Введение к работе
Актуальность исследования заключается в живом, все возрастающем интересе современного искусствознания к ХУЛ веку как к особой историко-литературной эпохе. Творчество Уильяма Конгрива, приходящееся на конец ХУЛ века, представляет собой двойную трудность для исследователя, ибо, с одной стороны, оно подводит своего рода итог всем достижениям ХУЛ века в жанре комедии, а с другой стороны, открывает качественно новый этап в истории этого жанра - предпросве-тительский этап формирования социальной комедии, комедии нравов. Вопрос о традиции - один из кардинальных вопросов истории культуры - поднят в данной работе не случайно, ибо новое, как говорил Борис Пастернак, "возникало не в отмену старому, как обычно принято думать, но совершенно напротив, в восхищенном воспроизведении образца".
В связи с исследованием культуры эпохи Реставрации вопрос о традиции стоит особенно остро, так как долгое время считалось,что после закрытия театров во время Английской буржуазной революции национальная традиция была задушена, а после Реставрации английский театр перестроился на французский манер. Следствием такого подхода было и то, что всю комедию Реставрации считали подражательной, вторичной по отношению к мольеровской комедии. Таким образом, один из плодотворнейших периодов в истории английского театра оставался недооцененным, а картина европейского литературного процесса была искажена, так как именно в Англии, в эпоху Реставрации происходило формирование жанра социальной комедии - истинной комедии Нового времени.
Цель диссертации состоит в том, чтобы доказать, что комедия Реставрации не была "импортирована" из Франции, а имела национальные корни. Творчество Уильяма Конгрива, представляющее собой вершину комедии Реставрации, прочными узами связано с национальной^-традицией, с творчеством великих елизаветинцев - Лили, Шекспира, Бена Джонсона и Флетчера - и старших современников драматурга -Этериджа, Драйдена и Уичерли. Необходимо выяснить, какие традиционные элементы используются автором и каким новым содержанием они наполняются. Изучение сценической судьбы комедий Конгрива призвано помочь исследователю ответить на вопросы о том, прервалась ли на новом этапе исполнительская традиция, заложенная в шекспировском
театре; как ощущали свою связь с традицией режиссеры, ставившие комедии Конгрива на английской сцене XX века.
Научная новизна исследования» До недавнего времении комедии Конгрива были весьма слабо изучены советской театроведческой и филологической наукой. В литературном процессе были опущены важнейшие звенья, связывавшие эпоху Возроадения с эпохой Просвещения. Положение изменилось лишь с появлением докторской диссертации К.Ь. Ступникова "Комедиография английской сцены конца ХУЛ - начала ХУ1І века" (1981), в которой немало места уделено анализу комедий Конгрива. Но во-первых, творчество. Конгрива не было в работе Й.В.Ступ-никова единственным объектом исследования, а во-вторых, связь его драматургии с национальной традицией находилась вне поля зрения исследователя. Кроме того, научная новизна данной диссертации состоит и в том, что в ней обобщен материал практически обо всех постановках Конгрива в XX веке, & также введены в научный обиход сведения о самой природе театра эпохи Реставрации, о его стилистике.
Таким образом, настоящая работа является по сути дела первым в отечественной науке исследование» данной проблемы. Надо отметить, что и в англоязычной критической литературе до сих пор не существовало специального монографического исследования, посвященного анализу драматургии Конгрива с точки зрения ее взаимосвязи с национальной литературной и сценической традицией.
Апробация работы проводилась на заседаниях кафедра истории зарубежного театра Российской Академии театрального искусства, а также на заседании специализированного совета Российской Академии театрального искусства, где диссертация была одобрена и рекомендована к защите. Материал диссертации использовался при чтении лекций по истории английского театра ХУП-ХУШ веков.
Практическая ценность исследования. Фактографический и теоретический материал диссертации может быть использован при чтении курса истории зарубежного театра в театральных вузах. Положения настоящей работы, касающиеся природы комедий Конгрива, а также попытка их интерпретации видными английскими режиссерами, способны представить интерес для советских театральных деятелей.
Структура работы. Диссертация состоит из Введения, трах глав, Заключения, примечаний и списка использованной литературы.