Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Наследие итальянской комедии масок в исканиях русской режиссуры 1910-1920-х гг. Мейерхольд, Таиров, Вахтангов Щербаков, Вадим Анатольевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Щербаков, Вадим Анатольевич. Наследие итальянской комедии масок в исканиях русской режиссуры 1910-1920-х гг. Мейерхольд, Таиров, Вахтангов : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.01.- Москва, 1992.- 25 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исследования. Анализируя закономерности движения театральной мысли начала нынешнего века, автор рассматривает опыты использования мифологемы итальянской комедии масок в отечественной сценической практике как часть процесса возникновения и становления нового - режиссерского -театра. Commedia dell'arte одарила русское сценическое искусство пониманием того, что душою театра, его особенностью и могуществом является действие, непосредственно влияющее на зрителя, устанавливающее с публикой сиюминутную эмоциональную связь. Поэтика комедии масок - этого совершенейшего образца профессионального сценического искусства - позволила российским режиссерам постичь смысл и силу театральной условности, обрести свободу от всяческих догм и табу, навязанных сцене литературными направлениями, помогла утвердить новый способ актерского существования.

В наши дни - дни перехода к новому веку, когда отечественный театр вновь переживает критическую полосу своего развития, знание о той плодотворной роли, которую сыграли традиции итальянской комедии масок во времена рождения сценического искусства XX столетия, представляется автору насущно необходимым и актуальным.

Методологические принципы исследования. Работа носит историко-теоретический характер. Исходной точкой исследования становится анализ эстетических особенностей соприкосновения русского театра 1910-1920-х гг. с поэтикой итальянской импровизованной комедии. Автор предпринимает попытку выявления закономерностей обращения к опыту commedia dell'arte в

один и тот же исторический период столь разных режиссеров как В.Э.Мейерхольд, А.Я.Таиров, Е.Б.Вахтангов, Н.Н.Евреинов, Ф.Ф.Комиссаржевский, С.Э.Радлов.

Источники исследования. В общем контексте изучения традиций commedia delParte и проблем становления в России режиссерского театра автор обращается к обширной литературе.' Однако, изучение имеющихся источников обнаружило.что до сих пор восприятие итальянской народной комедии отечественным сценическим искусством начала нашего столетия и та преображающая функция, которую выполнили старые ренессан-сные маски, вдохновляя нарождающуюся русскую режиссуру мечтой об истинном, самодовлеющем театре, ни разу не становились предметом специального историко-теоретического исследования. Спектакли, в которых заново постигался опыт commedia dell'arle, существовали в истории русского театра со-

История русского драматического театра в 7 тт., т.7. М.,1987, История русского советского драматического театра в 2 тт., т.1. М.,1984, Советский театр. Документы и материалы. Русский советский театр 1917-1921. Л.,1968; А.К.Дживилегов. Итальянская народная комедия. М.,1962, К.Миклашевский. Театр итальянских комедиантов. Пг.,1914-1917, М.М.Бахтин. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.,1965; К.Л.Рудницкий. Русское режиссерское искусство. 1898-1907. М.,1989, К.Л.Рудницкий. Русское режиссерское искусство. 1908-1917. М.,1990, К.Л.Рудницкий. Режиссер Мейерхольд. М.,1969, П.Л.Марков. О театре, тт.1-4. М.,1976, Б.Алперс. Театральные очерки, тт.1-2. М.,1977, Н.Волков. Вс.Мейерхольд. М.-Л.,1929, Е.А.Зноско-Боровский. Русский театр начала XX века. Прага, 1925, К.Державин. Книга о Камерном театре. Л.,1934, Э.Старк. Старинный театр. Пг.,1922, Жан д'Удин. Искусство и жест. Спб.,1911, Т.М.Родина. Блок и русский театр начала XX века. М.,1972, Ю.Головащенко. Режиссерские искания Таирова. М.,1970, В.Е.Гусев. Русский фольклорный театр XVII - начала XX века. Л.,1980, Г.Ю. Стернин. Художественная жизнь России на рубеже XIX - XX веков. М.,1970, Режиссерское искусство Таирова. М.,1987, В поисках реалистической образности. Сборник статей. М.,198Г, В.Э.Мейерхольд. Статьи, речи, письма, беседы, тт. 1-2. М.,1968, В.Э.Мейерхольд. Переписка 1869-1939. М.,1976, Творческое наследие В.Э.Мейерхольда. М.,1978, К.С.Станиславский. Собр соч. в 8 тт. М.,.1954-1961. К.С.Станиславский. Из записных книжек. М.,1986, Евгений Вахтангов. М.,1984, А.Я.Таиров. О театре. М.,1970, Театр, книга о новом театре. Сборник статей. Спб.,1908, В спорах о театре. Сборник статей. М.,1914, Театральный Октябрь. Л.-М..1926; Martin Green and John Swan. The Triumph of Pierrot. N.Y.,1986, Marjorie L.Hoover. Meyerhold The Art of Conscious Theater. Amherst, MA. 1974, Allardyce Nicoll. The World of Harlequin. Cambrige, 1963.

всем в иных концептуальных композициях. Ни отечественное, ни зарубежное театроведение не пытались доселе объединить эти спектакли в некий общий ряд по принципу использования в них поэтики театра масок.

Научное значение работы. Впервые предпринята попытка систематизации влияния традиций итальянской комедии масок на становление русского режиссерского театра, выявлены важные тенденции и закономерности в процессе обретения отечественным сценическим искусством в 1910-1920-е гг. нового выразительного языка.

Объем и структура исследования. Диссертация объемом в 7 авторских листов состоит из введения, двух глав и заключения. К основному тексту приложена библиография использованной в процессе исследования данной темы литературы.