Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Интерпретация древнегреческой трагедии в грузинском театре Камушадзе, Тамила Ивановна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Камушадзе, Тамила Ивановна. Интерпретация древнегреческой трагедии в грузинском театре : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.01.- Тбилиси, 1990.- 26 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исследования. Художественные достоинства произведений античности, их благородные идеи и идеалы, высокий нравственный и гражданский пафос обусловили неоднократное обращение к ним самих разных мастеров режиссуры нового времени, лучшие постановки которых несли в себе, помимо "вечных вопросов", и проблематику современности, а потому были способны волновать умы и души зрителей.

Интерес к античному наследию в Грузии имеет свои традиции. Многочисленные памятники материальной и духовной культури /истории, археологии, философии, литературы, архитектуры и т.д./ свидетельствуют об интенсивных связях,существовавших между древней Колхидой и эллинским-миром. То же подтверждает и мифология: на древней казказской земле происходит действие двух популярнейших греческих сказаний / об Про-иетее-Амирани и об аргонавтах/, легших в основу многих классических трагедий. Кроме того, о сходстве театральных куль-сур двух античных государств свидетельствуют косвенные дан-ше ( сведения о существовании в колхидских городах исппод-зоиов,амфитеатров,нумизматические и археологические находки, ^следование остатков архитектуры дохристианской эпохи и т.д). Таким образом.можно сказать, что для Грузии обращение к древ-іегреческой классике в какой-то мере означает и возвращение с собственным театральным истокам.

В грузинских летописных источниках не раз упоминаются імена древнегреческих трагиков и их произведения .Однако сце-шческое воплощение этих произведений, естественно, не осу-;ествлялоеь, так как с распространением и утверждением

христианства " идейное общение" с языческим миром не поощрялось.

Лишь в нынешнем веке античная трагедия стала достоянием грузинского театра. Наследники древнейшей культуры, грузинские мастера сцены обогатили иоторию театрального искусства многими значительными' постановками древнегреческой драмы; в свою очередь, приобщение к мировой классике такого масштаба стало еще- одной ступенью духовного развития народа.

Проблема сценической интерпретации классического наследия тесно связана с проблематикой индивидуального режиссерского осмысления исхсдного драматургического материала, а потому даже постановки одной и той же пьеды, co'Bdeu не далеко отставшие во времени друг от друга, могли разительно отличаться по смыслу. Таким образом, -исследование диссертационной темы позволяет глубже проникнуть в творческую лабораторию известных грузинских режиссеров, сделать более точные и аргументированные выводи об особенностях их постановочного мышления, художественного почерка и методов рабеты. Так же значительны роль и месте древнегреческой драмы- в актерских судьбах. История театралі, го искусства сохранила нам замечательные страницы с описан лем исполнения образов античных героев грузинскими актерами нашего времени и недавнего прошлого.

Вот почему, тема настоящего исследования представляется бесспорно актуальной, ибо позволяет впервые, в полной мере систематизировать и обобщить сведения о постановках древнегреческих трагедий в грузинском театре, выявить основные тенденции их воплощения, проанализировать особенности спектаклей на основе античной драматургии,интерпретированной гру-

зинскими мастерами сцены.

Цель исследования заключается в том, чтобы проанализировать особенности интерпретаций мастеров грузинской режиссуры, осуществивших постановки античной трагедии, а также игру актеров, воплотивших образы героев древнегреческих драм на грузинской сцене.

Научная новизна диссертации обусловлена тем остоятель-ством, что до настоящего времени роль и место античной драматургии в процессе развития нового грузинского театра не подвергалась специальному научному анализу. Такого рода исследование предпринимается впервые.

Методологической основой диссертации стали принципы конкретно-исторического и театроведческого анализа. В работе учтены достижения современного театроведения, использованы и переработаны положения и выводы трудов тех авторов, которые так или иначе- касались интересующей нас тематики.

Степень разраиитанности темы. В театроведении накоплен обширный критический материал, освещающий различные постановки античной драмы на грузинской сцене. Естественно, что авторы таких критических работ не ставили перед собой задачи

«

создать общую картину жизни произведений древнегреческих трагиков на грузинской сцене. Поэтому возникла необходимость обобщить и систематизировать имеющийся на сегодняшний день материал по истории постановок произведений античных авторов в грузинском театре, провести научный анализ сведений и факгі тов, ранее-лишь затронутых в работах историков, литературоведов, искусствоведов и критиков, а также содержащихся в архивах и до сих пор не введенных в научный обиход, сделать

выводы о роли и значении "античных" постановок в современном грузинском сценическом искусстве.

Практическая ценность диссертационного исследования состоит в том, что содержащийся в нем фактический материал, теоретическое обощение и выводы могут быть использованы как историками античного театра, так и изучающими современный театральный процесс. Исследование может иметь значение и в непосредственной работе практиков театра-над сценическим воплоще-нрем античной драматургии. Материалы диссертации могут найти применение в вузовских лекционных курсах и лекторской работе.

Апріюацин рьиоты. Диссертация оисуждена .и одобрена на заседании кафедры истории и теории театра Грузинского государственного театрального института имени Шога Руставели. Результаты исследования отражены в ряде статей, подготовленных по теме диссертации.

Структура работы.Поставленные задачи обусловили структуру диссертации, включающую введение, четыре главы, заключение и библиографию.

- б -