Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Массовые театрализованные праздники и предствления в Узбекистане (фopмиpoваниe и современное развитие) Ким, Виктория Никифоровна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ким, Виктория Никифоровна. Массовые театрализованные праздники и предствления в Узбекистане (фopмиpoваниe и современное развитие) : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.01.- Минск, 1993.- 19 с.: ил.

Введение к работе

Вопрос о массовых театрализованных представлениях и - шире того - о театрализованных праздниках н бывшем СССР в cJJepe сегодняшних научных толкований закономерно приобрел значительную остроту. Объясняется это тем, что в СССР он всегда, и в теоретическом и в историческом аспектах, связывался с Октябрьской революцией; само рождение таких праздников было отнесено к началу советского времени. Поэтому, имея в виду даже не оценку Октябрь-скол революции, а наличие теперь дискуссионности в этой оценке, прежде, нежели приступить к рассмотрению избранной теш, надо четко определить собственный угол зрения. Кратко говоря, позиция диссертанта сводится к следующему.

Октябрьская революция в России и ее развитие на местах были событиями исторически закономерными, выстраданными многонациональными народным массами. Следовательно, нельзя ставить абсолютный знак равенства между пролетарской, народной революцией и тем переворотом, какой осуществили в Петрограде большевики 25 октября1917 года. Ибо требовалось еще эту власть удержать, укрепить, что и было сделано в течение долгих лет гражданской войны. Победителем из кровавой битвы классов вышел народ, восторжествовала его идея, молниеносно распространившаяся во всем мире. Победа Октябрьской революции "явилась торжеством веками угнетавшегося народа"и она естественно роадала, поднимала творческую энергию народных масс. Не случайно эта энергия так быстро распространилась, разлилась по всей стране, дав свои плоды и на тоіі национальной почве; где до тех пор революционных праздников не было вовсе.

Однако надо подчеркнуть, что подобная творческая энергия, вызывающая к жизни кассовые театрализованные представления, не является особенностью только пролетарской, то есть Октябрьской революции, выводящей в авангард социальной борьбы народ и ведущей таким образом к демократизации жизни. "... Всякая подлинная демократия,' - писал А.З.Луначарский, - устремляется, естественно, к народному празднеству. Демократия предполагает свободную жизнь масс.

для того, чтобы почувствовать себя, массы должны внешне проявить себя, а это возможно только когда по слову Робеспьера,

4.

они саки явл.ьигся для себя зрелищем" .

Из сказанного надо сделать вывод о том, что процесс рождения, проведения массовых театрализованных празднеств, массовых театрализованных представлений в периоды революционных перемен и затем в периоды активного утверждения .революционных идеалов народа - это процесс не частный, а обциіі, закономерный, глубинный. И чем больше и настойчивее в результате таких перемен осуществляется демократизация низни, тек он шире, естественнее и, если можно так выразиться, народнее. Он ширится по воле самих масс.

Поэтому следует изучать данные процесс. Его изучение тем более важно, что оно обращено не только к истории: подобные праздники, представления должны распространиться сегодня и завтра всюду на территории бывшего СССР, где жизнь идет по пути светского развития.- История культуры народов Средней Азии и Казахстана после революции 1917 года это убедительно доказала, а в связи с твердом намерением подавляющего большинства представителей этих народов и дальше двигаться по тому же пути, докажет,, очевидно, еще яснее.

Таков социально-политический аспект избранной диссертантом актуальной ныне темы. Весьма существенен и культурно-исторический аспект ее» Особенно теперь, когда все бившие союзные .республики СССР и многие из автономных объявили себя суверенными и решают свои важнейшие и, причем, чрезвычайно сложные задачи. Вполне очевидно, что главная из них, определяющая решение .других - это всемерный подъем духовности каждой нации, каждого народа, возрождение их культуры. 3 связи с определяющей задачей особенно обострился вопрос о характере развития национальных культур на основе использования и развития их собственных прогрессивных традиций, а, значит, вопрос о процессе взаимодействии народной и профессиональной культур. Известно, что в качестве наиболее частных таких взаимодействий выступают моменты, а то и периоды значительных социальных сдвигов, когда творческая энергия народных масс оказывается раз- ' буженной, особенно активной. Надо полагать, многие народы быв-'

I. A.D.Луначарские о театре и драматургии. Избранные статьи в 2-х томах. Том I, "Искусство*1, М., І95&, с. 190.

5.

шего СССР нине- переживают начал»'именно такого периода.

Отсюда следует безусловное что изучать историю массовых театрализованных представлений - это значит фактически изучать коренную проблему народности театрального искусства той или иной нации. Развивать же этот жанр /или форму названных представлений/ - значит способствовать углублению народности национального театрального искусства.

Итак, обобщим,,дополнивt оказанное об актуальности темы данного исследования. Подчеркнем снова, что на современном этапе развития художественной культуры народов бывшего СССР стало не только закономерным, но обязательным использование различных видов и жанров, форм и стилевых особенностей традиционного,, народного творчества,.ибо без этого возрождение национальных культур,, подъем духовности наций немыслимы. Ч.Айтматов справедливо писал. о том, что "необходимо находить'в недрах своей родной литературы своей древней культуры то, что важно и актуально для современности"1.

С древнейших времен в народных обрядах, в представлениях на разного рода празднествах отмечались две стороны: элементы культовые и элементы фольклорные. Из недр фольклорного театра время вывело на первый план свойственную народу и его искусству активность отношения к действительности. Складывавшиеся в первые послереволюционные годы традиции новых по сг/шслу и характеру театрализованных представлений, празднеств отвечали тенденциям развития советского общества, стремившегося к демократизации жизни. Эти традиции давали выход творческой, энергии широких народных масс, являлись одной из форм общения людей и вместе с тем - средством духовно-практической организации общественной жизни. Всенародные торжества и сопутствовавшие им смотры, фестивали искусств, театрализованные концерты и кассовые представления и прежде и ныне свидетельствуют о незатухающей творческой активности народа, о его жажде идеалов демократизма. Понятно, что ныне они свидетельствуют об этом в еще большеіі мере, ибо в наше врем, характерное стремление народов к подлинной демократии, обеспечиваемой сувери-

I.Айтматов Ч. Да придут к нам благооодние мнсля со всех сторон, -Литературнат газета, ІЕ'ЬІ-,. I января.

6.

нитетом их государств, ставящих своей целью возрождение и быстрейший подъем национальных культур, удовлетворение'и самоудовлетворение художественных потребностей каждого индивидуума становится актом, приобретающим все больший социально-политический и социально-психологический смысл. Такой акт оказываЕТ все возрастающее воздействие на динамику общественно-эстетического и нравственного развития общества.

Поэтому осмысление и обобщение процессов формирования, развития форм массовых театрализованных представлений в художественной культуре Узбекистана, как и других суверенных государств СНГ,, стало делом безусловно необходимым, актуальным.

Отсюда вытекают конкретные цель и задачи исследования.

Диссертант видит перед собой цель в том,, чтобы определить иотоки- и национальное своеобразие массовых театрализованных представлений в Узбекистане.. Исходя из названной цели,, диссертант ставит следующие задачи:

охарактеризовать социальную природу национального /узбекского/ массового театрализованного представления как искусства глубоко демократического по своей идейной, направленности и синтетического по своему художественному облику;

выявить в народных обрядах, в произведениях фольклора те элементы идейно-художественного, жанрово-структурного и образ- > но-выразительного порядка,, какие не утратили своей общественно-эстетической направленности, ценности и обладают потенцией к органическому развитию в связи с практикой современного массового театрализованного представления;.

определить формы взаимодействия в массовом театрализованном представлении традиционного и современного, национального и интернационального, общечеловеческого, показав, как в ходе этого массовое зрелищное действо в Узбекистане обретало новые самобытные черты;

выявить перспективи дальнейшего развития массового теат-лизованного представления в Узбекистане как жанра театрального искусства.

Методологические почепипн исследованиг,' Одним из главных методологических принципов, которых придерживается диссертант,

7.

является принцип историзма. Содержание конкретных явлений искусства в работе рассматривается как производное от социокультурной ситуации, специфичной для каждого анализируемого этапа исторического времени.

Методологической и теоретической основой исследования явились труди театроведов, литературоведов - историков современно! художественной культуры и фольклористов, а такке философов, затрагивающих проблему взаимодействий современного и традиционного творчества. 3 их числе - известные труды М.Бахтина и Д.Лихачева, имеющие общетеоретическое значение; работы старые , /П.Керженцева, А.Пиотровского, О.Цехновицера/ и новые, из коих многие имеют значение практических руководств /учебные пособия И.Шарова, В.Триадского, Д.Генкина, А.Коновича и др./

Что касается узбекской театральной культуры, то при отсутствии специальных исследований избранной для данной диссертации темы, опора была наіідєна в работах смежного характера. Ценный материал для выявления элементов кассового праздника-представления был почерпнут в трудах ученых, непосредственно изучавших узбекский театр устной традиции /А.Троицкая, Н.Маллаев, М.Кадыров, Т.Уирзаев/. Вопросы народности узбекского сценического искусства, без понимания которых невозможно научное освещение избранной темы, в большей или меньшей степени освещены в исследованиях 0. Кандаловои, v..Рахманова, Т.Турсунова, А.Рыбника, Гї.Хаг.лдовой, й.І.їухтарова и ряда'других театроведов. Что касается массового театрального искусства, то его исследованием занимался специально и последовательно только Н.Ким, сосредоточивший главное внимание на театрально-зрелищном искусстве среднеазиатского региона. Некоторые материалы касательно массовых действ опубликовал З.Дьяченко.

Ііаучная новизна предлагаемой диссертации обусловлена, во-первых, тем, что в театроведении Узбекистана опыт изучения проблемы формирования и развития массового театрализованного представлеі?ия ставится впервые. Поэтому впервые прослеживается как .его истоки, - народный обряд, фольклорный театр, представления площадных комедиантов с их влиянием на формирование и раззчтие массового театрализованного действа. Далее расскат-

b. ривается влияние традиционного народного творчества на своеобразие современного площадного театрализованного представления. Наконец, в диссертации изучаются: совершенствование мастерства постановщиков театрализованных представлений, рост исполнительской культуры участников на основе прежде всего роста их общей культуры, что обусловлено било социальным развитием республики,, а такие углубление эстетического кругозора зрительской массы.

Практическая ценность диссертации определяется следующим. Данная работа содержит систематизированный материал, могущий стать серьезным подспорьем для создания новых, более обстоятельных трудов по истории узбекского театра, а также узбекской художественной культуры в целом.. Диссертация может явиться основой специального курса, посвященного истории массовых праздников для студентов институтов культуры, на соответствующих факулые- тах культпросветтехникумов и училищ искусств» Исследование кокет быть использована при составлении учебных планов и программ семинаров для молодых режиссеров, театральных критиков, филологов-фольклористов.

Апробация работы. Диссертация обсу&цена сначала на заседании кафедры режиссуры массовых представлений Ташкентского государственного института культуры им.А.Кадыри. Обсуждение проводиг-лось d участием ведущих1 специалистов каредр режиссуры и мастерства актера, методики культпросветработы того же вуза.

Основные положение диссертации в течение I9fc7-IS9I годов докладывались на Всесоюзных и республиканских научно-теоретических конференциях, региональных и областных практических селина-рах работников народного творчества.

В завершенном виде диссертация апробирована кафедрой истории, языка и литературы Белорусского государственного театрально-художественного института.

Структура работы обусловлена ее периодизацией. Исследование состоит из введения, трех глав, Заключения и списка использованной литературы по проблематике диссертации.