Введение к работе
Актуальность проблемы. Киргизская хореография, одна из самых молодых в мире,' является составной частью национальной духовной культуры Кыргызстана. Она многосложна и многосоставна, включает в себя самодеятельное искусство и профессиональную хореографию, своеобразной вершиной которой является национальный балетный театр. Созданный за сравнительно короткий период, он обрел не только собственный репертуар, воспитал одаренных актеров, но и тлеет собственное хореографическое училище, готовящее молодые кадры для кыргызской балетной сцены.
История свидетельствует, что балетный театр формируется медленно, на это в большинстве случаев уходят столетия. Кыргызский хореографический театр - театр высокой профессиональной культуры, национально самобытный, творчески активный, вырос за несколько десятилетий. Весьма важен тот факт, что он формировался одновременно с возрогздавдейся народной хореографией. Такой путь развития очень редок - обычно профессиональный балетный театр использует при становлении приемы и краски народного искусства, ибо народный танец является основой профессиональной хореографии.
В Кыргызстане эти процессы шли параллельно, и профессиональный театр, и самодеятельное искусство за сравнительно короткий период достигли больших художественных высот.
Своеобразие становления и развития кыргызской хореографии потребовало от исследователя комплексного рассмотрения пути кыргызского балета в его различных аспектах, изучения одновременно балета классического и национального, а также исполнительского стиля и т.д.
Решение этой актуальной проблемы кыргызского театроведения, и балетоведения необходимо для объективного освещения пути исторического развития национальной хореографии, для выработки ориентиров ее движения к обновлению.
Объект исследования и его хронологические, рами» Исследование охватывает время зарождения самодеятельного и профессионального искусства кыргызской хореографии до периода 90-х годов двадцатого столетия. Обращаясь к истории кыргызского на-
ж тн
рода , его культуре и искусству , автор на стремится к изложению ее хронологии, а раскрывает проблема становления и развития кыргызской хореографии, взаимодействия и взаимопроникновения национального и классического балета, определяет канровые границы каргазской хореографии, формирования национального исполнительского стиля. Актерское искусство рассматривается в работе как часть национальных художественных ценностей.
' Степень изученности теод. Кыргызское профессиональное и самодеятельное искусство хореографии нашло свое отражение в различного рода исследованиях, литературных источниках, статьях а монографических работах. Большинство гаэетно-гурнальшх статей написано на высоком профессиональном уровне, но они все zb не дают обобщенную каретку хореографического искусства в республика, как ее отдельных этапов, так и в целом. Проблема национального репертуара, актерского мастерства рассматривал Н.Львов в книге "Киргизский театр. Очерк истории". М., "Искусство", 1953. Серьезный анализ музыкальной драматургии балета "Чолдон" дан в работе Ю.Корева "М.Раухвергор и его балет 'Чад-нон". М., "Советский композитор", 1958. Научные сведения по кыргызскому народному танцу сообщаются в книге Т.Ткачеико "Народный танец". М., "Искусство", 1967.
В 1968 году республиканское книжное издательство "Кыргызстан" выпустило книгу Д.Брудного "Киргизский балетный театр". Автором собран большой фактический материал, изучены различные литературные источники. Б шшгэ представлены этапы развития кыргызского балета sa почтя двадцатипятилетний период. Но автор, не будучи специалистом в области хореографии, допустил ряд серьезных ошибок как исторического, так и теоретического плана. О просчетах этой книги писали Б.Бейшеналиева и другие авторы3*3.
Краткое сводное изложение история всех видов кыргызского искусства (в том числе хореографического) дано в обобщающей работе - кратком очерка "Истории киргизского искусства" под
а История Киргизской ССР. Фрунээ: Кыргызстан, 1991. Т. 3.
ss История Кыргызского искусства. Фрунзе: Илим, 1971.
^^ Бейшеналиева Б., Ураэгильдеев Р., Каплан С. Об уровне одного исследования. - "Сов. Киргизия", 1968. 21 июня.
редакцией члена-корреспондента АН Кыргызстана А.А.Салиева. Фрунзе, "йлиы", 1971. История киргизского театрально-декорационного искусства, искусства оформления спектаклей в республике, значительные работы видных сценографов республики освещены в историко-библиографическом очерке В.Березкина "Театрально-декорационное искусство Киргизия". Фрунзе, "Кыргызстан", 1972. Отметим также работу музыковеда Л.Крыловой, посвященную исследованию творческого пути видного киргизского композитора К.Молдобасанова, автора балетов, получизших международное признание ("Калый Молдобасанов". Фрунзе:"Кыргызстан", IS82).
В исследовании использованы документальные материалы государственного архива Кыргызской Республики, протоколы стенограмм заседаний репертуарно-редахпиокной коллегии Министерства культуры республики, художественных советов Кыргызского госу- -дарственного театра оперы и балета, республиканской филармонии, архив Кыргызского музыкально-хореографического училииа имена М.Куренкеева, материалы пленумов съездов Союза композиторов Кыргызстана, делопроизводственная документация республики с директивными органами Coma и других республик по вопросам творческой работы, кадровой политики, материально-технической базы, финансового состояния и т.д.
Основную 'часть исследования составляет .анализ поставленных на кыргызской сцене балетных спектаклей и хореографических номеров в оперных постановках, концертных программ государственного ансамбля танца республики. Стремясь сохранить для истории забытые или малоизвестные факты из творческой жизни национального балета 30-60-х годов, исследователь литературно восстанавливает, дает описание хореографии первых спектаклей, прослешвает традиции развития национального исполнительского стиля применительно к искусству танца. Больщую помощь в работе над диссертацией оказали встречи с мастерами искусств, создателями и участниками спектаклей, их воспоминания, беседы, различная информация, полученная автором от артистов, режнссероз, хоребграфов, сценографов, писателей, музыкантов.
Немаловажным источником стал и личный творческий ж производственный опыт автора исследования в качестве танцовщика, педагога-репетитора и хореографа-постановщика в Кыргызском театре и преподавателя в Бзшкекском хореографическом училище- Им
_ 4 -
написано несколько монографий, в которых воссозданы сценические портреты видных'киргизских артистов, излагается история развития и становления кыргызской самодеятельной и профессиональной хореография как части национальной худояественной культуры Кыргызстана.
Цель и задачи исследования. Диссертация имеет своей основной целью многоаспектное исследование кыргызской хореографии яа протяжении значительного временя, включающего процессы становления и развития киргизской хореографии от первых танцевальных форы кыргызского танца до развитого балетного театра 90-х годов двадцатого столетия. Для ее достижения выдвинуты следующие конкретные задачи:
проследить уникальность пути одновременного воссоздания кыргызского танцевального фольклора и формирования классического балета;
исследовать процесс создания национального балета, нашедший свое отражение в многочисленных постановках на сценах профессиональных танцевальных коллективов;
проанализировать влияние литературы на расширение жанровых границ кыргызской хореографии (Использование прозы Айтматова в балете);
осветить проблему освоения национальным балетом лучших традиций советской и мировой хореографии;
определить основные закономерности многолетних поисков деятелей кыргызского театра в решении образа современника средствами хореографического Искусства;
выявить общие черты исполнительского стиля и особенности творчества артистов национального балета разных актерских поколений, рассматривал их как часть национальной художественной культуры Кыргызстана.
Тем самым диссертант ставит целью исследовать неизученные процессы развития кыргызской хореографии и восполнить существующие пробелы в искусствоведческой литературе Кыргызской Республики.
Методологической основой исследования послужили фундаментальные принципы искусствоведения, идеи, заключенные в теоретических трудах и высказываниях видных искусствоведов, фольклористов, критиков, деятелей театра. При эта/ учтены также тео-
ретические положения из трудов искусствоведов региона Сродней Азия л Казахстана.
. Комплексний характер исследования, новый подход к анализу материала по народной хореографшг, стремление рассматривать художественную ценность балетних спектаклей л концертных программ в совокупности сложных проблем, решаемых национальным хореографическим искусством; потребовало расширения общетеоретической базы исследования. Это нашло отрадение в привлечении научных идей, изложенных в работах но общей теории искусств, вопросам театральной эстетики, по отдельным видам и жанрам театрального искусства, в том числе литературе, театре, опере, кино.
Материал и проблемный экскурс диссертационного исследования определяют его натчкур новизн-у. Впервые применен комплекс- ный характер исследования художественных процессов становления кыргызской хореографии в научном осмыслении данных республиканской и мировой искусствоведческой и культуроведческой историографии. Развитие отдельных видов кыргызской хореографии ставится в зависимость от эволюции национального и художественного сознания народов Кыргызстана и связывается с развитием других видов культуры, литературы и искусства.
Особое влияние на национальную хореографию оказал русский и советский балет. Это проявилось, прежде всего, в практической работе деятелей русского искусства, которые выступали в качестве педагогов-воспитателей национальных балотных артистов и постановщиков кыргызских балетов. В исследовании делается попытка выявить связи традиций, новаторских поисков и практической деятельности артистов и хореографов разных поколений и национальностей.
Фактические материалы, положения и выводы диссертации, а также авторские публикации на ее основе, дают основу для дальнейшей разработки научной проблематики. Уже сейчас они наши практическое применение, являются составной часты? при чтении курсов лекций по истории и теории кыргызского театра и хореографии в высших учебных заведениях республики, широко используются в музыковедческой практике, в учебном процессе, в аналитических работах, посвященных национальному искусству и, шире, художественной культуре.
— D —
В последнее время б республике усилилось внимание к системної^ изучению многовековой культуры Кыргызстана в ее историческом развитии, включая советский пзриод. Исследование может стать своеобразным учебным пособием для чтения лекций на факультетах тех учебных заведений Кыргызстана и за его пределами, где изучаются различные виды искусства.
Исследования и публикации автора раскрывают своеобразие и особенности развития молодого самодеятельного и профессионального хореографического искусства Кыргызстана, представляют закономерности его развития, наконец, определяют перспективы его дальнейиего роста.
Апробация диссертации. Исследование выполнено по алану научно-исследовательских работ Научного Совета по эстетике и искусствоведению института философии Национальной Академия Наук Кыргызстана от 30 сентября 1988 года (Протокол ,'« 20). Диссертационная работа обсузгдека и одобрена на расширенном заседании Отдела проблем духовной культуры института философии Национальной Академии Наук Кыргызской Республики 14 октября 1994 года {Протокол J6 8).
Результати научных изысканий получили одобрение на заседаниях Ученого Совета Кыргызско-Российского (Славянского) университета, кафедры режиссуры хореографии института театра и кино Казахской Республики, Общественной Академии Наук Кыргызстана, кафедры хореографии КПИ км. Б .Еейпе калиевой» Бишкек-ского гуманитарного университета. Диссертация обсуждена и была рекомендована к зашите Отделом театра Государственного института искусствознания (г. Москва) 10 февраля 1995 года.
По избранной проблеме соискателем опубликовано более 40 работ, вплетая восемь монографий, научные статьи, доклады и сообщения на научных конференциях, проводимых в КГВД имени Б.Бей-шеналиевой, а также на различных симпозиумах, семинарах и конференциях по хореографии.
Структура диссертации. Объем диссертации 16 авт. л. Она включает введение, 5 глав, заключение, список литературц и приложения (в том числе, список премьер балетних спектаклей Кыргызского театра оперы и балета п список клавиров музыкальных произведений, использованных в диссертации).