Введение к работе
Актуальность работы состоит в том, что устраняется пробел в изложении хроники жизни и творчества выдающегося хореографа, что необходимо для создания более полной концепции его творчества, а также выдвигается ряд концептуальных суждений о влиянии традиций на творческую индивидуальность художника.
Материалы и степень разработанности темы. Ситуация в изучении творчества Баланчина в отечественном балетоведении значительно уступает объёму и основательности исследований зарубежных и, прежде всего, американских авторов. Англоязычная баланчиниана основывается на таких работах как каталог всех постановок балетмейстера; обзор периодики, включающий весь американский период Баланчина, подготовленный Н. Рейноддс (Reinolds N. Repertory in review: 40 years of the New York City Ballet. - N. Y.: The Dial Press, 1977.); "Подробное описание знаменитых балетов" Дж. Баланчина и Ф. Мейсона, выдержавшее четыре издания (Balanchine G., Mason F. Balanchine's complete stories of the great ballets. - N. Y.: Doubleday, 1977.); уникальное собрание 85 статей-воспоминаний "тех, кто знал его", увидевшее свет благодаря подвижничеству Ф. Мейсона (I remember Balanchine: recollections of the ballet master by those who knew him I Francis Mason. - 1st ed,- N. Y.: Doubleday, 1991.); труды авторитетнейших авторов - Л. Кирсгайна (Kirstein L. The New Jork city ballet I Text by L. Kirstein; Phot, by G. Piatt Lynes. - N.Y.: Knopf, 1973.) и Эдв. Денби (Denby Б. Dance Writings I Ed. by Robert Cornfields and William Mackay. -N. Y.: Knopf, 1987. ); две полных биографии, Б. Тейпера (Taper В. Balanchine. - A biography - N. Y.: Times Book, 1984.) и Рич. Бакла (Buckle R. George Balanchine, ballet master: A Biografy in collaboration with John Taras. - N. Y.: Random House, 1988.), к которым примыкает работа С. Вол-KOBa(Volkov S. Balanchine's Tchaikovsky I Trans, by Antonina W. Bonis. - N. Y.: Simon and Schuster, 1985.), написанная также в результате длительных бесед с хореографом, монография немецкого искусствоведа X. Кёглера (Koegler Н. Balanchine und das moderne Ballett. - Hannover: Fridrich, 1964.) и др., без ознакомления с которыми данная работа не могла бы состояться.
Но она не могла бы появиться и без фундаие:ггальных достижений отечественного балетоведения и, в первую очередь, исследований Ю. Слонимского и В. Красовской.
Российская баланчиниана начиналась с обилия рецензионного материала, появившегося в связи с гастролями зарубежных трупп, включавших балеты Баланчина, и визитов Ныо'Йорк сити балле. Затем стали появляться воспоминания М. Михайлова, Н. Стуколкиной, Ю. Слонимского в пет-
роградских годах балетмейстера и о его связях с искусством советского авангарда 20-х годов. И наконец, статьи Е. Суриц и В. Гаевского заложили основы системного подхода в постижении театра Баланчина.
Для целей диссертации были важны работы В. Красовской, посвященные "Русским сезонам"; монографии Р. Косачёвой и М. Пожарской, предметом которых стали искусствоведческий и музыковедческий анализы деятельности Русского балета (Л Дягилева. Проблема продолжения и преодоления дягилевских традиций в театре Баланчина потребовала обращения к воспоминаниям и трудам Б. Кохно, П. Стравинского, С. Григорьева, Л. Соколовой, С. Бомонта, А. Хаекелла. Рич. Бакла. Л. Гара-фолы, двухтомнику "Сергей Дягилев и русское искусство", статьям В. Гаевского, А. Киссельгофф и И. Скляревской.
Для характеристики западноевропейской культуры 20-х годов были использованы: исследование А. Джинкинса (Jenkins A. Twenties. - L.: Book Club Associates, 1974.) и соответствующие главы из монографии Л. Гара-фолы о Дягилеве (Garafola L. Diaghilev's Ballets Russes. - N. Y., Oxford: Oxford University Press, 1989.). Эта же работа автора и монография Р. Косачёвой представляют основные тенденции развития зарубежного балета 20-х - 30-х годов в широком культурно-историческом контексте.
Деятельность Баланчина в постдягилевские годы кратко описаны только в биографических работах Б. Тейпера и Рич. Бакла, который помещает сообщение о них в обширной главе "В Западной Европе: лето 1924 - зима 1933'. Б. Тейпер только в четвёртом издании 1984 года рассмотрел их в отдельной главе под названием "Бесприютные годы". Краткому, но важному для выработки хореографом своей модели балетного театра, пребыванию в Дании оба биографа и историк датского балета С. Краг-Якобсен (Krag-Jacobsen S. The Royal Danish Ballet: An old tradition and a living present. - L.: Adam and Charles Black. 19S5.) уделили по одному развёрнутому абзацу. Несколько большее внимание Б. Тейпер уделил работе Баланчина в лондонских мюзик-холлах.
При сборе и анализе материалов переводы текстов с английского и немецкого языков, отсутствующие в русских изданиях, были выполнены автором.
Новизна работь. состоит в том. что в отечественное балетоведение ^водится неизвестный материал о творческом пути балетмейстера, ставшего при жизни классиком, и этот материал даёт основание соединить разные периоды и обнаружить сквозное развитие принципов универсального балетного театра Баланчина. Впервые рассматриваются важные ев-
ропеиские традиции, оказавшие влияние на балетмейстера и дополняющих картину формирования неоклассического стиля его хореографии.
Конкретные задачи, решаемые в исследовании:
-
Проанализировать влияние С. Дягилева на балетмейстерское становление Баланчина.
-
Выявить художественно-организационные принципы Русского балета, нашедшие продолжение в дальнейшей деятельности хореографа и способствовавшие выработке им собственной модели балетного театра.
-
Выяснить роль традиций французского и датского балета в формировании неоклассического стиля хореографа, а также разграничить понятия неоклассика и неоклассицизм, в стилистике которых Ба-ланчин создавал балеты в разные периоды своего творчества.
-
Раскрыть значение новых форм бытового танца и искусства мюзик-холла в театре Баланчина.
-
Охарактеризовать на материале постдягилевского периода социологические аспекты эстетики Баланчина, дополняющие концепцию личности балетмейстера.
Практическое значение диссертационного исследования состоит в том, что материалы и выводы могут быть использованы для более углублённой и целостной концепции творчества Дж. Баланчина, его поэтики и уточнения характера основополагающих процессов в истории балетного театра XX века; а также использованы в курсах балетоведческих и культурологических дисциплин.
Апробация работы. Основные результаты диссертации были доложены на заседании кафедры философии Пермского государственного университета и Отдела современного искусства Запада Государственного института искусствознания. По теме диссертации был сделан доклад на международном! симпозиуме "Истоки хореографии двадцатого столетия: русское влияние" (Санкт-Петербург, 7-12 июня 1995 г.). Содержание исследования также нашло отражение в ряде публикаций.
Структура диссертации подчинена целям и задачам исследования.