Введение к работе
Обращение исторической драмык мифам и мифотворению и вве-[ение. в нее ритуальных элементов - характерное явление в сов-геменном английском театре. Широкое проникновение мифологичес-шх образов, тем и сюжетов в искусство текущего столетия пред-ітавляет собой общественный факт. Мовно сказать, что творчес-ал лаборатория XX века стала своеобразной кузницей мифов, а ю представители - их творцами. Данное обстоятельство не яв-[яется просто некой модой; оно определено тесной и древней :вязью мифов, искусства и истории, сродством закономерностей їх возникновения и самой их природы.
В Англии на рубеже XIX и XX веков была самая сильная тео-ютическая школа по вопросам первобытной культуры (Тайлор. грэзер и др.) и под влиянием ее идей находилось не одно поко-гение как в литературе и театре, так и вообще в духовной культуре. Еще Йетс в начале века говорил, что: "Те.атр вышел из іитуала, и он не достигнет величия вновь, пока не вернет слоем их древнюю суверенную сущность". Первостепенную важность іриобрела проблема мифа и ритуала в концепции А.Арто, а один із драматургов данного исследования Э.Бонд испытал его силь-юе влияние.
С целью более скрупулезного анализа специфики.мифотворе-мя на основе исторических и притчевых тем, а также факта іведения в драму ритуального элемента, автор диссертации ос-'анавливается лишь на трех пьесах: "Королевская охота за юлнцем" П.Шеффера, "Лир" и "Кенщина" Э.Бонда. Принцип ана-шза указанных пьес определяется в первой главе работы.
_ 4 -
В .диссертации утверждается, что создавая историческую драму,, современнее художники обращаются к методу "стилизации1 и мифологизации истории. В их творчестве в определенном смысле можно выделить три вида пьес: пьесы-мифы, пьесы-притчи и пьесы-маски. Пьесы-мифы создаются на основе тех или иных конкретных мифов, исторических событий, легенд и т.д. либо на основе новых сюжетов, создаваемых самими авторами (например, "За закрытыми дверьми" Сартра, "В ожидании Годо" Беккета, "Недоразумение" Камю и т.д.). Пьеса-притча, оставаясь назидательным жанром, тем не менее также приобретает форму мифа. Что касается пьесы-маски, то она может не использовать исторический факт или взятый из литературы образ, но несмотря на это, быть тесно связанной С мифическими "масками", что наиболее ярко сказалось в театре Арто, в некоторых образах восточного театра и в ряде постановок современных режиссеров, в частности, Гротовского, Шаина, Брука и др.
Говоря о своеобразии "историзма" в английской драматургии следует отметить, во-первих, присущую ей "стилизацию" истории а во-вторых, наличие в ней исторической драмы "без истории"
Актуальность темы исследования определяется необходимость дальнейшего, более углубленного изучения истоков широкого обращения театра текущего столетия к мифотворчеству, к введению в него ритуальных моментов и, обусловленных этим, экспериментов и новаций, характерных для современной драматургии и режиссуры. Особое место, которое миф и ритуал заняли в английской исторической драме требует теоретического осмысления сущностной связи глифа, истории,'искусства и ритуала. Указанное обстоятельство определяет необходимость обращения театроведческого анализа к ряду исследований первобытной культуры и
и культурологии в целом. Другими словами, актуальность темы определяется стремлением автора вести ее анализ на стыке различных наук.
Цель и задачи исследования:
-
На основе анализа пьес Шеффера и Бонда выявить специфику развитая современной английской драмы в общем контексте проблемы историзма в искусстве.
-
Теоретически осмыслить некоторые аспекты происховде-ния мифологии, искусства, истории и их сущностную взаимосвязь.
-
Установить причину обращения художников XX века к мифам и мифотворчеству.
-
Показать влияние мифа и ритуала на становление театрального искусства и определить причину возникновения такого своеобразного явления, как прамизансцена.
Научная'новизна исследования. В основном, в советском театроведении Иеффер рассматривается как представитель философской драмы, а Бонд - как драмы социальной. Автор диссертации относит произведения обоих художников к философской драме и особое внимание уделает использованию в их пьесах элементов, мифа и ритуала, что позволяет им в сценические воплощения своих пьес вводить ряд новаций, наиболее отвечающих сущности театрального искусства. Поэтому, особое внимание в работе уделяется ремаркам, дающим возможность более четко выявить концепционные принципы отих новаций. Автор диссертации выдвигает некоторые гипотезы в связи с исследуемыми им проблемами (например, гипотезу о существовании т.н. прамизансцены и др.). Научные результаты работы пополняют исследование драматургии Шеффера и Бонда.
Методологической основой диссертации являются принципы
советских и зарубежных исследований по театроведению, теории искусства, мифологии, этнографии, культурологии. В процессе работы над диссертацией автором использован ряд выводов трудов Д'.Дканелидзе, Г.Ррбакидзе, А.Аникста, Ю.Фридштеина, А.Образцовой, Х.Иннес, Т.Коулт, А.Бермала, М.Эслина, И.Бахтина, О.шрейденберга, Н.Бердяева, П.Флоренского, А.Лосева, ФЛСессиди, Дн.Фрэзера, Э.Тайлора, Л.Леви-Бршля, К.Леви-Стрэсса, М.апиаде и др.
Практическая значимость работы. Положения а выводы .диссертации могут быть использованы для изучения проблем истории и теории английской драмы на соответствующих курсах высших учебных заведений и в процессе изучения мифотворчества в современном театре и связанных с этим режиссерских экспериментов и новаций.
Апробация работы состоялась на заседаниях кафедры истории и теории зарубежного театра Государственного института театрального искусства им. А.В.Луначарского и кафедры истории и теории театра и кино Грузинского государственного театрального института им. Ш.Руставели. Основные положения работы отражены в статьях по теме диссертации.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав (Первая глава содержит пять параграфов) и заключения. К работе прилагается список использованной литературы.