Введение к работе
Любая область знания, претендующая на статус научной, неизбежно задается вопросом о методологии, дающей право на такой статус. Театроведение, в этом смысле, не является исключением из правила. Существовавшее всегда в недрах филологии и развивавшееся вслед за ней, оно принимало методы, теории и идеи этой дисциплины. В 1913 году Фердинанд де Соссюр объявил язык системой знаков: лингвистика была возведена в ранг науки в связи с принятием ею семиологических принципов анализа. В 30 - 40-х годах в работах ученых Пражского лингвистического кружка знаковой системой был объявлен театр: семиология стала научным методом театроведения.
"Семиология - это наука о знаках. Театральная семиология -- это метод анализа текста и/или представления, вскрывающий их формальную структуру, рассматривающий динамику развития и становление процесса формирования знаков, происходящего при участии создателей спектакля и публики", - это определение было дано в 1987 году Патрисом Пави в "Словаре театра". За ним стоит шестидесятилетний путь театральной семиологии никак не освещенный в отечественном театроведении. Ибо, родившаяся под непосредственным влиянием идей русской формальной школы, имевшая среди своих основателей талантливых русских ученых, театральная семиология не была научным методом и аналитической базой русского театроведения. За годы своего существования в этом научном направлении появился ряд школ - польская, итальянская, француз-' екая - представленных работами различных ученых. Эти исследования, в большинстве своем не переведенные на русский язык, - спорные, интересные или нет, талантливые, перспективные или вторичные -
- г -
- пока никем не названы ни спорными, ни интересными, ни вторич
ными: они не известны и не проанализированы в нашем театроведении.
Проблема, которой посвящена данная работа, является без сомнения центральной для семиологии театра. Любая область, признающая себя в качестве знаковой системы и принимающая принципы знакового анализа и знакового функционирования, неизбежно задается вопросом о единице анализа. Что такое знак в театре? Что такое минимальная семиологическая единица сцены-представления? Каков объем этого понятия? Эти вопросы есть в работах любого семиолога театра. Нельзя не признать правомерность их постановки: если идет борьба за научность анализа, первым вопросом будет вопрос о точном определении единицы такого анализа.
Театральная семиология не создавала свои знаковые модели, она экстраполировала на материал театра модели, существовавшие в лингвистике и философии. Цель данной работы - проследить логи^-ку этого процесса, проанализировать движение по цепи "теория -
- практика - теория " в случае с театральной семиологией. На
сколько корректной была эта процедура? Как сильно сопротивляет
ся материал театра такому теоретическому вливанию? Есть ли необ
ходимость вернуться к теоретическим истокам, есть ли в них идеи,
не принятые и не учтенные театроведением? Может быть настало
время обратиться к теориям сегодняшних последователей Пирса и
Соссюра, к опыту динамично развивающихся смежных научных дис
циплин - математической логики, логического синтаксиса, психо
семантики? Актуальность этих вопросов, определивших проблематику
настоящей работы, станет особенно ясна, если учесть, что поиск
минимальной семиологической единицы был назван тупиковым напра
влением в последних исследованиях по семиологии театра.
Многие главы в исследованиях польских, французских, английских, итальянских ученых посвящены проблеме минимальной
- З -семиологической единицы - возможности или невозможности ее выделения в спектакле. Работы, в которых прослеживаются пути театральной семиологии, тенденции в ее отношении к театральному знаку, достаточно редки. Научная новизна данного исследования определяется тем, что в нем впервые проанализированы знаковые концепции наиболее типичные для каждой из исторически существовавших и ныне существующих школ или направлений; указаны неучтенные современной театральной семиологией теоретические модуляции, происшедшие в лингвистике и смежных с ней дисциплинах; определены, после тщательного разбора существующих в театральной семиологии знаковых концепций, теоретическая модель-матрица или философская концепция - отправная точка этих театральных знаковых моделей; указаны незадействованные в "классической" /Пирс/ и современной теории /Куайн, Ельмслев, Эко/ философские и лингвистические идеи; обращено внимание на неучтенные театральной семиологией результаты и достижения научных направлений в смежных дисциплинах /психосемантика/.
Научная и практическая ценность работы определяется введением в театроведческий обиход неизвестного ранее материала по истории и теории театральной семиотики. В ней впервые переведены и проанализированы работы ведущих французских, итальянских, английских семиологов, что может обновить проблематику и расширить методологическую базу отечественного театроведения.
Методологической основой диссертации является историко--системный подход с использованием структурно-семиотических принципов анализа.
Апробация работы проведена на.заседаниях кафедры истории театра России РАТИ, где она обсуждена и рекомендована к защите.
Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав и заключения. Объем диссертации /S3 страниц а,.