Введение к работе
Актуальность исследования.. В пьесах А.П.Чехова предметный
г*
мир является одним из существенных слагаемых изображаемого драматургом сценического пространства. В этой связи стоит отметить, что поваленное внимание л сценическим возможностям предмета в чеховской драматургии оыло проявлено К.С.Станиславским при первом же его .к ней обращении /"Чайха" 18У8 г./. "Пользование вещами" Вл.И.Немирович-Данченко назвал "одним из крупных элементов сценической новизны режиссера Станиславского", отмечая, что "эта режиссерская черта /.../ стихийно отвечала письму Чехова" .
В современном театре в чеховских постановках этот режиссерский прием используется достаточно широко - от откровенно-фарсовой иронии до утонченно-гибкой метафоры. В своа очередь, столь обширный диапазон режиссерских прочтений побуждает исследователей чеховского театра пристальнее всмотреться в первоисточник, пытаясь установить собственно авторские принципы использования вещи в структуре драматургического текста.
Цели и задачи исследования,. Своеобразию предметного мира в драматургии Чехова уделено внимание во многих чеховедческих исследованиях. Но. как правило, разговор о предметном мире ограничивается принципал обобщения. Цель же данной диссертации - на примере "Чайки" составить детальный анализ механизма включения предмета в поэтику пьесы.
В задачи исследования входит выявление функционального многообразия использования веши в чеховской драме, чем определяется новаторский взгляд Чехова на роль предметной среды в драматургической юзтлке.
Немирович-Данченко Бл.И. Из прошлого. №.: "AcaderoJa", 1936. C.1GS-1u9.
"Сверхзадачей" предлагаемого анализа является обоснование мысли о логической неслучайности возникновения у Чехова той или иной детали предметноговмира в общедраматургической ткани.
Научная новизна исследования. В данной работе впервые осуществлен подход к "Чайке", основанный на скрупулезном исследовании многообразных элементов, составляющих ее предметное пространство. Посредством выявления существующих взаимосвязей в сфере самих вещей аьеси и в результате рассмотрзняя персональных предметных окружений какдого действующего лица обоснована многофункциональность предмета в поэтике чеховской драли.
Избранный автором диссертации метод конкретного сосредоточения на предметном мире пьесы ранее не предпринимался при анализах драматургии, в том числе и чеховской.
Натчная и практическая значимость диссертации. Использований в данном исследовании метод не только раскрывает специфику одного из уровнел чеховской драматургической структуры, но и позволяет достичь более тонкого проникновения в понимание самой'пьесы, что могло бы найти отражение в будущих сценических прочтениях. Предпринятый в заключении диссертации, краткий обзор, прослеживающий, как возникшие в художественном пространстве "Чайки" предметы эволюционируют в последующих пьесах Чехова, дает немало оснований по-
с лагать, что, обратившись к каздой из них с подобным методом сосредоточения на предметном мире, возможно обнаружить неожиданные грани, обогащающие наше осмысление этих пьес.
Ориентированность настоящего метода на особенности театраль-.ной поэтики Чехова не ограадает, однако, от применения его для анализа драмы вообще.
Теоретическая и методологическая, 0ПН9Ш диссертации. Многомерный пласт научных исследований, освещающих своеобразие художественной системы Чехова, является той освоенной почвой, которая
дозволяет автору данной диссертации от обобщенных выводов перейти
к углубленному рассмотрения интересующего его драматургического
слоя - предметного пространства. v
В своей работе автор опирается на труды таких исследователей чеховского творчества, как Балухатый С.Д.. Григорьев М.С.. Скафтымов А.П.. Берковский Н.Д., Роскин А.П., Бялый Г.А., Зингер-ман Б.И.. Лакшин В.Я., Паперкцй З.С. Полоцкая Э.А.. Рудницкий К.Л. Строева М.Н., Шах-Азизова Т.К., Чудаков А.П.. Березкин В.И.; теоретические статья А.Белого, Л.Андреева; творческое наследие Станиславского К.С., Немаровича-Данчзнко Вл.И., Мейерхольда В.Э., Таирова А.Я., Эфроса А.В., Барро Ж.-Л., Висконти Л., Стрелера Д.
Апробация работы. Диссертация выполнена в Российской акаде- мии театрального искусства. Обсуздена и рекомендована к защите на заседании кафедры Истории театра России.
Основные положения работы изложены автором на Международной
конференции молодых исследователей Чехова /г.Москва, январь 1993/
и на ХУШ научно-теоретической конференции аспирантов и соискате
лей РАТИ на тему "Методологические проблемы театроведения" /г.Мо
сква, апрель 1У93/. Кроме того, некоторые проблемы диссертации
нашли отражение в опубликованных статьях. ^
Объем и структура работы. Диссертация выполнена в объеме 6,5 п.л. и состоит из введения, трех глав, заключения, примечаний и библиографии.