в 6-ти тт., т.1, М., 1966; История русского драматического театра в 7-ми тт., т.7, М., 1987).

Значительно глубже этот вопрос рассмотрен в работах П.А.Мар-

кова (Книга воспоминаний, М., 1983; О театре, т.1, М., 1974 и др.). Творчество Ф.Ф.Комиссаржевского анализируется в контексте времени, делаются попытки осмысления его эстетических поисков. Следует отметить также работы соратника режиссера В.Л.-Сахновского, Е.Л.Зноско-Боровского, А.Крыжинкого и других авторов (см. список литературы). Но в целом, однако, следует отметить отсутствие глубоких аналитических и обобщающих работ, посвященных творчеству Ф.Ф.Комиссаржевского. Эта задача стоит перед будущими историками театра, тем более, что обширный источниковедческий материал дает возможность для подобного осмысления.

Практическое зііачеіше диссертации связано, на наш взгляд, с возможностью использования ее теоретического и фактоірафического материала в учебных курсах по истории отечественного театра; в театроведческих работах, посвященных развитию этого вида искусства в начате XX века; в биографических исследованиях как о самом Комис-саржевском, так и о его театральных современниках. В настоящее врепя книга Комиссаржевского "Я и театр", в переводе автора диссертационной работы, с обширным предисловием и комментариями, принята к публикации в издательстве "Искусство".

Апробация работы

Диссертация обсуждалась на заседании кафедры истории театра России РАТИ и была рекомендована к защите.

Материалы диссертации докладывались на международной научной конференции "Ф.М.Достоевский и мировая культура", проходившей в Москве и Санкт-Петербурге 11-17 ноября 1996 гоа.

Структура диссертации