Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Становление режиссуры В. Э. Мейерхольда: провинциальные сезоны 1902-1905 гг. Звенигородская, Наталия Эдуардовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Звенигородская, Наталия Эдуардовна. Становление режиссуры В. Э. Мейерхольда: провинциальные сезоны 1902-1905 гг. : автореферат дис. ... кандидата искусствовед. : 17.00.01 / Министерство культуры и туризма Российской Федерации. Российский ин-т искусствознания.- Москва, 1992.- 23 с.: ил. РГБ ОД, 9 92-5/957-4

Введение к работе

Актуальность тем;:. Сегодня русский театр вновь г.ерезпззет слонине времена. Поэтому изучение оп?:та таззнтпл театрального искусства з один из переломних нонентов его истерик чрезвычайно полезно как для на;::;::, так і: для практик::.

Исследовательская л биографическая литература о '.'е!.зр-хольдо достаточно обш:рпз. Ппл :.и:знг. ре:::::ссера з свет вводили рао'оты Л.Д.Золкова, А.А.Гвоздева, lj.Алле аса. После гибели его творчество надолго вішало ::з поля зрання ксторпкоз театра. Традиция ле.'іерходьдоведекия оборвалась, из успзз окрепнуть. Лпыь к концу плтпдзеятпх его :;:ія вновь возникло на страницах почати. За последние десятилетия поязклнсь исследования К.Л.Рудницкого, Д.З. Февральского, А.:'..Гладкова, С.Н.Пткевпчз, Б.П.Зпнгермзпа, П.Д.Глпккапа. Од:;:: охватывав? bcd биографию ПоПерхольда, с детских лет до трагического ;::нала, другие ос-вецзпг отделыше аспекти н отели дзлтєльііостп ре:л:ссорз. Периоду 1902-1903 гг., по сущеетзу, так пли иначе уделяют вникание в своих работах лпдь П.д.Золноз и П.И.Гуднкцкп-:. Однако и их

_ 2 -

(в большой степени отрывочный и беглый) рассказ о годах, пре
вративших актера МХТ в режиссера-строителя нового . те-
атра, умещается в лучшем случае на нескольких страничках. А в
такой работе, как "Ранняя режиссура В.Э.Мейерхольда" П.П.Гро
мова, об этих сезонах вообще не сказано. Автор начинает пове
ствование со Студии на Поварской. Между геи сам Мейерхольд
впоследствии назовет года, предшествовавшие Москве, школой
практической режиссуры.

Испытывая еще сильное влияние Московского Художественного театра, начинающий режиссер постепенно, шаг за шагом нащупывал сзои пути в искусство. Период роста, становления художника теи более важен, что зарождавшиеся тогда новые идеи проявятся затем не только в исканиях самого Мейерхольда, но и во 'г многом определят собой ход развития всего русского театрального искусства.

Основная цель диссертации. Задачи, решаемые в ходе рабо
ты, заключались в том, чтобы составить хронику провинциальных
сезонов, установить репертуар, состав группы, роли, сыгранные
Мейерхольдом; посредством анализа конкретных спектаклей выяс
нить, как вел Мейерхольд к новым идеям, насколько отчетливо
они выразили себя на сцене, что удалось сделать реально, а
что осталось лишь в сфере деклараций и намерений; определить,
как были восприняты мейерхольдовсние новшества публикой и кри-
.тикой. С другой стороны, на основании пестрого фактического
материала проследить эволюцию взглядов Мейерхольда на театр
как явление художественной и общественной жизни, логику его
развития как режиссера. . .

Источники. До сих пор решить поставленные задачи в полном объеме было невозможно по той причине, что в распоряжении исследователей находился очень ограниченный круг источников.

Хранящиеся в Центральном государственном архиве литературы и искусства записные книжки Мейерхольда - скупая хроника всегда спешащего, неимоверно загруженного антрепренера провинциального театра, альбомы с планировками спектаклей, считанные фотографии, несколько писем да отрявочныо воспоминания участника группы, впоследствии выдающегося актера,. И.Н.Певцова.

А между том оставался неисследованным богатейший пласт источников о сценической деятельности Мейерхольда в провинции з 1902-1905 гг. - местная периодическая печать. С этой точки эрения провинциальная периодика во всей совокупности ни разу не являлась предметом специального исследования. Автор диссертации впервые предпринял подобную попытку.

В результате поисков были выявлены следующие издания: "Юг", "Херсонские губернские ведомости" (Херсон); "Юхная Рос-оия" (Николаев); "Крымский вестник" (Севастополь); "Тифлис-* ский листок", "Кавкез", "Новое обозрение" (Тифлис); "Пензенские губернские ведомости; Они и составили основную источни-ковую базу исследования. Кроме того, в диссертации Использованы материалы1 одесской, симферопольской, московской и петербургской периодики, исследований исторического, литературоведческого характера, справочных изданий. Важную роль сыграла обобщающая работа И.Ф.Пегровской "Источниковедение истории русского дореволюционного драматического театра", в которой, в частности, проанализированы методы изучения периодической печати, представлены основные типы материалов о театре, рассмотрена проблема ценности и достоверности данного вида источников. В ходе работы были использованы и другие источники, непосредственно на относящиеся к 1902-1905 гг., но давцие представление о личности Мейерхольда, о тенденциях развития .. его творчества и позволяющие определить логическое место про-

_ 4 -
винцкальных созонов в этом процессе.' ''...'

Нозкзна работы, таким образом, определяется, о одной ого—;
роны, необходимостью восполнения пробела в творческой биогра
фии Мейерхольда, а с другой, - введением в научный оборот но--
вого исгорпчоского источника. ,,',.

Методология исследования. Работа носит историко-теорети- '
чзскиіі характер. Изучение начального периода .творчества Мейер
хольда дало богатый фактический ыатериал, всестороннийСанализ
которого способствовал теоретическому осмыслению процесса эво-^
люции ззглядов и метода рабогы режиссера на протяжении провин
циального трехлетия. .'.,',.

Апробация работы. Работа обсуждена и одобрена на заседании Сектора театра народов СССР Российского НИИ искусствознания. Содержание, основные положения и выводы диссертации от-ражзны в ряде публикаций по теме исследования.

Структура диссертации. Работа состоит из Введения, четы
рех глав, Заключения, списка источников и литературы, а также
приложений, куда включены хроника сезонов и список ролей
!.'.е*:орхольда. '