Введение к работе
Актуальность исследования определяется прежде всего тем значением, которое обретают сегодня проблемы взаимодействия искусств в современном театре. С одной стороны, во II половине XX века сформировались специфические «синтетические» театральные жанры (немецкий «театр танца», широкий спектр направлений французского пластического авангарда и др.). С другой стороны, современный театр явственно тяготеет к изобразительным приемам подобных синтетических жанров в интериретацин произведений,
создававшихся в расчете на сценические решения иных типов театральной эстетики.
Характерно, что в этой практике отечественные и зарубежные постановщики нередко актуализируют театральные решения прошлых эпох, в одних случаях соединяя их с современными техническими средствами, в других случаях стремясь к максимально аутентичной реконструкции старинных спектаклей.
Эти процессы особенно ярко выражены в современном оперном и балетном театре Европы, Америки и, отчасти, России, вызывая пристальньш шггерес искусствоведов, а также стимулируя развитие различных по своим методологическим пршщипам исследовательских школ.
Отечественное театроведение обладает значительным методологическим инструментарием научной реконструкции старинных спектаклей и анализа хореографических текстов. Это позволяет исследовать переломные этапы истории театра давних эпох, избегая модернизации, но в то же время соотнося проблемы этих этапов с актуальными вопросами теории и практики современного театра.
Цель и задачи исследования.
Общеизвестно, что формирование новых театральных жанров связано с широким кругом явлений культуры и социальной жизни общества, осмысливать которые целесообразно, придерживаясь определенных методологических ориентиров и искусствоведческих категорий. Характерным для театра является формирование новых эстетических систем в процессе творческого пересмотра и перекомбинирования испытанных сценических приемов.
В задачу диссертанта входило исследование таких процессов в ходе исторически обусловленных трансформаїщй драматургических и театрально-зрелищных параметров придворных театральных жанров. Центральной для исследователя являлясь проблема формирования новых драматических сюжетов из предшествующих театральных эффектов, вопросы зависимости смыслового содержания определенных декорационных и мизансценических приемов от структуры зрелища, контекста спектакля в целом, исторически обусловленных закономерностей восприятия публики и роли авторского начала в разработке традиционных театральных форм. Последнее наиболее ярко прослеживается в постановках комедий-балетов Мольера на музыку Люлли, которым посвящены основные части исследования.
Давая периодизацию истории развития французских придворных театральных жанров, автор исследовал типологию спектакля каждого периода.
Научная новизна диссертации.
В отечественном театроведении до сих пор не было специальной работы, посвященной комплексному исследованию процессов эволюции французских придворных театральпьгх жанров XVII века, охватывающего весь исторически определенный и внутренне целостный период их бытования. В отличие от уже имеющихся работ, посвященных, в основном, отдельным проблемам театрального языка, историко-хронологическим опытам, или конкретным образцам зрелищ этой эпохи, в данной диссертации дана характеристика общего состояния и основных тендешдий становления французских придворных театральных жанров XVII века. Особенно пристально рассмотрены проблемы зарождения и предпосылки
самоопределения балета как отдельного вида театрального искусства, что является, по мнению автора, одним из главных результатов развития французской придворной театральной культуры XVII века.
В диссертации впервые рассмотрены постановки комедий-балетов Мольера в контексте эволюции придворных театральных жанров. Ранее исследователи обращались лишь к отдельным составляющим этих спектаклей, отводя им роль сугубо периферийных явлений культуры. Это объяснялось их «вторичным» характером с точки зрения специализированных направлений искусствознания (литературоведения, истории музыки, истории танца).
Автор, не преувеличивая исторической роли и художественной ценности комедий-балетов Мольера, не поддерживает указанное мнение и надеется, что данное исследование не только расширит представление об особенностях этих произведений, но и определит их роль в истории театра. В диссертации они рассмотрены как ключевой этап развития французского придворного театра, определивший пути самоопределения балета.
Метод работы.
В ходе исследования использовался историко-теоретический подход к рассматриваемым проблемам, включивший элементы сравнительно-исторического, типологического, структурного анализа и приемы научной реконструкции спектакля, изученные диссертантом на театроведческом факультете РАТИ (ГИТЙС) в процессе занятий в семинаре «Реконструкция старинного спектакля» под руководством профессора А.В.Бартошевича.
Материал исследования.
При подготовке диссертации были использованы фонды Петербургского института истории искусств, библиотек и музеев, в том числе Государственной библиотеки им. Ленина, ГЦТМ им. Бахрушина, библиотеки Центра им. Жоржа Помгощу и упиверситета Paris IV — Сорбонны в Париже, а также библиотеки Центра исследования музыки барокко Государственной консерватории Версаля.
Автор опирался на труды российских и зарубежных ученых, специалистов в области истории балета, французской культуры и театра XVII века (Р.Роллана, А.Гвоздева, БЛсафьева, Т.Ливановой, Л.Блок, Г.Бояджиева, С.Мокульского, В.Красовской, Р.Барта, М.Кристу, Ж.Руссе и многих других).
Большое значение автор придавал советам отечественных и зарубежных искусствоведов, исследующих проблемы французского придворного театра ХУЛ века.
Изучалась методоягогия реконструкции спектаклей, разработанная отечественным и зарубежным театроведением.
Практическая значимость диссертации
Результаты исследования могут быть использованы при чтении лекций и на сешшарских занятиях по истории зарубежного театра, в спецкурсах по проблемам творчества Мольера, придворных зрелищ XVII в., а также курсе истории балета. Теоретический и фактографический материал диссертации может представлять интерес для практиков театра.
Структура диссертации.