Введение к работе
Актуальность исследования. Сельский любительский театр, ориентируясь на определенные образцы учено-артистического профессионализма, в то же время опирался на устойчивые фольклорные механизмы функционирования и восприятия художественного творчества. Бо многом он представлял /вплоть до наших дней/ явление маргинальное в культуре, к которому не подходят аксиологические методы искусствоведческого анализа и критерии "высокого" искусства. В такой ситуации исследование пограничных феноменов в искусстве неминуемо должно перемещаться в другие плоскости. Именно поэтому развитие деревенского театра конца 1910-1930-х годов автор рассматривает в широком культурном контексте, анализируя связи сельского
2.
театрального любительства с крестьянским менталитетом, "ученым" искусством и массовой городской культурой.
Сегодня, когда художественная самодеятельность перестала функционировать в качестве ангажированного "искусства миллионов", как организованная форма приобщения народных масс к "высокому" искусству, - исследователи столкнулись с проблемой отсутствия работающих с фактами теоретических концепций. Предпринятый в работе анализ психологических мотивов, художественных пристрастий и ориентации сельских дилетантов на фольклорные архетипы мыслится автором как один из путей насущно необходимого преодоления кризиса в изучении непрофессионального искусства.
Методологические принципы исследования. Работа носит исто-рико-теоретический характер. Ее исходной точкой стал анализ тех тенденций развития сельского общества, его культуры и мировосприятия, которые повлияли на функционирование здесь любительского театра. В диссертации дается общая панорама театрального любительства в послереволюционное двадцатипятилетие при этом особое внимание уделено ритуальным мифологемам и ба-лаганно-фольклорным элементам в сельском сценическом искусстве, а также перипетиям его взаимоотношений с "государственной культурой" и городскими формами театральной самодеятельности.
Источники исследования. Если о дореволюционном любительском театре написана обстоятельная монография Г.А.Хайченко ,
I/ Г.Хайченко. Русский народный театр конца XIX - начала XX века. - !.!., 1975.
3.
где, в частности, освещена тема зарождения и распространения театрального искусства на селе, то историография деревенского
театра советского периода ограничивается лишь двумя неболь- '
і 2
шими статьями В.Кукаретина и Г.Шаповаловой . Все это потребовало критического переосмысления традиционных историографических источников /книжных и журнальных публикаций тех десятилетий/ и введения в научный обиход новых материалов, в поиске которых автор обратился к неопубликованным документам, обнаруженным в фондах столичных и провинциальных архивов.
Избранный в диссертации метод изучения сельского театра в широком социокультурном контексте стал возможным благодаря использованию литературы, посвященной ярмарочной и лубочной традиции, обрядовому фольклору и народной драме, "переходным" феноменам в архаической культуре и новейшем искусстве.
Научное значение работы. Впервые предпринята попытка сбора и систематизации сведений о развитии любительского театра в российской деревне конца .1910-1930-х годов и анализа его специфики, что расширяет представление о многослойной театральной культуре в России рассматриваемого периода.
I/ В.Кукаретин. Из истории сельской театральной самодеятельности России// Народное творчество: Вып. ІУ. Проблемы сельской художественной самодеятельности. - М., 1976. - С. 114-137.
2/ Г.Шаповалова. Самодеятельный народный театр и фольклор// Фольклор и художественная самодеятельность. - Л., 1968. - С. 122-144.
4.
Объем и структура исследования, диссертация объемом в 6,5 авторских листов состоит из введения, пяти глав, заключения и списка использованной при изучении данной темы литературы.