Введение к работе
Актуальность исследования. Белорусская наука о театре за последнее десятилетие посвятила немало работ анализу современного театрального процесса. Но, очевидно, что среди них нет ни одной, в которой бы рассматривалось то, как белорусская драматургия и театр исследуют проблема молодёжи. В нынешние года преобразования всех сфер жизни без молодых немыслимо наше экономическое и нравственное возрождение. От того, как самая активная часть человечества — молодёжь — сориентируется в сложном, бросающем ей вызов мире, зависит не только в каком миро мы будем жить, а будет ли он существовать вообще. Вот почему — молодёжная проблематика — среди актуальнейших вопросов театрального искусства самой практикой выдвигается в портив ряди исследова- . ния. Отсвда — выбор диссертационной темы обусловлен её общественной актуальностью, научной важностью, а также недостаточной степенью её исследования в современном театроведении.
В период социально-экономических перемен, происходящих в Беларуси в процессе духовного возрождения нации — молодёжь занимает одно из первых мест. В обществе она выполняет две необычайно важные функции. Первая, социально-культурная, состоит в. том, что молодое поколение является гарантом развития духовной культура, особенно в её национально-самобытной части; Именно в этом её отличие от старшего поколения, которое выступает хранителем обычаев и традиций народа, всего его культурного наследия, передаваемого через молодёжь. Суть же второй функшш в том, что молодое поколение всегда стоит во главе эволюции человс єства. То, что пршшмает молодёжь /новые структура, взгляды и т.д./.
впоследствии становится основополагающим в жизни всего общества.
Задача изучения проблем современной молодёжи по-новому встаёт в период становления Беларуси как самостоятельного независимого государства. От того, как поведёт себя в эти годы молодое поколение, как распорядится духовными и культурными ценностями предков, зависит будущее нашей страны, других поколений.
Два прошедших десятилетия во многом отличаются друг от друга. Это прослеживается и на театральных процессах. Если в 70-е годы сцена, продолжая традиции 50-60-х годов, уверенно предлагала своему зрителю положительного молодого героя, то в начале 80-х всё чаще и чаще появляются спектакли, в которых молодыми лвдьми высказывается неудовлетворенность реальной жизнью, обращается внимание на несоответствие быта и бытия. И, наконец, во второй половине 80-х годов, у театров, получивших свободу в выборе репертуара, появляется возможность говорить в полный голос о том, на что раньте были наложены запреты. Неудивительно, что в эти года иным становится взгляд на молодёжь: более пристальным, требовательным. Новые молодые герои приходят на подмостки театров республики. Бот почему, по мнению автора, является актуальным изучение того, как воплощались и воплощаются характеры молодых людей в. сценическом искусстве Беларуси 70-80-х годов, какие молодёжные проблемы поднимаются театрами в это время. Особое внимание обращено на постановки Белорусского государственного академического театра имени Я.Купалы, Белорусского государ-сгвенного'академического театра имени Я.Коласа, Государственного русского драматического театра Беларуси, Театра юного зрите-
ля Республики Беларусь.
Автор диссертации определил цель: исследовать молодёяную проблематику в сценическом искусстве Беларуси 70-80-х годов. Анализируя ряд спектаклей республиканских театров, автор ставил перед собой задачи:
показать эволюцию молодого героя на сцене, обусловленную стремительнашгпроцессами, происходящими в нашей стране;
выделить основные черты сценического характера современного молодого человека;
выявить, каким он предстаёт с подмостков театров, каковы его отличия от представителей предшествующих поколений;
заострить внимание на том, какие худокеотвенные приёмы, средства использовались театрами при постановке пьес для молодёжи;
определить влияние молодёжной проблематики на театральный процесс республики 70-80-х годов.
Методологической основой исследование являйтоя иоторико-тео-ретические принципы отечественного театроведенкя, эстетики, этики.
В данной работе широко использована научные труды театроведов, философов, эстетиков, литературоведов, искусствоведов, КО-' торые соприкасается с исследуемыми в диссертации проблемами.
Б работе нашли отражение материалы архивов Института искусствоведения, этнографии и фольклора имени К.Крапивы АН Беларуси, Союза театральных деятелей Беларуси, Белорусского государственного академического театра имени Я.Купялн, Белорусского го .'дарственного академического театра вмени Я.Коласа, Государственного русского драматического театра Беларуси, Театра юного зрителя
Республики БеларуСо, Центральной научной библиотеки Беларуси. Существенный материал дали автору беседы с драматургами, художниками, актёрами, принимавшими непосредственное участие в спектаклях изучаемого периода. Это помогло внести в научный обиход новый фактический материал.
Новизна данной диссертации определяется самой постановкой ранее не исследованной проблемы, стремлением автора впервые в белорусском театроведении систематизировать и исследовать молодёжную проблематику в сценическом искусстве Беларуси 70-80-х годов.
На протяжении двух прошедших десятилетий и в настоящее время белорусская театральная критика и театроведение анализируют спектакли на молодёжную проблематику, пытаются определить их место в общем театральном процессе республики.
Определённое внимание этой проблеме уделено в "Истории белорусского театра"/ а также в коллективной монографии отдела театра Института иокусотвоведения, этнографии и фольклора имеїш К.Крапивы АН Беларуси "Театр и жизнь",2 один из разделов которой написан автором диссертации.
Вопросов, рассматриваемых в данной работе, определённым образом касаются труда В.Нефёда, Р.Смольского, А.Соболевского, С, Петровича, Р.Ьузука, С.Лавшука и других белорусских театро-
*ГЇсторін беларускага тэатра У 3-х тамах. Мн.—т.1—1983; т. II --1Э85; т.Ill—1987.
Тоатр и жизнь: некоторые проблемы театрального процесса в Белоруссии 70-80-х годов, Ми.—1939.
ведов и литературоведов»
Специальной же работы, посвященной исследованию молодёжной проблематики в театральном искусстве Беларуси 70-80-х годов в современном театроведении нет.
Практической целью автор ставит: показать вклад театров Беларуси в современную многонациональную сценическую культуру славян в исследовании молодёжных проблем, обосновать существующий положительный опыт по воплощению характеров молодых людей. Исследование и еыводы автора диссертации могут быть использованы при создании трудов по истории театра народов различных стран, а также специально — о творчестве ряда белорусских театральных деятелей. Эти кв выводи могут оказаться полезными в разработке курсов для студентов театральных и театрально-художественных вузов, Белорусского университета культуры, Белорусской академии искусств, Белорусского государственного университета. Белорусского педагогического университета.
Апробация работа. Основные вывода и полокеюш диссертации апробированы в выступлениях автора на конференциях, проводимых Министерством культуры Беларуси, Институтом искусствоведения, этнографии и фольклора имени К.Крашшы АН Беларуси.
Отдельные спектакли, анализируемые в работе, обсуждались автором в театрах, на республиканских и международных фестивалях, проводимых Союзом театральных деятелей Беларуси.
Большинство постановок, рассматриваемых в диссертация, отрецензировано автором на страницах республиканских яуриалов и газет. Анализ ряда спектаклей вопёл в брошюру "Молодёжная la.o6-лематика в театральном искусстве республики в 70-80-е годы я
её роль в эстетическом воспитании молодого поколения".
Диссертация обоуадалась на заседании отдела театра Института искусствоведения, этнографии и фольклора имени К.Крапшш АН Беларуси, где получила положительную оценку и была рекомендована к защите.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения я обзора литературы.