Введение к работе
Актуальность темы. Двадцатые годы всегда привлекали внимание необыкновенной насыщегаюстью художествеїгаьім материалом и полнокровностью художественной жизни. Отечественные исследователи подробно изучали отдельные направления развития театрального искусства, биографии и творчество режиссеров, актеров, художников. Тем не менее, это время остается загадкой, несмотря на тщательную проработанность и разработанность фактического материала.
Можно заметить, что исследователи очень немного внимания уделяли культурологическим аспектам этого времени, рассматривая те или иные спектакли, как некий этап в развитии режиссерской мысли, вне связи с конкретным временем и с его мотивами. Между тем, послереволюционное время с его прерванным естествешшм развитием порождает огромное количество различных мифов, как бы примеряя на себя уже существующие культурные модели - Владимир Маяковский пишет "Мистерию-буфф", интерпретируя библейскую легенду о Ноевом ковчеге и Всемирном потопе применительно к революции, середина десятилетия возрождает мотивы символизма, образ туманного, невечпого и гибельного Петербурга. Одно время играет в другое, одно время примеряет костюмы других времен - прошлое, настоящее и будущее оказываются взаимозаменяемы. Театр, как самое игровое из всех искусств, становится основным местом борьбы времен - в мейерхольдовском "Ревизоре" проступают мотивы дореволюционные, в "Горе уму" возникают темы "Маскарада".
В настоящей работе каждый спектакль исследуется с точки зрения моделігрования законов времени, где художественная реальность и действительность переплетаются, образовывая едішое поле. Подобное целостное рассмотрение материала двадцатых годов кажется особенно важным сегодня в коїще двадцатого века, в момент сосуществования различных направлений, стилей и времен.
Научная новизна. Используя многообразный фактический материал, данная работа вводит понятия мифа и мифологемы, как структурообразующей конструкции времени и художественной реальности. Анализируется не только режиссерскіш язык спектаклей, но и общекультурная ситуация, в которую вписывается спектакль. Спектакль рассматривается, как выражение и отражеіше того или иного мифа. Параллельно в анализ театрального искусства вплетаются литературные и художественные аспекты, составляя едішое целое с театром. Через призму спектаклей настоящая работа исследует движение времени на протяжении всего десятилетия. Оно начинается и заканчивается образом пустого пространства, только если в начале двадцатых это ігустое пространство было символом свободы и воли, это было пространство, очищенное от груза старого мира и предназначенное для стройки мира нового, то на рубеже 20-30-х гг. в пьесах Всеволода Вишневского ігустое пространство приобретает не романтический смысл, а эпический.
Таким образом, даішая работа прослеживает сюжет времени, зафиксированный в спектаклях, уделяя теоретическим аспектам гораздо больше внимания, чем это обычно делалось в научных театроведческих исследованиях. В днссертащш затронуты и соединены с театром вопросы формирования мифов и их функционирования. С культурой двадцатых годов теснейшим образом оказывается связана проблема мифа, выражающего себя в имени, проблема имени, кодирующего миф, проблема мифоместа.
Анализ этой мифологической проблематики применительно к послереволюционному десятилетию дает возможность воочию увидеть, как постепенно динамика времени меняется на статику, как утопия прорастает бытом, как революционная романтика превращается в эпос, в классицизм тридцатых годов.
Цель диссертации - на примере театральных спектаклей показать, как постепешю, вместе с возникновеїшем мифологических мотивов и образов, меняются и время, и законы искусства. Другой очень важной задачей настоящей диссертации становится возможность найти общий сюжет времени, объединяющий разных режиссеров различных направлений, найти те болевые точки, в которых концентрируются устремления режиссеров иногда противоположных эстетических воззрений. Подобный подход создает дополнительный объем для изучаемого времени, позволяет заново оценить некоторые явления художествеЕшой, театральной и литературной жизни двадцатых годов, а так же понять закономерность исканий многих художников в этом времени.
Метод исследования. Учитывая довольно большой объем используемых материалов, а так же цель диссертации - попытку смоделировать время из художественных образов, автор использует комплексный подход, анализируя и театральный, и литературный, и художественный материал, равно как и бытовую и социальную жизнь двадцатых годов. На каждом коротком отрезке времеші автором выделяется тот или иной домшшруїощий миф, выраженный в спектаклях. Автор пытается реконструировать мироощущение художника двадцатых годов. Сравшггельный анализ спектаклей позволяет обнаружить типологию лейтмотивов, проходящих сквозь десятилетие.
Хотя работа охватывает сравнительно небольшой период времени, тем не менее, проблематика двадцатых годов крайне сложна в силу того, что с одной стороны, искусство и жизнь утрачивают определенные и четкие границы, проникая друг в друга, искусство становится реальностью, а жизнь, в свою очередь, принимает художественные формы. С другой стороны, двадцатые годы характерны тем, что время как бы "расслаивается" - двадцатые годы пользуются агмволикой и мифологемами самых разных периодов, которые сосуществуют в одном произведении. Именно поэтому в работе становится особенно важным тот ассоциативный ряд, та цитатность, которая свойственна каждому анализируемому художественному произведению. Лнтор пытается декодігровать некоторые пз заложенных в спектаклях мифов, понять, из каких исторических периодов они возникали и что обозначали в контексте данного периода. Диссертация строится как исследование и по горизонтали, и по вертикали, где эстетическая эволюция и творческая биография отдельного режиссера пересекается с широко охваченным коптекстом времени.
Хронологические ралией исследования. Работа охватывает период с 1917 года по 1928 год. Исследование оперирует некоторыми фактами из художествешюй жизни 10-х гг. XX века, а так же, в заключении, рассмотрены некоторые явления искусства начала тридцатых годов.
Практическая значимость работы. Данное исследованпе позволяет более полно и развернуто представить себе один из самых важных периодов в развитии российского театра. Материалы исследования могут быть использованы в лекциях по истории русского театра, при составлении спецкурсов и факультативов по истории русской режиссуры.
Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры истории театра России Российской академии театрального искусства. Содержание и основные положения диссертации отражены в ряде публикаций по теме исследования.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.