Введение к работе
Актуальность теми исследования. Проблема взаимоотношения театра и зрителя - одна из кардинальных проблем театрального искусства. Спэктахль обретает свой,полностью завершенный об-лик^лишь в присутствии зрителя, в сотворчестве с ним. Основная суть, специфика театрального искусства заключается именно в этом непосредственном контакте театра со своим зрителем. В других отраслях искусства процесс созидания и процесс восприятия произведения отдалены друг от друга. Изучая литературу, музыку, изобразительное искусство, кино, мы имеем дело с уже законченными произведениями. Это дает нам возможность объективно оценить их, выделить наиболее существенные черты, закономерности развития, определить их социальную функцию. Исследование театра неразрывно связано с исследованием его зрителя. При этом необходимо учесть, что традиционные, узаконенные веками формы взаимодействия театра и зрителя,о течением времени претерпели значительные изменения, и театр в плане популярности уже давно уступил первенство, иным, более массовым видам искусства.
Эта тенденция дала о себе знать и в Грузии, в стране с богатейшими театральными традициями. Бесспорно, что, несмотря на выдающиеся творческие успехи театра, его широкую известность во многих странах мира, в самой Грузии наблюдается ощутимый спад зрительского интереса к театральному искусству. И в это* вика не только театра, или же его зрителя. Существует и ряд объективных причин, всесторонее изучение которых несомненно поможет театру определить дальнейший путь своего развития.
- J» -
В сложившейся ситуации анализ современного театрального процесса, равно как и отновенив зрителей к театру, приобретает особую актуальность.
Цель и задачи данного исследования. У каждого театра, стоящего на определенных идейно-творческих позициях, имеется "свой зритель". Поэтому анализ творческой деятельности того или иного театра требует и исследования идейно-эстетических установок,и интересов его.зрительской аудитории.
Основная цель работы обусловила следующие конкретные задачи:
определить роль грузинского театра в духовной развитии общества (со дня ьозникковения театра до наших дней);
разработать основные методы комплексного изучения важнейших проблем театрального искусства;
-исходя из специфики театров, охарактеризовать те требования, которые предъявляет к ним отдельные социальные группы;
проанализировать главнейшие направления в современном театральном процессе с учетом интересов сегодняшнего зрителя;
определить роль театра в современной общественно-политической ситуации.
Освещение всех этих вопросов выявит реальну» картину театральной жизни Грузии и поможет каждому театру лучше узнать своего зрителя.
Научная новизна. 3 грузинском театроведении диссертационная работе является первой попыткой научного исследования взаимоотношении те'атра и зрителя. Наряду с театроведческим анализом, автор использует и методы социологического исследо-
вания. В работе рассматривается как деятельность самих театров, так и позиция активного и потенциального зрителя по отношение к театральному искусству. Комплексное изучение этих вопросов создаст возможность более точного определения методов работы театров, а также специфики их зрительской аудитории. 3 то же время в диссертации проанализированы и объективные причины снижения зрительского интереса к театру.
Прослеживая историп грузинского театра, автор особо выделяет те периоды, когда театр находился в авангарде общественной жизни и выполнял важную роль в нравственном воспитании народа.
Практическое значение диссертации. Собранный и систематизированный автором обширный фактический материал, а также выводы и обобщения диссертации могут быть использованы при дальнейшем исследовании данной проблемы, а также при разработке основных историко-теоретических проблем грузинского театра.
На основе исследования- данных социологического опроса зрителей автором разработаны рекомендации, внедрение которых в практику театра поможет повысить посещаемость спектаклей.
Материалы и выводы диссертации могут быть использованы при чтении спецкурса для студентов театроведческого и культурно-просветительского факультетов, в также в лекционном курсе истории театра.
Апробация работы. Диссертация прошла апробацию на кафедре истории и теории театра и кино Грузинского государственного театрального института им.Шота Руставели,, е также на заседании
научно-исследовательского сектора истории и теории театра и кино того же института.
Информационная основа диссертации. 3 процессе исследования автор детально ознакомился с трудами ведущих историков и теоретиков театрального искусства, мемуарами грузинских актеров и режиссеров, материалами газетной и журнальной периодики. Автором изучены также работы современник социологов театра.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав и заключения. Прилагается список литературы.