Введение к работе
Актуальность темы. Художественный метод сценической интерпретации фольклора, разработанный Моисеевым, в огромной мере определил пути развития нового вида советского хореографического искусства — народно-сценической хореографии. Развитие метода в гибкой, открытой модели ансамбля народного танца обусловило возникновение нового тина театра — Театра народного танца.
По образцу ансамбля Игоря Моисеева в нашей стране и за рубежом созданы многочисленные коллективы — ансамбли народного танца, ансамбли песни и танца. В целом их деятельность способствует пропаганде национальной культуры, обогащению фольклорных первоисточников, росту профессиональных кадров балетмейстеров и исполнителей.
Вместе с тем ориентация профессиональных и любительских коллективов на репертуар прославленного ансамбля, имея свои положительные стороны, подчас оборачивается копированием, формально тиражирующим сценические приемы и средства обработки фольклора. При подобном заимствовании обнаруживается неглубокий уровень профессиональных знаний руководителей коллективов и постановщиков, недостаточная подготовка исполнителей, что приводит к обеднению выразительности, выхолащиванию духовных ценностей танцевальных подлинников, утрате национальных корней искусства.
По убеждению автора, исследование художественного метода Игоря Моисеева, анализ произведений, рожденных замыслом хореографа, п принципов создания исполнительской школы может стать действенным средством для разрешения
проблемной ситуации в народно-сценической хореографии, особенно обострившейся в последнее десятилетие. Творческий опыт ансамбля Игоря Моисеева принадлежит как истории, так и сегодняшнему дню советской хореографии, его необходимо изучать, обобщать, развивать.
Предметом данного исследования является художественны» метод сценической интерпретации фольклора, разработанный И. А. Моисеевым. Автор сосредоточивает внимание На вопросах преемственности и новаторского осмыслении хореографом явлений отечественной культуры.
Следует подчеркнуть, что на необходимости изучения творчества ведущих мастеров и коллективов в этой области хореографии уже много лет настаивают советские ученые, фольклористы и искусствоведы М. Жоршщкая, Ю. Чурко, В. Уральская и др., справедливо указывая на недостаточную теоретическую разработанность проблем сценической интерпретации фольклора, отсутствие методических н учебных пособий II Т. д.
Методологической и идейно-теоретической базой исследования стали основополагающие принципы диалектического и 'Исторического материализма, марксистско-ленинской эстетики. При написании работы автор использовал труды современных ученых в области теории культуры и искусства.
Научная новизна исследования. В диссертации впервые обоснована природа театральности народно-сценической хореографии, выявлены истоки и характер новаций И. Моисеева.
Использование методоз смежных гуманитарных дисциплин в разработке проблемы преемственности, соотношении традиции и новаторства позволило комплексно организовать обширный фактический материал, впервые введенный автором в научный обиход.
Автором были изучены труды и монографии по хореографии, театроведению, фольклористике, а также статьи, архивные материалы, иностранная пресса. В диссертации используются записи репетиционпо-постановочного процесса, беседы И. А. Моисеева с коллективом, опрос ветеранов и артистов сегодняшней труппы. Автор опирается также на собственный многолетний практический опыт солистки балета Государственного академического ансамбля народного танца СССР.
Цель исследования — выявление, определение и анализ особенностей интерпретации традиций народного творчества в произведениях И. А. Моисеева. Для достижения цели автор ставит задачи:
разработать теоретическое обоснование художественного метода сценической интерпретации;
выявить преемственность связей Театра Игоря Моисеева с опытом русского советского драматического и музыкального театра;
— показать творческую сущность метода И. Моисеева на анализе сценических хореографических форм из репертуара разных лет.
Практическую ценность работы автор видит в возможности использования основных положений и выводов диссертации при анализе фактов истории и современной практики народно-сценической хореографии, а также для создания учеб-по-методпчеекпх пособий, организации спецкурсов и семинаров при подготовке педагогов и балетмейстеров ансамблей народного танца.
Апробация работы проведена на заседаниях кафедры хореографии ГИТИСа им. Л. В. Луначарского, где диссертация прошла предварительную защиту, одобрена и рекомендована к защите.
Объем и структура диссертации, состоящей из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения, подчинены задачам исследования. В приложение вошли фотодокументы, литературное и графическое описание фрагментов произведений хореографа по системе записи танца Р. Лабана (Labanotation). Основные положения работы отражены в опубликованных материалах.