Введение к работе
'' і І.
.і'І':''''-'-!
В данной работе рассмотрены основные закономерности оперного
ірчества выдающегося немецкого композитора Рихарда Штрауса в русле шовления экспрессионистских и неоклассицистоких тенденций, в call разнообразных формах проявившихся в немецком, австрийском и в юм - европейском искусство первой половины XX века.
Творчество выдающегося ненецкого композитора, дирижера, круп-ішего представителя европейской музыкальной культуры и музыкально-театра конца XIX - первой половины XX века Рихарда Штрауса (І864-І9) является объектом постоянного и все возрастающего внимания спе-їлистов и любителей музыки во всем мире. Наряду с Дебюсси и Равелем, іавинским и Онеггером, Шостаковичем и Прокофьевым Рихард Штраус 1С определяющий вклад в развитие современного музыкального ітра и музыкально-драматического искусства.
Шестнадцать опер образуют центральный пласт творчества Штрауса, ітличие от хорошо изученных программных симфонических поэм и сим-іий Штрауса, оперное наследие композитора выдвигает ряд более слох-: и не решенных еще в искусствоведении проблем.
Различны,порой диаметрально противоположны исследовательские рсоды к вопросам генезиса, филос'офско-эстетического базиса, стиле-; направленности оперного творчества Штрауса, музыкальной драматур-', использования средств художественной выразительности. Большие ночгения мнений и острую полемику вызывает рассмотрение вопросов, занных с преломлением в штраусовских операх традиций, идущих от .ссического и романтического искусства, с определением новаторской :и Штрауса в развитии современных направлений в музыкально-драма-еском искусстве и театре. И до настоящего времени, в противоречии сценической практикой, но преодолены в теории искусствоведения не-орые , заимствованные от исследований начала века стереотипы отно-
пения к сценическому творчеств:/ Штрауса как к искусству внешних декоративных форм, натуралистическому, эклектичному в своей основе.
Требует комплексного подхода и глубокого научного анализа npot легли сценического воплощения опер Штрауса. Накопленный опыт постановок штраусовских опер убеждает в том, что музыкальны!* театр Рихарда Штрауса представляет собой самостоятельное, но тесно сообщающееся с другими, перспективно развивающееся направление в современном музыкально-драматическом искусстве. Однако на настоящем этапе теория искусствоведения не только не опережает сцештческую практп-ку, но и не успевает за ней.
Все изложенное выше указывает на актуальность теми. Даіпіая дис сертацпя позволяет восполнить известный пробел в изучении и научном обосновании характерных явлений европейское художественной культуры первых десятилетия нашего века, а также связать их с живой практикой" современного музыкального театра.
Основная цель диссертации заключается в виявлений важнейших за
кономерностеп оперного творчества Штрауса в русле становления и раз
вития экспрессионистских и неокласснцистскпх тенденции. На этом
фундаменте автор обращается к проблема;,! сценического воплощения
итраусовскнх опер данной направленности з . контексте широкого круга
вопросов, связанных с развитием современного музыкально-драматичес
кого искусства. Основная цель исследования диктует обращение автора
к следующим ванным конкретны.! задачам: _
выявить духовио-мнровоиренческне основи п эстетикс-художст-веншй базис экспрессионистского и неоклассицистского оперного творчества Пг рауса, проследить важнейшие этапы творческое эволюции композитора;
заострить внимание на специфике и главных элементах оперной эстетики Страуса,и на этой основе определить особое место Страуса в системах немецкого ?кспрсссгонизгга и европейского неоклассицизма;
выявить органическую евлзь итраусовского г.узнкалъно-драма-
-5 . гического замысла и особенностей его сценической интерпретации;
- показать на примере характерных 'постановок, художнических юдходов, конкретных явлений к художественных результатов подлинную геатральность, заложенную в основе штраусовского оперного творчества, юогообразие форм и методоз сценического воплощения опер Штрауса ікспрессиоїшстской и неоклассицистской направленности.
Основной материал исследования включает в себя оперы Штрауса 'Саломея" (1905), "Электра" (1908), "Кавалер розы" (1910), "Ариадна іа Наксосе" (І9ІБ, П редакция) - сочинения, в которых композитором >ыли разработаны основы направлений музыкального экспрессионизма и еоклассицизма.
Фрагментарно, в контексте рассматриваемых проблем автор обра-;ается к другим штраусовскпм операм - "Дафна" (1938), "Любовь Данаи" 1940), а также к отдельным оперным произведенияіл Шёнберга, Берга, артока, Стравинского, їиндемита, к литературному творчеству и дра-атургии мастеров немецкого Просвещения, Гете, Уайльда, Гофмансталя, ежиссуре Рейнгардта, художественным работам ведущих представителей вропейского изобразительного искусства.
На примере ряда показательных постановок опер Штрауса ведущими перными труппами Европы и Северной Америки в данной работе просле-иваются постановочные традиции этих коллективов, выявляются харак-эрные особенности творческого метода и художественного почерка ре-иссеров-постановщиков, дирижеров, .певцов.-актеров, театральных ху-эжников.
Научная новизна работы определяется тем, что впервые в советс-эм искусствоведении оперное творчество Рихарда Штрауса анализируется совокупности сложных проблем эстетико-художественного порядка и эпического воплощения. Обращение к комплексному исследованию пробам теории и практики штраусовского музыкального театра позволяет фоко и многосторонне охватить круг рассматриваемых проблем, виде-
лить ключевые этапы становления анализируемых оперных сочинений Штрауса - от их истоков до утверждения на оперных сценах.
Методологической основой диссертации послужили принципы историзма, взаимодействия искусств и объединяющий их принцип системного подхода, что полностью соответствует задачам и целям исследования.
В процессе работы над диссертацией автор опирался на аналитические труды крупных теоретиков и практиков музыкального театра, ведущих зарубежных , русских и советских штраусоведов - Р.Шдехта, М.Штеиницера, Р.Хартмана, Э.Краузе, Е.Браудо, Б.Покровского, Г.Орджоникидзе, Б.Ярустовского и др., а также на литературное наследие Р.Штрауса. Широкая проблематика исследования потребовала также активного привлечения в круг, анализируемых литературных источников целого ряда искусствоведческих трудов по вопросам синтеза искусств, критической литературы и рецензионных материалов.
Необходимо отметить, что автор данной работы, являясь профессиональным музыкантом, в течение многих лет имел возможность исполнять в составе оркестра симфонические и оперные произведения Штрауса По этой причине значительное место в процессе исследования было отведено практическому изучению штраусовских партитур и вопросам музыкальной эстетики.
Основной метод исследования, базирующийся на неразрывной связи теории и живой практики музыкального театра, определяет практическую значимость работы.
Диссертация может быть использована в качестве материала для научных исследований по проблемам немецкого и австрийского музыкального театра первых десятилетий ЇХ века, в качестве учебного пособия на соответствующих курсах театральных училищ и вузов, может оказаться полезной в пекционно-просветительской деятельности искусствоведов, представляти интерес как для специалистов в области му-
7 зыкальной культуры и театра, гак и для широкого крута любителей оперного искусства.
Наряду с вышеизложенным, автор видит основное предназначение данной работы в ее практическом использовании коллективами музыкальных театров в процессе подготовки оперных произведений Р.Штрауса к постановке.
Аппобапия работы. Результаты исследования неоднократно обсуждались на кафедре истории и теории зарубежного театра Государственного института театрального искусства, с рецензентами и редакторами в про-дессе подготовки публикаций материалов по теме диссертации. Основные положения диссертации были изложены в виде докладов на ХП научно-теоретической конференции в ГИТИСе и на московской конференции аспирантов вузов и НИИ в 1987 году, где доклад был отмечен в числе лучших а рекомендован к печати. Материалы диссертации послужили основой .для ;икла лекций. Диссертация получила положительную оценку при обсужде-ші на кафедре истории и теории зарубежного театра и рекомендована зпециализированным советом при Государственном институте театрального їскусства к защите.
Объем и структура работы. Основной текст диссертации изложен на [71 машинописной странице и состоит из Введения, двух глав и Заїшь гания. В разделе Примечания даны пояснения и развернутые дополнения с основному тексту работы. Список литературы включает 445 найменованій.