Введение к работе
Отечественное фигурное катание по своему художественному совершенству, силе эмоционального воздействия, мастерству постановщиков и исполнителей занимает одно из ведущих мест в мире.
С эстетической точки зрения отечественная школа фигурного катания является уникальным художественным явлением, самобытность которого во многом определяет успехи наших спортсменов и творческие достижения театров на льду.
Один из путей развития современного фигурного катания лежит через исследование его художественных тенденций. Особое значение здесь приобретает изучение эстетических проблем русской школы фигурного катания, которая сложилась в начале XX века и оказала большое влияние на формирование национального стиля.
Предметом настоящего исследования является русская икола
фигурного катания в процессе своей художественной эволюции.
Объем исследования охватывает период от истоков до начала XX
века. і
Актуальность работы определяется сложными процессами, происходящими в современном фигурном катании. В частности, та-кими, как - взаимовлияния хореографии и фигурного катания, изменение спортивных правил в сторону художественного аспекта, возникновение новых постановочных принципов в учебно-тренировочном процессе, появление профессиональных коллективов - театров фигуристов, принципиально отличающихся от традиционных балетов на льду.
Эти художественные потребности современного фигурного катания диктуют необходимость осмысления постановочных приемов и выразительных средств, выработанных балетмейстерской прак-
тикой прошлого, без знания которых не могут быть созданы яркие самобытные произведения, имеющие глубокие корни в русокой культуре.
Основной целью диссертации является выявление основных тенденций художественного развития русской школы фигурного катания.
В соответствии с 8тим диссертантом решаются следующие задачи:
. - воссоздать процесс исторического формирования фигурного катания как художественного явления;
раскрыть своеобразие его эстетической природы;
выявить исторические и эстетические предпосылки возникновения русокой школы фигурного катания;
проанализировать на материале русской школы наиболее яркие художественные образцы и проследить их взаимосвязь со смежными видами искусства;
показать значение эстетических и художественных принципов, выработанных в практике русской школы для становления самобытного отечественного стиля фигурного катания.
Научная новизна работы. Новизна исследования определяется самим его предметом, так как русская школа фигурного катания впервые рассматривается как целостное художественное явление.
Автор впервые выявляет исторические и эстетические предпосылки возникновения русской школы фигурного катания, прослеживает пути ее художественной эволюции, определяет художественную значимость творческого наследия русских фигуристов и его рс.-ь в становлении отечественного стиля фигурного катания.
Б работе предпринята попытка ввести в научный обиход но-выГ источниковый материал, дать описание редких лубочных кар-
тинок и гравюр, реконструировать театрализованные представления на льду.
Практическая значимость работы. Предпринятое исследование позволяет заполнить прооел в изучении история и теории фигурного катания.
Материалы работы могут быть использованы при разработке лекционного курса по истории фигурного катания и создании методических пособий.
Автор видит возможность применения основных положений и выводов диссертации в теоретических исследованиях: при анализе фактов истории и современной практики фигурного катания, для сравнительного изучения национального стиля различных школ. Материал диссертации может представлять интерес не только для исследователей, но и для практической деятельности современных балетмейстеров.
Источники исследования. Теоретической основой диссертации является специальная литература по фигурному катанию. Значительный материал для исследования содержится в дореволюционных изданиях, хотя источники очень неравноценны по фактологическому материалу. Среди них следует выделить труды Г.Паули, И.Герда, И.Паульсона. Однако главным источником сведений о русской школе является фундаментальное исследование Н.Панина "Фигурное катание на коньках". Это первый теоретический труд по методике фигурного катания, обобщающий практическую деятельность фигуристов русской школы.
Различным проблемам развития русской школы посвящены работы современных авторов - А.Чайковского, А.Светова, В.Вьюник.
Вопросы истории отечественного фигурного катания частично освещены в трудах В.Рыжкина, Е.Чайковской, Л.Пахомовой.
Анализ литературы свидетельствует о давнем интересе к проблеме развития русской школы. Однако в этих немногочисленных трудах объектом исследования являлись автобиографические данные известных фигуристов, вопросы методики и техники их катания, история спортивных турниров. Как правило все авторы вышеуказанных работ в той или иной степени поднимают и художественные вопросы, более того, определяют их как основополагающие для изучения русской школы. Но как ни парадоксально, эта проблема, выделенная как одна из наиболее важных, специального исследования до сих пор не получила.
До настоящего времени решение поставленных диссертантом задач не представлялось возможным, так как в поле зрения авторов был весьма ограниченный круг источников. Диссертант впервые предпринимает попытку найти и ввести в научный оборот новый пласт источников, не являющихся предметом специального изучения предшествующих исследователей.
Б результате поисков были выявлены материалы, отражающие историко-этнографические и эстетические особенности катания на коньках в России. Особо хочется отметить работы А.Алексеева-Яковлева, А.Терещенко, А.Бурцева, Н.Костомарова, А.Разина, Д.Ро-винского. Эти труды помогли обнаружить редкие лубочные картинки и гравюры с изображением конькобежцев,, что позволило диссертанту шервые дать достоверное описание процесса катания на коньках в России.в ХУП-ХІХ вв., понять его тесную взаимосвязь с народными зимними праздниками и увеселениями.
Интересный фактический материал содержится в мемуарной литературе зарубежных авторов. Их путевые записки и дневники поуогают уяснить специфические особенности русского стиля катания. Ценние наблэдения встречаются в воспоминаниях немецкого
камер-юнкера Ф.Берхгольца, английского дипломата К.Карлейля, Я.Номена.
Существеянув роль в работе над темой сыграли исторические очерки И.Георги, И.Пушкарева, П.Свиньина, Р.Попова. Они помогли глубже постичь атмосферу времени, соотнести процесс формирования школы фигурного катания с социальными и историческими путями развития России.
Пограничный характер исследуемой проблемы потребовал изучения материалов как по физической культуре и спорту, так и искусствоведческой литературы. Работы Г.Дюперрона, И.Козловского, И.Пономарева позволили рассмотреть становление русской школы фигурного катания во взаимосвязи с процессом развития физической культуры и спорта. Наличие общих корней между фигурным катанием и скоростным бегом вызвало необходимость обратиться к литературе по истории конькобежного спорта. Внимание автора привлекли труды П.Ипполитова, А.Петрова, Ы.Соколова, а также отчеты и уставы спортивных обществ. Определение понятия спорт как "игра" потребовало изучения материалов, касающихся вопросов русских зимних игр. Работы Е.Похровского дали дополнительные сведения о катании на коньках в России.
В связи о тем, что работа является первой попыткой научного анализа композиций фигурного катания, автор счел необходимым изучить искусствоведческие методы исследования. Интересными в этом смысле стали работы Е.Волковой и Е.Шорохова. Использованы также методологические принципы известных балетоведов Ю.Бахрушина, Л.Блок, В.ВанслоЕа, В.КрасовскоЙ.Е. Суриц.
Систематизации рисунков специальных фигур, а также выявлению их связей с русским орнаментом помогли труды по орнамента-листике В.Дембовецкого, Н.Соболева, Ю.Новоселова, С.Недлера.
Важную роль в исследовании сыграла дореволвционная периодика, в частности, журналы: "Всемирная иллюстрация" и "Нива". Статьи из русской периодики помогли диссертанту обнаружить ранее неизвестные для исследователей сведения о театрализованных представлениях фигуристов.
В своем исследовании автор применяет данные, содержащиеся в таких обобщающих изданиях, как "Энциклопедический словарь по физической культуре", "Словарь иностранных слов", "Толковый словарь живого великоруоского языка".
Апробация работы. Материал диссертации вошел в курс лекций по истории фигурного катания в Российской академии театрального искусства (ГИТИСе), где автор преподает с 1979 года. Основные положения диссертации использованы в методических пособиях, предназначенных для учащихся специализированных школ фигурного катания, студентов РАТИ и спортивных вузов.
Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры хореографии Российской академии театрального искусства.
Объем и структура работы. Диссертация объемом в 7 печатных листов состоит из введения, четырех глав, заключения, списка используемой литературы и приложения (18 иллюстраций и 44 рисунков специальных и произвольных фигур).