Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблема интерпритации исторического костюма (На примере прижизненных постановок опер П.И. Чайсковского) Кон Ми Ран

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кон Ми Ран. Проблема интерпритации исторического костюма (На примере прижизненных постановок опер П.И. Чайсковского) : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.01.- Москва, 1997.- 22 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исследования заключается и в том, что автор, опираясь на исследование интерпретации костюма в прижизненных постановках опер Чайковского, в первую очередь устанавливает связь его музыкально-драматургического наследия с такой, казалось бы, не близкой к партитуре (читай - пьесе) категорией, как костюм.

Главная задача исследования по-своему необычна, ибо предмет, выбранный для анализа и характеристики темы - театральный костюм - в трудах по истории театра всегда определялся «в очередь» за, как кажется, основными, более важными компонентами театрального спектакля. Тем интереснее

попытаться раздвинуть рамки сложившихся представлений о природе музыкально-театрального творчества и тем самым, может быть, пополнить общую картину театрально-художественного процесса в его историческом аспекте.

Постановка любой оперы зависит от сценического раскрытия музыкальной драматургии, в которой кроме основного - сценического действия, выраженного музыкой и зафиксированного нотными знаками, отражены самые широкие взгляды композитора - па время действия, литературную первооснову, исторические или современные характеры, мировоззрение эпохи. «Прочитывая» музыкальные коды партитуры, постановщики как бы совмещают авторские взгляды с собственными представлениями и о конкретном сочинении и о будущем спектакле. Большую роль в этом играет искусство художника, который является сорежиссером при создании художественного образа спектакля. В сотрудничестве с художником рождается первое материальное воплощение концепции режиссера, и его, художника, цель — найти связь сценографического решения постановки, включающего костюмы, с музыкальной драматургией композитора, увиденной и почувствованной конкретным режиссером.

Материалами для диссертационного исследования послужили макеты декораций, эскизы костюмов, источником и объектом - литературные тексты, либретто опер, паритуры.

Костюм рассматривается в настоящей работе и как предмет и как образ, причем, бытовой костюм в качестве отправной точки для работы художника служит основой реконструкции и анализа костюма театрального — костюма-образа. Реконструкция костюма-образа в прижизненных постановках опер П.И.Чайковского позволяет соотнести замысел автора литературного первоисточника с его трансформацией в музыкальной драматургии и с итоговым воплощении произведения на сцене - со спектаклем.

Избранный метод исследования предполагает аналитическую интерпретацию текста первоисточника и либретто в контексте эпохи их создания. Это связано с тем, что как и бытовой костюм, костюм театральный обладает большой ретроспективной информативностью, которая далеко не всегда воспринимается не только зрителем, но даже и постановщиками.

Влияние музыкальной драматургии на сценографическое решение (декорации и костюмы) оперного спектакля стало рассматриваться в русском театре в качестве сознательной творческой задачи лишь в конце XIX — начале XX века - в творчестве художников Мамонтовской оперы, а затем императорских театров и Дягилевской антрепризы. Истоки же русской театрально-декорационной живописи восходят ко второй половине XVII-ro столетия и связаны с появлением на Руси первого профессионального придворного театра. К середине XVIII-ro века ведущим жанром стала опера-сериа: грандиозный и торжественный спектакль. Именно оперно-балетный театр формировал преимущественно театрально-декорационную живопись и

костюм.

Во второй половине ХІХ-го века в России, как и в Европе, нарастает интерес к историческому воспроизведению разных эпох. Это так называемый "археологический" период, когда костюмы к спектаклям были близки к точному археологическому трактованию. Это был важный этап перехода от пышных придворных декораций к декорациям образным, ориентированным на музыкалыгуго партитуру сочинения.

В 60-е гг. XIX века в музыкальном театре все еще бытовала рутинная традиция гала-спектакля. Это был стиль пышного театрального великолепия, с псевдоромантической экзотикой и сценическими зффеїггами, приправленный к тому же натуралистическим правдоподобием.

И только с конца XIX-го века в связи с деятельностью оперы Мамонтова в создании декораций и костюмов наметилась тенденция к художественному совершенству образа, к законченности формы. Впервые за долгие десятилетия было вновь осознано, какое значение для художественной целостности спектакля имеет зрительный образ, эстетическое совершенство оформления. К театру вновь обратились первоклассные художники, художники-станковисты, и это обстоятельство открывало перед декорационным искусством новые горизонты, помогая ему освободиться от царившей на сцепе рутины.

Особый интерес для данного исследования представляет русская классическая опера и, в частности, оперы П.И. Чайковского. Они имеют долгую постановочную жизнь, с успехом идут во многих странах мира.

Чайковский - уникальный в своем роде музыкальный драматург. Его оперная драматургия основывается не на традиционных для оперы внешних эффектах и пафосных драматических коллизиях, а служит в первую очередь средством раскрытия внутреннего - душевного - действия.

Сценическая история произведений Чайковского знает немало ошибок, в той или иной мере искажавших замысел композитора, но знает и немало ценных достижений режиссеров, дирижеров, певцов, балетных артистов, художников, которые создали традиции классического прочтения оперного наследия композитора и мимо которых не могут пройти современные постановщики и исполнители его оперных сочинений.

При всем разнообразии - сюжетном, историческом и тематическом, разнообразии музыкальных образов и характеристик персонажей, оперное наследие Чайковского предстает перед нами как единый и неделимый мир автора, где сочетаются интимная задушевность и естественная простота с романтической приподнятостью, философская обобщенность с могучим размахом напряженного и, зачастую, драматического взгляда на сущее. При этом Чайковский выступает как автор меткого и правдивого психологического портрета и находит для каждого из своих героев интонацию «лица, не общим выраженьем».

Только в конце XIX — начале XX века, когда в ходе обновления всего театрального искусства стали объединяться устремления режиссера, художника

и исполнителей, оперы Чайковского нашли аутентичное воплощение на сцене. Особенно - "Евгений Онегин" и "Пиковая дама", которые, с нашей точки зрения, являются в высоком смысле хрестоматийными русскими операми. Эти названия повсеместно известны и, отражая культуру, быт, нравы русского общества конца XVIII-ro — первой трети Х1Х-го века, представляют большой интерес как для русского, так и для иностранного современного театрального художника. Вот почему проблема интерпретации и реконструкции театральных костюмов рассматривается на материале опер П.И. Чайковского.

Ограничивая рамки исследования реконструкцией сценического костюма в прежизпенных постановках двух, наиболее показательных с точки зрения исследования предмета операх Чайковского - "Евгений Онегин" и "Пиковая дама", а также анализируя интерпретацию костюма в свете музыкальной драматургией названных сочинений, отметим, что среди функций костюма в оперном театре современные исследователи (В.В. Ванслов, Б. Горович, Н.В. Геташвшш) выделяют следующие:

  1. Образно-характеристическую, в русле которой костюм рассматривается как знак эпохи, национальной культуры, социальной среды;

  2. Образно-музыкальную, полагающую костюм выразителем музыкально-драматического содержания, характера героя и эмоционального тона музыки;

3. Образно-выразительную или экспрессивную, рассматривающую
костюм как предмет декорационного искусства.

4. Живописно-конструктивную, под которой мы понимаем костюм как
элемент общего изобразительного решения(пейзажа, интерьера и т.д.), носитель
формальной роли "красочного пятна".

Применительно к теме исследования стоит особо отметить и то обстоятельство, что условный язык оперы как вида искусства требует от постановщиков виртуозного владения методом обобщения и устанавливает особые рамки использования натуралистических и бытовых реалий в оперном спектакле. Нередко именно от умения и таланта художника зависит точность перевода абстрактного звучания музыки на конкретный язык сцены, им же определяются пути визуального воплощения музыки и создания звучащего пространства, своеобразной «оптической инструментовки» действия. В пространстве этой «инструментовки» одну из ведущих ролей играет костюм, который, в определенной степени стилизуя фигуру певца, должен подчиняться общему художественному ритму спектакля и вписываться в живописную композицию сцены. От костюма зависит и пластика исполнителей, что безусловно влияет на общую интонацию всей постановки. Силуэт, цвет, общую стилистику костюма современному проектировщику костюмов диктует сама музыка.

В связи с этим в ходе анализа представляется уместным акцентировать внимание еще на одной функции театрального художника - стилизаторской, ибо она основывается на искусстве культурологического прочтения литературного первоисточника, либретто и музыкальной партитуры оперы, гармоничном

сочетании реконструированных костюмов реальной моды эпохи и их отражениях в театральных постановках.

Научную новизну и актуальность темы можно в известной степени выразить продолжающим оставаться современным наблюдением К.С. Станиславского: "дело заключается в том, чтобы превратить костюмированный концерт, каким большей частью является теперь оперное представление, в настоящее драматическое зрелище".

Апробация работы. Диссертация выполнена, обсуждена и

рекомендована к защите на кафедре истории театра России РАТИ (ГИТИС).

Практическая ценность исследования. Материалы диссертации составляют основу для курсов лекций "История театрального костюма. Специфика оперного костюма" для студентов режиссёрского и постановочного факультетов. Разрабатывая этот курс, автор ориентируется, в первую очередь, на специфику корейского театрального образования, в котором практически не разработаны курсы подобного типа. Выводы и практические рекомендации адресованы российским и иностранным режиссёрам и художникам.

Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения, списка используемой литературы и источников. Структура работы, опирающаяся на принятые в академической науке о театре нормативы, определялась, в частности, и ее ориентацией на корейского читателя - практиков и теоретиков театра, практически не знакомых с предметом исследования.