Введение к работе
В диссертации рассматривается процесс формирования театрального репертуара как отражение широкого круга явлений и проблем общества и театра. Репертуар есть результат взаимодействия театрз со зрителем, обществом, государством и другими участниками театрального процесса, поэтому изучение принципов его формирования и эксплуатации представляется одним из подходов к комплексному изучении проблем функционирования театра в обществе.
Русский императорский театр с художественно-эстетической точки зрения представлял собой уникальное явление. С императорской сценой, как известно, были связаны высочайшие достижения отечественного театра, а его славу составляло созвездие всего лучшего, что создавалось национальным и мировым творческим гением в области театрального искусства. Не менее уникальной была и организационная система императорского театра. Этой системе были присущи многие недостатки, но именно благодаря ей стало возможным не только дать место всему лучшему, но и добиться столь значительных художественных результатов,- которыми по праву гордится русское искусство.
О художественных достижениях императорской сцены написано .много. Есть и работы, посвященные проблемам организации творчества в русском театре. Задачи данного исследования заключаются в выявлении всего комплекса связей и отношений репертуарной pt jth в императорском театре, установлении принципов и закономерностей формирования репертуара русских драматических трупп, а также в выяснении роли участников театрального процесса. Анализ становления и эволюции принципов и практики формирования репертуара в русском импер эрском театре в длительной исторической перспективе, в контексте социально-культурных и организационно-экономических проблем
позволяет не только сдэлать выводы об устойчивых закономерностях и особенностях репертуарной работы, но и в некоторых случаях уточнить традиционные взгляды на реальный репертуар императорских театров, расширить привычные представления о его формировании.
Актуальность темы данного иследования заключается е том, что именно сегодня, когда театральная наука и практика заняты поиском новых путей и форм развития театрального дела, изучение опыта более чем двухвековой истории государственного театра в России и установление общих закономерностей организационно-творческой деятельности репертуарных театров становится насущной практической задачей.
Комплекс общественно-необходимых целей, стоящих перед современным театром, конечно, отличен от социальных и культурных задач казенной сцены з дореволюционной России, однако некоторые важные механизмы реализации этих целей и их хозяйственные результаты сопоставимы, поскольку деятельность как императорского, так и современного государственного театра осуществляется в определенной сис-.теме социально-экономических отношений. Это обусловливает сходство форм и методов работы государственных театров и возможность практического использования выводов, полученных автором на основе анализа деятельности-императорского театра.
Научная новизна исследования состоит в том, что проблема формирования репертуара в русском императорском театре в таком аспекте в театроведении еще не ставилась. "История театра,- как замечал Е.Г.Холодов,- до сих пор рассматривалась, главным образом, как история премьер, причем лишь наиболее значительных премьер. Реальное функционирование театральных произведений, например продолжительность их жизни, частота.представлений, оставалась, за редкими иск-
' -' 3 -лючениями, вне поля зрения исследователей."1 Между тем, это методологически неверно, поскольку реальный театральный процесс и состояние репертуара определяется не "вершинами", а повседневной эксплуатацией. В работе рассматривается не только театр как вид искусства, но и театральный процесс.
Цель раСоты не ограничивается попыткой по-новому взглянуть на историю русского театра. Это .важно само по себе, но главное для автора - на основе анализа исторической практики понять некоторые общие закономерности организационно-творческой деятельности репертуарных театров вообще.
Практическая значимость работы состоит в том, что, отдавая дань уважения традиционному театроведению-, автор делает попытку ввести в театроведческий обиход новую проблематику и расширить ег~ методологическую базу, что способно раздвинуть привычные рамки искусствознания. Уточняя в ходе изучения театрального процесса iv :о-торые прежние устоявшиеся стереотипы, порожденные ложными идеологическими постулатами или отсутствием достаточного количества фак^ тов, автор пытается восстановить истинную картину прошлого в ее многогранности. Не менее важна и возможность практического использования выводов диссертации.
Методологической базой исследования является принцип комплексного подхода к анализу театрального процесса, заложенный в трудах А.А.Гвоздева, Е.Г.Холодова, А.З.Юфига и разрабатываемый сегодня их последователями. Важнейшим для данного исследования является принцип историзма, предполагающий развитие, взаимосвязь и взаимообусловленность явлений. Кроме того, многообразие связей, в которых
Хол' - )В Е.Г. Методологические аспекты функционального изучения Teavra.//K вопросу о предмете методологии искусствознания.- "1., I9SI-- С.82.
изучается театральный репертуар и ого формирование в соответствии с целями исследования, предопределяет необходимость применения различных частных методик анализа, обосновываемых в каждом конкретном случае.
Своеобразие предмета и чрезвычайно широкие хронологические рамки исследования - а только в такой исторической ретроспективе и возможно получить еыводы об устойчивых связях и закономерностях -выдвигают и серьезные общие методологические проблемы. Главная из них состоит' в ответе на вопрос: "Должна ли быть история драматическим рассказом, юридическим трактатом, детективом, который неспеи-но, шаг за шагом излагает суть дела и, иногда правдиво, иногда привирая, приводит к решению задачи? Или же история - многомершй . анализ количественных переменных, устанавливающий взаимосвязи и объясняющий массовое поведение, события, процессы?"2
В историк искусства все, очевидно, много сложнее: сценическое 4искусство живо только- "здесь и теперь", что объективно затрудняет реконструкцию'всех его составляющих. И все же, на наш взгляд, решение сложной задачи выявления принципов и закономерностей эксплуатации репертуара в императорском театре не может быть получено лишь на содержательном, качественном уровне. Дело в том, что репертуарная .работа театра - целый комплекс задач, связанных с отбором пьес, подготовкой новых постановок и их эксплуатацией.. И хотя применение методов многомерного статистического анализа в изучении истории театра проблематично3, все же, отвергая крайности, возь-
Боуг А.Дж. Квантификация в 80-х годах. (Количественный и формальный анализ в истории Соединенных Штатов). //Количественные методы в советской и американской историографии.- м., 1983.-С.64.
Методологические проблемы многомерного статистического анализа в исторических исследованиях рассмотреіш в кн.:'Бородкин Л.И. Мно-
.-5-
мемся утверадать, что сегодняшний историк театра не должен пренебрегать методами количественного анализа, особенно в изучении массовых явлений или совокупностей (репертуар, зрительская аудитория и др.).
Круг источников, привлекаемых для освещения темы, достаточно разнообразен и включает в себя, кроме собственно театроведческих публикаций,, работы по методологии искусствознания и методике исторических исследований, труда по истории, мемуарную литературу, статьи из русской периодической печати разных лет, а также большое количество справочных и библиографических изданий.
Другая группа источников, составляющих важнейшую фактологическую основу исследования, представляет собой неопубликованные -т архивные материалы. Это прежде всего документы государственных учреждений царской России' (главным образом Министерства императорского двора и Дирекции императорских театров), а также архивы частных лиц. имеющие отношение к репертуарной работе.
Апробация диссертации проведена на заседаниях кафедр менеджмента сценических искусств и истории русского театра Российской академии театрального искусства, а также в докладах и публикациях по теме исследования. При обсуждении на совместном заседании кафедр истории русского театра и менеджмента сценических искусств диссертация получила положительную оценку и рекомендована специализированному Ученому- совету РАТИ для защиты.
Объем и структура работы. Диссертация изложена на 1S7 страницах машинописного текста и состоит из Введения, двух глав и Заключения. Список ипользованной литературы и источников включает 205 'наименований. В разделе "Приложения" приводятся фактические