Введение к работе
Актуальность исследования. Проблема диалектического единства и взаимодействия традиций и новаторства является одной из наиболее ва:кных и актуальных в искусствоведении. В решении данной проблемы — ключ как для изучения генезиса искусства в прок-лом, так и для осознания процессов, протекающих в современном искусстве, и прогнозирования тенденций его развития в будущем. Значение исследования механизма ьзаимодействия традиций и новаторства для изучс :ия эффективных прогнозов тенденций развития искусстза обусловлено тем, что будущее искусства неразрывно сья-зано с его прошлым и настоящим и в значительной степени зависит с? них. В этой зависимости — одно из проявлений важнейшей особенности художественной действительности — ео относительной самостоятельности и определенного отличия от действительности реальной.
Старое л новое, традиции и новаторство на каэдом этапе развития общества должны находиться в оптимальной равновесии. Нарушение этого равновесия чревато издерглами не только теоретического характера, но и в самой творческой практике театра. Культурное развитие, в там числе и развитие театра, при ориентировке только на новое и в больсей или в меньшей степени разрыве с прежними традиция;.'!!, как правило, имеет следствием появление модернистских тенденций и создает предпосылки для отчуждения общества от своего прошлого. Если ::се чрезмерно преувеличивается роль традиций, они могут превратиться в тормоз прогресса, приобрести ;сон-серватиЕний характер. Теоретические исследования и конкретно-исторический анализ проблем преемственности, их верное решение препятствуют нарушению равновесия и способствуют развитию искусства.
Дня белорусского театроведения проблема художественной преемственности приобретает особое значение и особую актуальность в свете событии постперестроечной эпохи, результатам которых стал распад Советского Союза и появление на политической карте мира ноеьсс суверенных государств, в числе которых — Республика Беларусь. В период становления государственности перед обществам неизбежно встает задача сохранения опыта прошлых поколений, изучения истории, осознания национального своеобразия искусства.
Соединение истории и современности, прошлого и настоящего является необходимой предпосылкой плодотворного развития, в том числе и развития национальной сценической культуры.
Целью данного исследования является изучение диалектического единства традиций и новаторства для творчества театра имени Янки Купалы б периоды его создания, становления и в первую очередь на современном этапе. Ан&таз значения традиций белорусского народного творчества, русского классического театра бытового реализма, а также психологического реализма мхатовской вшолы в формировании неповторимого самобытного лица театра имени Янки Купали.
-Методологической основой диссертации являются историко-тео-ретические принципы современного театроведения, естетики.
Автор широко испольэуег. работы философов, эстетиков, искусствоведов, литературоведов, театроведов, практиков театра, каса-еідиєся исследуемы;: в диссертации проблем.
'В- работе исследуется собственно практика театра имени Янки Купалы: диссертант опирается на регулярные посещения репетиций (спектаклей), внутритеатральньк мероприятии, беседы с актерами, 'Г.;;;ітєльішіі анализ деятельности художественного совета, протоколов его заседаний, на ґ-'лелєншіє в процессе изучения проблемы новые
архивные материалы.
Научная новизна исследования. Определяется поставленной целью и состоит презде всего в самой постановко вопроса. Здесь впервые в белорусском театроведении комплексно рассматриваются проблемы преемственности в сценическом искусстве.
Театр имени Янки Купалы на протяжении десятилетий являлся ведущим коллективом республики, во «ног а/ определившим уровень развития белорусского театрального искусства, что обусловило пристальное внимание к нему со стороны с явственности, критики. Деятельность театра в 20—80-е гг. исследована разносторонне и глубоко в трудах В.Нефеда, А.Соболевского, Р.Смольского, Т.Горобченко, А.Добовича, С.Петровича и др., а также в коллективных работах,
таких, как "История белорусского театра" в трех томах (4-х кни- .
I 2
гах) , "Театр и жизнь", в подготовке которых принимал участие
диссертант.
Однако работ, специально посвященных проблеме преемственности, в белорусском театроведении нет, и диссертация является первой попыткой осмысления деятельности театра имени Янки Купали в аспекте преемственности традиций реализма. Из всех традиций автор выделяет фольклорно-этнографические традиции и традиции психологического реализма мхатовской школы и делает попытку доказать, что именно с этими направлениями связаны все высшиэ творческие достижения театра имени Янки Купалы как в прошлом, так и на современно!/ этапе.
-
История белорусского театра: В 3-х та/ах (4-х книгах). Т. I. Мн.., 1983; Т. 2. Мн., 1985; Т. 3 (В 2-х кн.). Мн,, 1987. На бел. языке.
-
Театр и жизнь: Некоторые проблемы театрального процесса в Белоруссии 70—80-х годов. Мн., 1989.
Зклад автора в разработку избранной проблемы и новизна результатов исследования заключаются:
- в системной характеристике соотношения традиций и новатор
ства в творческой практике театра имени Янки Купалы,которую автор
дает на основе единства теоретического анализа и конкретно-истори
ческого подхода;
- в осмыслении художественной практики театра имени Янки Ку
палы с позиций основных положений современной эстетики и искусст
воведения к проблема традиций и новаторства;
-. в изучении взаимодействия двух основных типов театрального творчества путей анализа деятельности одного коллектива в один временной период (театр имени Янки Купалы в 70—80-е годы).
Практическая значимость исследования. Основные положения и выводы диссертации имеют общетеоретическое.значение и могут представлять интерес для дальнейшей разработки проблемы преемственности в искусстве. В диссертации обобщается многолетний творческий опыт ведущего театрального коллектива республики. Изучение оп та помогает более точно познать большую или меньшую эффективность отдельных эстетических позиций в художественной практике театра, силу или недостаточность используемых выразительных средств. Результаты исследования могут быть применены в учебном процессе превде всего в Белорусской Академии искусств и в Минском институте культуры, на отдельных факультетах Белорусского государственно го университета, а те оке в практической деятельности драматически театров.
Апробация работы. Основные положения диссертации апробированы в выступлениях автора на пленумах и конференциях, проводимых Министерством культуры Республики Беларусь и Белорусским театраль 1ыи обществам — Соэзам театральных дея'злей Беларуси., Отдельные
спектакли, анализируемые в диссертации, отрецензированы автором на страницах республиканских яурчалов и газет. Результаты исследования опубпикованы в печати (c:.s. перечень в конца автореферата).
Отдельны:-; положения диссертации излагались во время чтения курса лекций и на практических занятиях в Белорусской Академии искусств, а также в ряде лекций по линии общества "Знание" и во время обсуждения спектаклей в театрах Беларуси.
Диссертация обсуждалась на заседании отдела театра Института искусствоведения, этнографии и фолькл ра АЛ Беларуси,где получила полонительну.о оценку и была рекомендована к защите.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав и заключения.