Введение к работе
На протяжении многих лет наше театроведение пристально и всесторонне изучает режиссерскую работу К.С.Станиславского. Выходят исследования, специально посвященные режиссуре К.С.Станиславского в Московском Художественном театре.
Гораздо меньше изучены его режиссерские искания в студиях, хотя эта тема заслуживает сегодня самого пристального внимания. Ведь именно там он практически реализовывал свои творческие искания, осуществлял важнейшие эксперименты в области театрального искусства. Достаточно сказать, что в практике Первой студии конкретно испытывалась в работе над спектаклями "система" на раннем этапе ее развития. Роль Второй студии заключалась для К.С.Станиславского в том, что воспитанные им молодые актеры, слившись со старшим поколением, выполнили сложнейшую задачу обновления искусства Художественного театра. В Третьей студии ученик К.С.Станиславского, Е.Б.Вахтангов, осуществлял театрально-педагогические задачи учителя, вел занятия по его методу. В 1926 году К.С.Станиславский создал Оперную студию. Она стала важным этапом на пути осуществления реформы оперного театра, так как занятия в ней были направлены против оперной рутины и штампов, способствовали утверждению "системы" в музыкальном театре.
ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ данной диссертации является режиссерско-педагогическая практика К.С.Станиславского в последней, созданной им в 1935 году Оперно-Драматической студии.
До сих пор эта работа серьезному исследованию не подвергалась и носила сугубо описательный характер. Так, в книге Г.В.Кристи1 "Воспитание актера школы К.С.Станиславского" есть изложение некоторых его уроков в студии, но целостной картины того, что пытался воплотить К.С.Станиславский все-таки не возникает. Одна из глав книги В.Н.Прокофьева2 "В спорах о К.С.Станиславском" касается метода физических действий, но в пределах главы невозможно проанализировать смысл и значение последнего открытия К.С.Станиславского. В автобиографической книге М.О.Кнебель3 "Вся жизнь" тоже есть глава об Оперно-Драматической студии, но книга носит мемуарный характер и научного анализа деятельности студии не содержит. Работы же М.О.Кнебель, посвященные "методу действенного анализа", хотя и рождены последним открытием К.С.Станиславского, являются все же отдельной темой, а не исследованием "метода физических действий". Деятельности К.С.Станиславского в Оперно-Драматической студии посвящена книга Л.П.Новицкой4 "Уроки вдохновения", которая носит описательный, а не научный
Кристи Г.В. Воспитание актера школы К.С.Станиславского. М, Искусство, 1976.
2 Прокофьев В.Н. В спорах о К.С.Станиславском. М., Искусство, 1976
3 Кнебель М.О. Вся жизнь. М., ВТО, 1967
4 Новицкая Л.П. Уроки вдохновения. М., ВТО, 1964
характер. Последняя публикация, сборник И.Н.Виноградской "К.С.Станиславский репетирует" содержит стенограммы его репетиций в студии с подробными комментариями автора. Однако и эта книга не исчерпывает проблематики исследования. Опираются в своих научных трудах на идеи, сформулированные К.С.Станиславским в этот период, П.М.Ершов и академик П.В.Симонов.
Из всего сказанного выше видно, что давно назрела
необходимость специального исследования творчества
К.С.Станиславского в Оперно-Драматической студии.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА диссертации состоит в том, что, привлекая малоизвестные архивные материалы, автор подробно рассказывает о почти неизученном периоде творческой биографии К.С.Станиславского (1935-1938г.г.). Также он показывает, как мастер испытывал на практике свое последнее и, может быть, самое значительное для театра сегодняшнего, открытие в области творчества и техники актера - метод физических действий.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Автор ставит перед собой следующие задачи:
-дать исторический и творческий анализ студийной жизни с 1935 по 1938 год;
5 К.С.Станиславский репетирует (сборник, составитель И.Н.Виноградская), М.,СТД РСФСР, 1987
-показать на примере уроков и студийных постановок К.С.Станиславского что такое "метод физических действий" и чем он привлекателен для сегодняшнего театра.
ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ автора являются последние открытия К.С.Станиславского в области творчества и техники актера.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ работы заключается в
том, что внимательное изучение последних открытий
К.С.Станиславского может помочь современным актерам найти новые пути к подсознательному творчеству, расширить их диапазон в создании разноплановых сценических образов.
АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ. Диссертация обсуждалась на
заседании отдела театра и получила положительную оценку.
Результаты теоретических исследований автора апробированы в докладах и выступлениях на научных конференциях. Основные положения работы отражены в подготовленных автором трех публикациях по психотехнике в режиссуре и педагогике.
СТРУКТУРА РАБОТЫ. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка литературы по теме диссертации.