Введение к работе
Актуальность темы. Российское театроведение, уделяя ' Значительное внимание отдельным творческим личностям эпохи рс— мантизма в-Англии» еще не предпринимало попыток создать относительно полну». картину постепенного ргидевия. развития и
-Зг-
угасания романтического театра. А именно это позволяет узядеть особенности существования в Англии романтизма - и понять его -истинную значимость для английской культуры. Классицистские формы усваивались сценическим искусством достаточно поверхностно; восприниыаясь в основном как воплощение совершенного мастерства и внешней красоты, что было для английского театра гораздо важнее глубокого осознания философской основы классицизма. Такая интерпретация классицизма обусловливает специфическое со- -существование классидисгских канонов с романтическим мироощущением и романтическими метизами на ранней стадии развитая романтической эстетики.
Английский романтический театр оказывает мощное влияние на искусство лоследугацего времени. Так, английский роман середины XIX века, бнспшми -достижениями которого являются произведения Чарльза Диккенса и Уильяма Теккерея, в гораздо меньшей степени отвечает.законам реалистического, романа, чем произведения французских и русских писателей того времени. Обладая жизненной-'до— Стоверностьв и психологической тонкостью, а также социально-общественной остротой, романы Диккенса и Теккерея, содержат длинную цепь лейтмотивов, ключевых для романтизма и неотделимых от эстетического содержания и стилистики ханра мелодрамы, по-своему трактующей романтические идеалы и систему ценностей. Реалистические тенденции и даже натуралистические детали в романах Диккенса и Теккерея не ослабляют прямых, непосредственных связей с романтическим искусством.
Будучи одной из наиболее плодотворных и выразительных стадий развития английской культуры, романтизм не завершает активного существования с концом романтической эпохи. Многие-явления второй половины Х1Х века внутренне соотнесены с роман-
ткческим восприятием человека я мироздания. Ьто относится не только к-поздней мелодраме, но и к театру археологического -натурализма, деятельности' Уильяма Шрриса'И творчеству Прерафаэлитов,- эстетическим воззрениям Джона Рескнка и личности Оскара
.у .
Уайьда. Театр английского романтизма несомненно повлиял и на-
формирование выдавшихся артистических индивидуальностей Эллен Терри и Генри Ирвинга. Все названные еншє явления культуры и ее незауряднее представители хорошо известии и глубоко изучены отечественными исследователями. Однако рассмотрение культуры Англии - второй половиныХТХ века в контексте предиествутсще-го ей романтического однта искусства способствует обнаружению .. новых специфических оттенков и закономерностей культурного процесса, дает возможность увидеть английское искусство XIX века как единый поток разнообразных явлений, обладающих своей, предысторией. Крогге того образ пространства, формирующийся в романтическом театре,заставляет говорить -о возникновении-эстетических - предпосылок- для- -роядения-иекусства -кинематографа, неотъемлемой части культуры и цивилизации XX столетия. . - ,
Отдельные.аспекты романтического мироощущения^становятся постепенно как бы частью английского культурного менталитета, придавая своеобразную окраску некоторым тенденциям. С романти- . ческими идеалами и ценностями связано возникновение новой сферы творчества - дазайна. С романтическим отношением к театру и с романтическим пониманием свободной самореализации художника связано формирование английской режиссуры в лице Гордона Крэга. Наконец, театр английского романтизма заставляет в' новом ракурсе увидеть многие произведения массового зрелищного ис- ' куества, истоки их образности и лейтмотивов. Целостное иссле—
дование английского романтического театра дает возможность ос
мысления якгшш развития театра и других ввдоз искусства в
прошлом, и вннешнем столетиях. ._ __
Натчиая новизна. В большинстве исследований, .посвящениях романтическому театру Англии-, речь идет преимущественна либо о драматургии, либо об актерской игре, либо о декорационном искусства-. И как правило авторы предпочитают концентрировать свое внимание на каком-нибудь одном периоде, составляющем часта романтической эпохи, будь то предромантизм, романтизм или время заката романтической эстетики. Данная работа - попытка рассмотрения всех трех важнейших компонентов романтического геат~ ра /актер, сценическое оформление, драма /, выявления их значимости и соотношения на протяжении формирования романтической эстетики. В своём исследовании'автор стремился восполнить тот пробел, который составляет в российских работах творчество Ддо-рдяа Фредерика _Кука и Злизы 0'Нил— актеров-романтиков, известных гораздо менее, чем Эдмунд йан.- Существенное внимание уделяется проблеме' организации сценического пространства, анализ которого в отечественных трудах, посвященных романтическому театру, явно остается второстепенным zo значимости. Драматургия Байрона и Шелли рассматривается в контексте театральных форм, а не литературных, составлявших более привычный и традиционный фон для_анализа пьес, написанных .поэтами-романтиками.
Дельдиссег/гапии — дать анализ постепенного длительного развития английского романтического театра, начиная от его истоков, эпохи' предромантизма. и-кончая временем заката роман-' . тизма в середине ХТХ века. Не менее важной задачей было продемонстрировать глубокую неоднородность явлений романтического театра в Англии, выявить их внутренние взаимосвязи. Это позво-_ - б -
ляег осознать, каковы были основные стадии существования романтического театра» какие изменения эстетики л мировосприятия обусловили его эволюцию и кризис.
Метод исследования. Учитывая особенности избранной темы- и объем исследуемого материала, автор прежде всего стремился- к-комплексному подходу, включающему анализ декорационного искусства, актерской игры а некоторая типов драматургии, наиболее емко отражающих своеобразие романтического театра. Быта сделана попытка выявить домінанту каидого этапа ромавтязт.а - понять, какой из компонентов спектакля становился центром внимания
- -- і,
аудитории и представлял особую значимость для-" создателей постановки, будучи основішм для выражения мироощущения того или иного периода эпохи. Сравнительный анализ помогал увидеть общую типологию лейтмотивов л формально-содержательных элементов зрелища. В то же время-в работе представлены портретные характеристики актеров, анализ их творческих индивидуальностей; подробно рассмотрены некоторые драмы, Ведь именно в неповторимом _ своеобразии и внутренней целостности конкретных явлений и- заключены важные моменты эстетики романтизма, дающие повод переосмыслить и некоторые основные ее понятия.
Метод историзма является неотъемлемым принципом работы, тем более что длительность.самого исследуемого периода предполагает осознание автором качественных изменений в-художественном восприятии действительности, человека, самого искусства. И связано это как '.с внутренней логикой саморазвития культуры, так-и с развитием общества и цивилизации. Говоря о неоднородности романтического театра, мы имеем в виду не только наличие весьма различных, концепций мироздания и личности, но и сосу-
щесгБОванве в рамках романтизма явлений искусства, не равноценных по сдержательной глубине и оригинальности формы. Учитывая это, мы-тем не менее стараемся в первую очередь выявить объективно присутствующий эстетический смысл произведения, сохраняющий свою важность вопреки невисокому худояесгвеняоыу уровню. _'.,!"._..
Хронологические панди исследования. Работа'*охватывает период с 40-х годов ХУТ11 по 50-е годы_ХТХ веков. В заключении рассмотрены некоторые явления, искусства второй половины Х1Х века.
Практическая значимость работы. Данное исследование позволя
ет представить более полно и развернуто важный период существо
вания английского театра, заполняя многие пробелы в его изучении.
Материалы диссертации могут быть использованы в лекциях по ис
тории зарубежного театра, при составлении спецкурсов по истории
английского актерского искусства, истории сценографии или же по
искусству, эпохи романтизма в делом. ..,
Апробация работы . Диссертация обсуадена на заседании отдела классического искусства Запада Российского института искусствознания. Основные положення-диссертации отражены в публикациях /объем - 3,5 п.л-/ и в докладе на" конференции отдела классического искусства Запада, приуроченной к 50-летии РИЙ. На темы диссертация прочитаны две лекции по истории английского театра . на 3-м курсе-театроведческого факультета РАТЯ /ГйТИСа/. _
Структура работы. Диссертация-состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографии.