Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Режиссерское творчество в современном театре Белоруссии (проблемы концептуальности в спектаклях 70-80-х гг.) Боровик, Григорий Иванович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Боровик, Григорий Иванович. Режиссерское творчество в современном театре Белоруссии (проблемы концептуальности в спектаклях 70-80-х гг.) : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.01.- Минск, 1992.- 27 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность данной теш обусловлена слояными проблемами и противоречиями в современном театре, которые требуют своего научного осмысления, обобщения, выводов. Среди них наиболее важными и взаимосвязанными нш представляются такие вопросы, как изучение многогранного опыта корифеев и последователей отечественной режиссуры; виявление новых пластов режиссерской деятельности современных мастеров сцены; переосмысление художественных ценностей современного и классического репертуара; анализ взаимодействия творческой концепции режиссера и системы собственно театральных выразительных средств; наконец, что особенно актуально и необходимо - разработка основных положений концептуально сти современного режиссерского искусства.

Необходимость иселедовання данной темы продиктована возрая стающей потребностью режиссуры выработать основные концептуальные подходы и принципы для сценического осмысления, освоения, отображения действительности. Под этим подразумевается стремление понять особую роль художественной личности режиссера в решении кардинальных вопросов идейно-эстетического плана, а та-кг.е освоение реалистических традиций и новаторских поисков, осознание влияния социально-общественных, общемировых, общекультурных процессор на реаиссерскую концепцию мира И человека. Реализация этих устремлений и даст возможность репиосеру, посредством своих сценических произведений, воздействовать на умы и сердца современников, содействовать развитию в общества гуманистических идеалов.

Характерной особенностью современного режиссерского театра ' является, на наш взгляд, утверждение индивидуальных взглядов ва жизнь и собственных идеалов в искусстве^ соединенна яичного опн-

та с общественным, истории и современности, новации о традицией. Этим в значительной степени обусловлено своеобразие концептуальной режиссерской деятельности, которая нуждается в теорек»-ческом изучении и обобщении.

Актуальность данной работы видится в стремлении ясмыслить концептуальную деятельность современной белорусской режиссуры, масштаб и глубину ее образного мышления, своеобразие поисков и самобытность творческих направлений, сопряженность ее эстетического опыта с исходными принципами и программами режиссеров прежних десятилетий, поиск новых путей действенных связей театрального искусства с жизнью. Анализируя театральный процесс 70 - 80-х годов, автор обращается' к сцэничеоким работам разных режиссерских поколений и индивидуальностей, созданных на матеріале как отечественной, так и мировой драматургии. Такой подход способствует более точному выявлению диалектики процесса развития, особенностей концептуальных поисков режиссуры в современном театральном искусстве Беларуси.

В период радикальных перемен в общественной жизни с особой остротой встает проблема общественно-преобразовательной деятельности художников. Осмысление ценного опыта прошлого, освоение непосредственной живой практики будет содействовать нашему дальнейшему демократическому развитию. А кроме того, - тема данного исследования подсказана и самой театральной действительностью, где современная белорусская режиссура небезуспешно утверждает свое право на сценическое авторство и осмысление явлений действительности с позиций концсптуально-художественніїх координат в искусстве.

Цель и задачи исследования определяются уже самой актуальностью темы и ее иерастор-ямостью с живой практикой и теоре-

і тичвской мыслью соврекешюго театрального искусства, Глаык;;: цель работы состоят в выявлении и обобщении результатов идей но-эстеткческих исканий белорусской режиссуры ?0 - Ю-х годен. с учетом исторического и современного режиссерского опыта, со циально-общественных и культурних процессов, художественных на лений в драматургии и театральном искусстве, в общем движении национальной театральной культуры, и,таким образоы. делается т. пытка раскрцть обіцую картину концептуальной деятельности современной белорусской режиссуры.

Данная цель исследования выдвигает ряд важных, взаимосвязанных задач:

анализ творческих програмі, концепций, отдельных взглядов корифеев и последователей отечественного режиссерского театра, мастеров современной режиссуры для виявлення общих исходных концептуальных принципов и подходов в современной режиссерской деятельности;

выявление обусловленности режиссерской концепции спектакля конкретным драматургическим-материалом, вантами жизненными про- цесеаыи,-общим состоянием искусства в целой;

переосмысление современной белорусской режиссурой произведений национального и мирового репертуара о позиций индивидуальных подходов к явлениям яизни и искусства;

раскрытие роли и значения собственно театральных выразительных средств в создании концептуально нагруженной модели действительности - сценической реальности;

определение идейно-эстетической значимости творческой концепции режиссера в раскрытии общей картины мира и человека в сценических произведениях.

4 тации состоит из личных наблюдений и анализа театральной жизни республики, собственной многолетней режиссерской практики в театрах Беларуси, России, Украины, Молдовы. Использована матери-алн выездных сессий секции критики Союза театральных деятелей Беларуси, художественных советов республиканских театров, документы пленумов и съездов, совещаний и заседаний секции режиссуры и критики СТД Беларуси, записи бесед диссертанта с ведущими деятелями современной режиссуры, материалы республиканской и союзной печати.

Методологически работа основывается на принципах современного театроведения, теории-ре&иссури» философии, эстетики. Особое значніше для диссертационного'исследования имеет историке—теорети-ческпй подход в анализе концептуальных проблем режиссерской деятельности, йго помогает проследить эволюцию творческих поисков совреі.іеніїой белорусской режиссуры в ее причинных связях с явлениями жизни и искусства.

Важное значение для исследования имели труда классиков худо-аествешіоіі ісультура - В.Белинского, Н.Гоголя, Ф.Достоевского, А.Пушкина, Н„Чернышевского п др., а таїте работы ученых в области литературного я театрального творчества - Б.Алперса, М.Бахтина, Н.Берковского, Ю.Борзт, В.Волькенплейна, И.Волкова, Е.Гро-иова, Г.Ёршша» Б.Зингерыана, Я.Когана, Ф.Комиссарскевского, Н.Хра' пчешю.

Естественно и 'обращение диссертанта к книгам, статья», записям репетиций К. Сташіславского, В. Немировича-Данченко, В.Мейерхольда, А.Таирова, Е.Вахтангова, К.Марджанишвили, Л.Курбаса, Н.Горчакова, Б.Сушкевича, Ф.Каверина, М.Чехова, Н.Охлопкова, А.Попова, А.Лобанова, Н.Иетрова, А.Дикого; к опыту современных ' отечественных и зарубежных режиссеров - Г.Товстоногова, Н.Акимо-

ва, Б.Захавы, М.Кнебель, A.Sfcpoca, О.Ефремова, А.Гончарова, Ю.Лабимова, В.Пансо, К.Ирда, М.Захарова, П.Брука, Е.Гротовского, Дк.Стреллера и многих других мастеров режиссуры.

Исследование поставленных задач способствовали труды веду-ща. ученых современного театра И.Вишневской, С.Владимирова, Н.Еелиховой, В.Нефеда, А.Соболевского, Р.Смольского, А.Смелян-ского, В.СахноБсаогоЧІанкеева, В.Хализева и др. Необходимыми для диссертанта стали книги и статьи Б.Костзлянца, Н.Крымовой, А.Карягина, А.Образцовой, Б.Любимова, 0.Ремеза, А.Якубовского...

Неоценимую помощь в решении проблем диссертационного исследования оказали труды, статьи, записи публичных выступлений белорусских театроведов и критиков: Г.Баршева, С.Петровича, Т.Го-робченко, К.Нузнецовой, Б.Бурьяна, А.Лобовича, М.Колодинского, Ю.Паапсина, Е.Сохаря, Т.Орловой, В.Рошина и др.

Научная новизна я практическая значимость работы. За послание десятилетия белорусским театроведением сделано ш«гое в изучении национального театрального искусства. Свидетельством тому являются коллективные труды, монографии и отдельные брошкры о развитии театральной культуры от истоков и до наших дней, о творческой деятельности отдельных драматургов, режиссеров и актеров, о взаимодействии национальных театральных культур, о современной театральной процессе" и т.д. Появились первые работы непосредст-

х История белорусского театра: В 3-х Томах /4-х книгах/. Ул.., 1983 - 1987. На бел. языке.; Театр и жизнь: Некоторые проблемы театрального процесса в Белоруссии 70 - 60-х годов. Мн,, 1992.; Барышев Г. Театральная культура Белоруссии 18 в. Мн., 1992.; Нефед В. 'История белорусского театра. Мн., 1982. На бел. языке.; его же. Размышление о драматическом конфликте. Мн., 1970; его же. Николай Кавязкн: жизнь и творчество. Мн,, 19Э0. На бел. язнке; его вв. Игнат Буйницкий - отец белорус-

венно и о белорусской режиссуре. Это брошюры Р.Смольского "От
мечено временем" и очерк К.Кондрашиной "Константин Санников"1,
Они, естественно, не решают всех проблем,- хотя и поднимают це
лый ряд коренных вопросов творческой деятельности современной
белорусской режиссуры. Однако до сих пор отсутствуют обобщающие
труды о современной творческой деятельности белорусской режисг
суры, ее исходных принципах и позициях» концептуальных подходах
к осмыслению явлений жизни и искусства. Научная новизна диссер
тационной работы определяется еще и назревшей необходимостью .
для белорусской театроведческой науки и сценической практики
изучения и обобщения вдейно-эстетических исканий современной бе
лорусской режиссуры в контексте уже наработанного творческого
опыта, индивидуальных подходов к переосмыслению художественных .
ценностей драматургии и театрального искусства с учетом социаль
но-общественных, национальных, общечеловеческих процессов време
ни. '-

Исследование целого ряда взаимосвязанных проблем режиссерской деятельности, связанной с концептуальными подходами к веского театра. Мн., 1991. На бел. языке.} Соболевский А. Жизнь театра. Мн., 1990. На бел. языке; его ке. Хрестоматия по истории белорусского театра и драматургии! В 2-х томах. Мн.,

  1. На бел. языке; его же. Белорусская драматургия в театрах народов СССР. Мн., 1972; его же; Современность и история. Мн., 1985. На бел. языке; его же. Личность художника. Ми., 1992. На бел. языке.} СмольскийР. Сотворение судьбы. Мн., 1987; его же. На сцене - бессмертие подвига. Мн., І9В2.; Го-робченко Т. Купаловские образы на белорусской сцене. Мн.,

  2. На бел. языке.; Сохарь D. На пульсе жизни. Мн., 1979. На бел. языке.; Петрович С. Якуб Колос и белорусский театр. Мн., IS75. На бел. языке и др.

* Смольский Р. Отмечено временем. Мн., I9F4. На бел. языке.; Кондрашина К. Константин Санников. Мн., І9ЄІ. На бел. языке.

7 мыелению явлений жизни и искусства в контексте режиссерских традиций, современного художественного и социально-общественного процесса представляется автору реферируемой работы новым научнны направлением в изучении современного белорусского театрального искусства.

Практическая значимость данной работы определяется очевидной актуальностью рассматриваемых проблем, их тесной связью с насущными вопросами современного театроведения, духовным воздействием произведений сценического искусства на общественное сознание. Предлагаемые в работе вывода и наблюдеїшя могут найти практическое применение в конкретной творческой деятельности современной белорусской режиссуры, а такае помогут расширить рамки теоретического исследования важнейших процессов в национальном театральном искусстве. Результаты диссертации будут содействовать более активному поиску новых сценических концепций в прочтении национальной и мировой драматургии. Естественно, диссертация может использоваться как дополнительный материал в учебном процессе на^ режиссерских факультетах театральных ВУЗов,

Апробация работы. С изложением основных тезисов диссертант выступал на научно-творческой конференции Института искусствоведения, этнографии й фольклора АН Беларуси, посвященной 40-летии Победа, а также на конференциях профессорско-преподавательского состава Белорусской академии искусств-и Минского института культуры. Основные полояения работы отражены в журнальных статьях и отдельных брошюрах общим объемом 7 печатных листов. Отдельные выводы диссертации излагались автором в лекциях для студентов режиссерского отделения, семинарах для режиссеров профессиональных и любительских театров, на курсах повышения квалификации работников культуры и педагогических кадров, в выступлениях на

совещаниях и пленумах Союза театральных деятелей Беларуси, в конкретной режиссерской деятельности.

Диссертация обсуждалась в отделе театра Институтаискусствоведения, этнографии и фольклора ЛЯ Беларуси, а также получила положительную оценку и была рекомендована к защите Ученым советом Института искусствоведения, этнографии и фольклора Ш Беларуси.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех-глав, заключения и списка использованной литературы.