Введение к работе
Актуальность и научная значимость темы. Исследование современного актерского искусства традиционно остается одной из коренных задач и вместе с тем наиболее проблематичных областей театроведческой науки и театральной критики. В последние годы заметно возросла актуальность исследования проблемы стиля в театральном и, в частности, актерском искусстве. Обращение к теме стиля в театре выдвигает ряд проблем общеметодологического характера и ввиду недостаточной теоретической разработки данной проблемы в отечественном театроведении сопряжено с определенными трудностями, преодоление которых требует специального углубления в исследования проблемы стиля в теории литературы и изобразительных искусств. Необходимость разработки категории стиля в отечественной театральной мысли вызревала на протяжении целого столетия, начиная со второй половины XIX века, параллельно с процессом становления театроведения как науки. Но лишь в середине XX в. С. С. Мокульскии научно обосновал постановку этой проблемы в своем курсе лекций "Введение в театроведение", прочитанном им в ГИТИСе в 1944—1947 гг. Однако в дальнейшем настоящего научного развития тема эта не получила, в связи с чем следует отметить, что она до сих пор ждет своего исследователя и требует всеобъемлющего изучения.
В данном исследовании в соответствии с замыслом мы выделяем один, представляющийся нам существенным аспект этой обширной проблемы, а именно: поиск реальных соотношений индивидуального стиля художника и стилевых тенденций, характерных для многих актеров-современников. Выбор объекта исследования закономерен и обусловлен целым рядом обстоятельств. А. Миронов оказался одним из наиболее заметных и ярких актеров своего времени и своего поколения. Вместе с тем его незаурядная артистическая индивидуальность позволяет говорить о нем, как об особом, по-своему уникальном стилевом явлении в отечественном театре. Помимо непосредственной значимости художественного опыта А. Миронова выбор темы диссертации был продиктован собственными многолетними (начиная со второй половины 70-х годов) наблюдениями за творчеством актера. Источниками для работы послужили подробные и тщательные записи репетиций, бесед с артистом.
Цель и задачи работы. Цель настоящей диссертации состоит в выявлении специфики развития стиля игры А. Миронова в контексте театральных тенденций новейшего времени. Для этого по ходу исследования необходимо решить ряд задач: проследить процесс становления, формирования и разнообразные проявления стиля игры актера, анализ которого неотделим от осмысления его личности и индивидуальности, связанной с конкретной исторической эпохой; проанализировать, как соотносился индивидуальный стиль А. Миронова с характерными стилевыми особенностями развития современного актерского творчества.
Теоретической и методологической основой работы послужили искусствоведческие и литературоведческие труды по проблемам актерского искусства и стиля. В работе использованы исследования Г. Вельфлина, В. М. Жирмунского, Д. С. Лихачева, С. С. Мокульского, А. А. Гвоздева, Л. Я. Гинзбург, П. В. Палиевского, монографии и статьи театральных критиков, среди которых особое место занимают работы П. А. Маркова. Опорою для работы послужили труды Н. И. Надеждина, В. Г. Белинского, А. А. Григорьева, П. Д. Боборыкина, Ф. А. Степуна. Помимо названных работ в диссертации используется газетная и журнальная периодика, касающаяся творчества А. Миронова и разных аспектов развития современного театра и культуры. Диссертант опирался также на выводы, содержащиеся в работах: А. Аникста, Б. Зингермана, ri. Крымовой, Б. Любимова, В. Максимовой, Е. Поляковой, К. Рудницкого, А. Смелянского, И. Соловьевой, О. Фельдмана и других.
Научная новизна работы состоит в том, что она представляет собой практически первую попытку обобщающего исследования творческого опыта артиста в широком контексте стилевых тенденций театрального, актерского искусства и культуры новейшего времени. Особо следует подчеркнуть то, что немалая часть исследования, основанная на опыте собственных наблюдений, записей бесед с актером, репетиций, преследует совершенно конкретную, как правило, игнорируемую теоретиками театра, но необходимую в театроведении и непростую для осуществления цель фиксации убегающего, сиюминутного, преходящего по своей сути искусства актера, его живого голоса, сценического рисунка его ролей и превращения их таким образом в документ театральной эпохи. Наблюдение за творчеством артиста позволило также заняться изучением его художественного опыта в теоретическом аспекте, в частности в определении мало изученного в театроведении вопроса индивидуального стиля художника.
Практическая значимость работы состоит в том, что она раскрывает специфику развития стилевых тенденций актерского искусства последнего тридцатилетия и тем самым дополняет общую картину развития современного театрального процесса. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы при разработке вузовских курсов и написания монографий по проблемам современного актерского творчества, а также при разработке методики анализа стиля, применимой для исследования игры актера.
Апробация работы. Диссертация выполнена, обсуждена и рекомендована к защите на кафедре истории театра России Российской академии театрального искусства (ГИТИС). Основные положения работы представлены в журнальных публикациях, а также в книге: "Андрей Миронов: неоконченный разговор" (принята в производство, изд. "Искусство", план выпуска — 1993 г.).
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии, представляющей перечень использованной литературы и источников.