Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Становление и развитие национальной оперы в Монголии Тетерина, Наталия Ивановна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Тетерина, Наталия Ивановна. Становление и развитие национальной оперы в Монголии : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.01 / Академия театрального искусства.- Москва, 1992.- 24 с.: ил. РГБ ОД, 9 92-2/2242-9

Введение к работе

В данной работе автор анализирует процесе зароаденля и становления в Монголии оперного жанра, не имевшего аналогов в пред-шествупцей истории развития культуры страны, но тем не менее органично вызревшего именно из ее недр, получившего на почве национального искусства новые идейные и творческие импульсы для своего развития.

Анализируемый материал (оперное творчество монгольских композиторов нескольких поколений 40-80 гг.), 'личные впечатления автора, проработавшего несколько лет в Театре оперы и балета Монголии, позволяют проследить особенности современного процесса взаимодействия различных культур на примере освоения и претворения молодым национальным музыкальным театром опыта ранее далеких от него форм европейского музыкально-сценического .искусства, выявить механизм взаимопроникновения элементов и принципов формообразования инонациональных культур. В работе прослеживается генезис некоторых, оперных форм в музыкально-театральном наследии Монголии, определяется национально-специфический характер восприятия оперных культур.

'Ориентиром в реализации задачи создания в Монголии оперы и музыкального театра в целом были эстетические критерии, выдвинутые традициями, заложенными в устном и письменном творчестве народа, и претворенные затем в сценическом искусстве. Так, национальный эпос и песня, несомненно, явились глубинными истоками нового жанра, который в свою очередь сыграл роль катализатора' внут-

I) В диссертации анализируются произведения, постановка которых была осуществлена на сцене столичного Театра (Улан-Батор).

рикультурных процессов, аккумулировав определенные черты наиболее устойчивых национальных традиций, развив и обогатив их в процессе взаимодействия. Олределякщим началом, особенно на первых порах, стало эпическое в многомерности и своеобразии его преломления.

В ходе анализа автор акцентирует внимание на драматургии либретто, развитии сюжетов опер, ибо именно эта сторона, связанная непосредственно с формами и традициями бытования национального искусства, стала определяющей и в специфике развития монгольской оперы - господствующей в опере стала драматургия сказа, эпического или драматического повествования.

С точки зрения национального подхода к музыкальной драматургии пока еще можно говорить лишь о формировании некоторых типичных признаков и черт, в связи с чем и в работе ей уделяется место в основном в сравнении и соответствии с европейскими жанрами и формами, т.е. музыкальная драматургия в операх монгольских композиторов рассматривается в процессе отталкивания от уже устоявшихся принципов и норм европейской.

Тем не менее неоспорим факт существования оперного жанра как объективной данности (равно как и современных композиторской и музыкально-театральной школ), что позволяет говорить о восприимчивости культуры сегодняшней Монголии к новообразованиям, о ее ассимилятивной способности при решении художественных'задач современности.

Актуальность теш данного исследования в значительной степени определяется тем, что впервые изучаются закономерности становления монгольской музыкально-театральной культуры и включение их в современный процесс взаимовлияния и взаимодействия культур Востока и Запада. .

Не претендуя на исчерпывающий анализ всего комплекса вопрс—

сов,связанных с поставленной проблемой, автор ограничивает свою задачу освещением важнейших ее аспектов.

Цель исследования составляет осмысление процесса становления и развития национальных образцов в оперном жанре с точки зрения его генезиса и эволюциг, социокультурного функционирования, его места в системе национальных и, шире, общемировых духовных ценностей, соприкосновение с которыми во многом обусловили їакт рождения национальной оперы.

В задачу исследования также входит рассмотрение взаимодействия двух различных типов музыкального мышления, достижения равновесия между европейскими композиционными формами, средствами выразительности и национально-традиционными принципами построения как мелодии, так и конструкций специфических музыкальных жанров в целом.

Научная новизна работы определяется тем, что впервые в отечественном искусствоведении предпринимается попытка осветить некоторые вопросы, касающиеся становления оперного жанра в Монголии, эпределения его места и исторического значения в ряду жанров национального профессионального музыкально-сценического искусства і музыкально-театральных культур Восточного региона в целом.

Проблематика диссертации, а также ее цели и задачи обусло-шли выбор метода исследования. Оно опирается на фундаментальные руды в области востоковедения, эстетики (Б.Я.Владимирцов, .И.Конрад, В.К. Чалоян, Е.П.Челышев и др.), на достижения ювременного искусствоведения, занимающегося изучением процессов, роисходящих в искусстве XX века.

Весьма помогли в работе научные методы, используемые в лите-атуроведении, филологии и этнографии - областях, наиболее глу-око изученных советскими, монгольскими и западными учеными

(llJL Еуковская, Г.К.Михайлов, С.Ю.Неклюдов, Л.Г.Скородумова, К.Н.Яц-ковская, К.Бира, ЧДодойдамба, Л.Тудэв и др.).

Широко используются труды по становлению и развитию музыкально-театральных школ в некоторых республиках отечественного Востока, а также в ряде стран зарубежной Азии (в.С.Виноградов, Т.СВызго, И.В. Гайда, Т.Д.Гришелева, А.И.Шавердян, Н.Г.Шахназарова и др.).

Положения исследований отечественных музыковедов явились методологической основой и теоретической предпосылкой для анализа опер национальных композиторов Монголии (В.В.Асафьев, М.С.Друскин, А.Н.Со-хор, Б.М.Ярустовский и др.). Активно привлечен в круг анализируемых источников целый ряд работ монгольских и отечественных авторов в области музыкального и театрального искусства, фактический и рецензи- онный материал, накопленный по рассматриваемой проблеме.

Практическая значимость работы заключается в том, что рассматриваемый в диссертации материал расширяет рамки теоретических исследований в области театральной культуры Монголии. Работа может быть использована в качестве материала для дальнейших научных исследований в области национальных сценических культур, в качестве учебного пособия на соответствующих курсах театральных училищ и ВУЗов, а так- . же может представлять интерес для широкого круга любителей музыкального театра.

Апробация работы проведена на заседаниях кафедры теории и истории музыки и музыкально-сценических искусств РАТИ, в ряде публика- ' ций и докладов. Диссертация получила при обсуждении на кафедре поло-' жительную оценку и рекомендована специализированному ученому Совету РАТИ для защиты.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из Введения, двух глав и Заключения. Приложен список использованной литературы и источ-нгков. Г. разделе "Приложение" даны краткие сведения о монгольских композиторах и содержание опер.