Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Событийно-зрелищное мышление в структуре режиссерской деятельности Клековкин, Александр Юрьевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Клековкин, Александр Юрьевич. Событийно-зрелищное мышление в структуре режиссерской деятельности : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.01 / ВНИИ искусствознания.- Москва, 1991.- 24 с.: ил. РГБ ОД, 9 91-2/2616-2

Введение к работе

Актуальность исследования. Интенсивное развитие системы средств массовой информации, сети, культурно-просветительных учреждений, театрального и киноискусства, самодеятельного художественного творчества превратило режиссуру в массовую профессию. Ежегодно театральные институты страны выпускают около 100 режиссеров для профессионального театра."Огромное количество режиссеров для самодеятельности готовят вузы культуры. Процесе подготовки будущих художественных руководителей театров переводится на поточный, массовой метод. Однако приходится констатировать, что многочисленная арглия театральных педагогов пока еще не может обеспечить /достаточный приток свежих сил в театральные коллективы. Проблема режиссуры,- неоднократно отмечал Г;А.Товстоногов,- решается скорее количественно, чем качественно. Наряду с этим, остро ощущается нехватка кадров -штаты многих театров неукомллоктовани. Сложная ситуация с режиссурой сложилась даже в таких крупных культурных центрах, как Москва, Ленинград, Киев. Поэтому перед театральными вузами с особой остротой стоит задача перехода к таким формам .профессиональной ориентации молодежи, которые позволили бы, используя методы психологии и педагогики, обеспечить выявление и развитие специальных способностей будущих режисоеров. От решения этой проблемы в конечном счете зависит будущее советского театра.

Решение проблем профессионального отбора, совершенствования методики обучения и воспитания будущих режиссеров в современной театральной педагогике предполагает преаде всего выявление особенностей профессионального мышления режиссера. Это позволило бы установить .оптимальную структуру качеств и способностей, навыков

--2--и умений, необходимых будущему режиссеру, а особенно - тех, без наличия которых процесс обучения становится малоэффективным. Однако на пути исследователя особенностей режиссерского мышления и профессиональных способностей возникает достаточно серьезное препятствие, а именно - неразработанность общенаучных, теоретических основ профессиональной деятельности режиссера. "В настоящее время,- пишет исследователь психологии сценического творчества Е.Колчин,- в доступной театрально-педагогической литературе отсутствует анализ процесса подготовки спектакля /.../ Отсюда понятно, насколько затруднителен выбор объекта психологического исследования в контексте профотбора" (I). Такая ситуация, в конечном итоге, характеризует общее состояние режиссерского искусства: не существует критериев диагностики специальных способностей, отсутствует научно обоснованная профессиограммя деятельности режиссера драматического театра, недостаточно обоснованы должностные требования

г и т.д., а раз так - отсутствует история профессии и искусства режиссера.

Высказывания о режиссерских способностей и особенностях режиссерского мышления - противоречивые, а порой и взаимоисключающие - на страницах своих, работ оставили практически все крупные театральные деятели. В том или ином виде основные идеи предшественников нашли отражение в работах современных авторов - В.Ф.Савиной, Л.Н.Ыартыновой, Е.Ф.Шангиной и В.С.Шалимова, что и создало определенные теоретические и моральные предпосылки для исследования специфики режиссерского искусства и способа мышления.

I. Проблемы к перспективы театрального образования: Сб,-Л.: ЛГИТМиК, 1986.- С.48

.-3-

Методологические принципы исследования. Принятые в советской психологии определения понятия способностей идут от работ Б.М.Теп-лова. Проблема способностей, по Б.М.Теплову,- это проблема индивиду алышх различий. При этом выделяются такие признаки: под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого (но никто на станет говорить о способностях там, где речь идет о свойствах, в отношении которых все люди равны); способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь те, которые тлеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности, или многих деягелыюстей; понятие "способность" не сводится к тем знаниям, навыкам и умениям, которые уже выработенн у данного человека. Способности проявляются, формируются и развиваются в конкретном виде деятельности. Способности к тем видам профессиональной деятельности, которые требуит особых навыков и умений, принята называть специальными. Их особенность состоит в том, что они связаны с определенными свойствами психики, особенностями профессиональной деятельности г, следовательно,- с осуществлением'специальных операций, специфических для данного вида деятельности.

Предмет исследования. Специальные способности предполагают развитие профессионально важных качеств (функций - психических процессов). Важнейший из познавательных процессов — мышление. Режиссерское мышление познает мир особыми средствами, в результате чего возникает художественная картина мира, воссоздающая события в форме зрелища. Соответственно,- под специальными способностями мы можем понимать такие индивидуально-психологические особенности личности, которые отвечают требованиям режиссерской деятельности,

_ 4 -обеспечивают успешность ее выполнения и проявляются в особом умении пересоздавать и организовывать в пространстве и времени спектакля сценические события - т.е. создавать зрелище. Взаимодействие этих индивидуально-поихологических особенностей личности (мышление, память, воображение и т.д.), обеспечивающих специфическое профессиональное мышление режиссера (как один из важнейших компонентов режиссерской одаренности), специфические особенности создания художественной картины мира средствами режиссерского искусства и является предметом настоящего исследования.

Обьект исследования. Мышление режиссера недоступно непосредственному наблюдению, но результат мышления - спектакль и промежуточные "продукты" творчества - доступны восприятию ипониманию объективированного в них процесса мышления. Некоторые особенности художественного мышления режиссера могут быть изучены по его продуктам - материалам, характеризующем работу режиссера над спектаклем. К этим материалам могут быть отнесены режиссерские экземпляры, экспликации, стенограммы и записи репетиций, режиссерские комментарии, дневники, записные'книжки, эпистолярное наследие, отдельные статьи ведущих мастеров отечественного и зарубежного театра.

Цель настоящего исследования - выявить некоторые объективные признаки, характеризующие специфику режиссерского мышления, а также обеспечивающие взаимодействие его компонентов в процессе сценического творчества.

Исходя из целей, формулируются, задачи исследования.

- 5 -Задачи исследования;

  1. Выделив основные операции и функции, осуществляемые режиссером на различных этапах .работы над спектаклем, описать идеальные промежуточные и конечный "продукты" режиссерского творчества; определить предмет, материал, язык и содержание профессиональной деятельности режиссера драматического театра.

  2. Выделить те специфические операции, в которых преимущественно проявляется специфика художественного мышления режиссера и, соответственно,- его психологическая квалификация.

  3. Рассмотрев психофизиологическую основу профессионального мышления режиссера, найти его некоторые обьективные показатели.

  4. Проследить эволюцию специфических признаков режиссерского мышления и их трансформацию в различных театральных системах.

  5. Составить профессиограмму деятельности режиссера драматического театра.

Методы исследования. Принятый в советской психологии и про-фессиографии деятельностный подход предполагает в качестве основного метода исследования функциональный анализ режиссерской деятельности. Этот метод позволяет описать профессиональную деятельность через совокупность целей, задач, обьектов, предмета, направленных на их "обработку" функций и операций, промежуточных и окончательных "продуктов", а также условий деятельности. Одним из способов описания профессиональной деятельности является анализ ее продуктов, поскольку в них (в данном случав - в режиссерских экземплярах) достаточно полно выявляются специфические черты режиссерского мышления. Слово - слепок мысли, представления, образа. Поэтому некоторые особенности режиссерских экземпляров могут

стать достаточно достоверным индикаторами специфики профессионального мышления. Одним из аспектов исследования режиссерских экземпляров - наряду с прочими - является изучение особенностей профессионального словаря.

Практическая ценность исследования. Решение поставленных задач имеет как практическое, так и теоретическое значение. Теоретическое значение поставленных в исследовании вопросов определяется тем, что: определены предмет, материал, язык и конечный "продукт" деятельности режиссера драматического театра; выделены и описаны некоторые закономерности режиссерского оперирования предлагаемыми обстоятельствами; выделены и описаны те операции, в которих преимущественно проявляется специфика художественного мышления режиссера и его профессиональной деятельности; определено и описано событийно-зрелищное мышление режиссера, рассмотрена его психофизиологическая основа - т.е. разработана теоретическая модель режиссерскою мышления; прослежена эволюция "черт и признаков режиссерского мышления, а также их трансфорлация в различных театральных системах.

Практическое значение исследования определяется тем, что: на основании анализа режиссерской деятельности выделены операции, в которых преимущественно проявляется психологическая квалификация режиссера (профессиональная пригодность); доказано, что событийно-зрелищное мышление является ведущим признаком режиссерской одаренности; определены некоторые объективные показатели событийно-зрелищного мышления и их взаимодействие в,процессе режиссерского творчества; намечены основные направления разработки специальною режиссерскою тренинга и методов психодиагностики

_ ? _

профессиональной одаренности в процессе отбора будущих режиссеров; разработана профессиограша режиссера драматического театра.

Научная новизна работы определяется тем, что впервые: предпринята попытка изучения особенностей художественного шшления режиссера в его соотношении с взаимодействием лежащих в его основе способностей; описаны и систематизированы операции, осуществляешэ режиссером с предлагаемыми обстоятельствами в процессе реализации профессиональной деятельности; выделены некоторые признаки и зако-

номерности оперирования предлагаемыми обстоятельствами и их дифференциации; сделана попытка рассмотрения режиссерских систем до-режиссерского театра и театра XX века сквозь призму оперирования предлагаемыми обстоятельствами.

Положенім, выносимые на защиту. Единственным научно обоснованным на сегодняшний день методом работы режиссера является разработанный К.С.Станиславским метод физических действий, сущность которого состоит в том, чтобы найти молекулу сценического действия, дальше которой действие не дробится, и выразить через простейшее физическое действие (Г.А.Товстоногов, I). В. процессе овладения методом физических действий у режиссера формируется особый способ мышления. "Методологій,- писал Г.А.Товстоногов,- не просто овод правил, это способ мышления. Действенный способ мышления"(2). Действенный способ мышления является важнейшш из профессионально

. значимых качеств. Однако это качество не существует в статике. Согласно предлагаемой гипотезе, действенный способ мышления режис-

1. Товстоногов Г,А. Зеркало сцены: В 2-х кн.- I.искусство, 1984.-
кн.1.- С.242

2. Товстоногов Г.А. В спорах о профессии // Вопросы театра.
. Внп. 10.-М.:ВЇ0,І986.Л?Л23

- 8-сера материализуется в функции пересоздания (термин А.С.Курбаса) предлагаемых обстоятельств пьесы в предлагаемые обстоятельства спектакля, переводе слов - в действие, пьесы - в спектакль, событий - в зрелище, визуализации действия. В операции пересоздания прздлагаемых обстоятельств преимущественно и проявляется специфика художественного - событийно-зрелищного - мышления режиссера.

Апробация работы. Диссертация обсуждена и одобрена на заседании кафедра режиссуры Киевского государственного института культуры им. А.Е.Корнейчука. Основные положения работы апробировались на Всесоюзных я Республиканских конференциях (Клайпеда, 1985; Барнаул, 1985, 1988; Николаев, 1988). Работа прошла апробацию на секторе театра народов СССР ВНИИ искусствознания. Результаты исследования внедрены в учебный процесс высших и средних специальных учебных заведений искусств и культуры системы Министерства культуры УССР и отражены в ряде публикаций, нодготовлен-

с ных по теме исследования.

Структура работы. Характер поставленных задач обусловил структуру работы, включающей Введение, две главы, Заключение, Библиографию и Приложение.