Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Драматургия Зинаиды Гиппиус Носова Юлия Викториновна

Драматургия Зинаиды Гиппиус
<
Драматургия Зинаиды Гиппиус Драматургия Зинаиды Гиппиус Драматургия Зинаиды Гиппиус Драматургия Зинаиды Гиппиус Драматургия Зинаиды Гиппиус Драматургия Зинаиды Гиппиус Драматургия Зинаиды Гиппиус Драматургия Зинаиды Гиппиус Драматургия Зинаиды Гиппиус
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Носова Юлия Викториновна. Драматургия Зинаиды Гиппиус : диссертация... канд. искусствоведения : 17.00.01 Москва, 2007 168 с. РГБ ОД, 61:07-17/107

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Драматургия Зинаиды Гиппиус в контексте эстетических идей русского символизма 9

Глава II. Театральная эстетика Зинаиды Гиппиус 28

Глава III. Пьеса "Святая кровь" (1901) 54

Глава IV. Пьеса "Нет и Да" (1906) 81

Глава V. Пьеса "Маков цвет" (1907) 104

Глава VI. Пьеса "Зеленое кольцо" (1914) 130

Заключение 146

Библиография 157

Введение к работе

Зинаида Николаевна Гиппиус (1869-1945) известна в основном как поэтесса и литературный критик, хотя диапазон ее литературных интересов достаточно широк. Это поэзия и проза, мемуары и дневники, публицистика, литературная критика, драматургия, киносценарии. Ни один из жанров литературного творчества Гиппиус не оставляет без внимания. Зинаида Гиппиус, прежде всего, поэт, хотя поэтическое наследие ее невелико и насчитывает около 400 стихотворений. Гиппиус -драматург, хотя ею написаны только четыре пьесы, одна из которых была создана в соавторстве. Гиппиус - сценарист, но в её арсенале сценариста два киносценария, написанных в нескольких вариантах. Гиппиус -прозаик, на счету которой несколько романов и большое количество произведений малой формы (рассказы, сказки, повести, новеллы).

Театральное наследие 3. Гиппиус остается недостаточно изученным в работах, посвященных драматургии рубежа XIX-XX веков, драматургии театра символизма.

Пьесы 3. Гиппиус были опубликованы в журналах начала XX века1, отдельными изданиями выходила лишь пьеса "Зеленое кольцо"2 в 1916 и 1922 годах. Только в 1990 году увидел свет сборник пьес 3. Гиппиус, а последующее издание пьес нашло свое место в четвертом томе собрания сочинений З.Н. Гиппиус в 2001 году.

Пьеса "Святая кровь" впервые опубликована в альманахе "Северные цветы на 1901 год, собранные книгоиздательством "Скорпион". М., 1901; "Нет и Да" - в журнале "Золотое руно", 1906, №7-9; пьеса "Маков цвет" написана в соавторстве с Д.С. Мережковским и Д.В. Философовым, опубликована в журнале "Русская мысль", 1907, №11

Пьеса "Зеленое кольцо" написана в 1914 году и впервые опубликована: З.Н. Гиппиус. "Зеленое кольцо". Пг., Огни, 1916 3 Зинаида Гиппиус. Пьесы. Л., Искусство, 1990

Такой перерыв в публикации произведений 3. Гиппиус, - почти сто лет, - связан с ее эмиграцией, а также с позицией 3. Гиппиус -непримиримого критика и врага большевиков, советской власти. Взгляд Гиппиус, находившейся в изгнании с декабря 1919 года, всегда был направлен на ее любимую Россию. Она не жалела критических стрел, выпущенных в новый политический строй, изломавший и унизивший ее родину. Да, и память о 3. Гиппиус была однозначной - "мало о ком лгали так нагло, последовательно, бесстыдно"4. Имя Гиппиус было почти забыто, а ее произведения стали недоступны читателю. Однако без творческого наследия З.Н. Гиппиус картина русского культурного, литературного и театрального процесса начала XX века была бы неполной и незавершенной. В ее дневниках и мемуарах даны исторические подробности не только российской действительности начала XX века, но и Европы (Италия, Франция, Германия), представлены портреты крупнейших русских поэтов, философов, религиозных мыслителей, театральных деятелей, писателей, художников.

Многоплановость, смысловая многозначность пьес Гиппиус позволяют говорить не только о незаслуженно обойденной вниманием драматургии, но и неполном представлении о разнообразии творческих проявлений автора. Изъятие этого имени из культурного контекста эпохи может привести к неполному освещению одной из составляющих культурного наследия, частью которого является театральное искусство, а также драматургия неповторимого символистского театра. Театральные и драматургические особенности пьес Гиппиус, литературный стиль и присущая поэту-Гиппиус лексика говорят о своеобразии,

Немзер А. Ослепительная слепая // Немзер А. Памятные даты. От Гаврилы Державина до Юрия Давыдова. М., 2002. С. 225

"своеструнности"5 каждой из них. Вопрос выявления самобытности авторской индивидуальности Гиппиус-драматурга остается открытым.

Сегодняшние обращения к изучению пьес 3. Гиппиус носят отрывочный характер, нет специальных исследований, посвященных анализу драматургии Гиппиус, её взглядов на искусство театра. Из этого следует новизна и актуальность работы "Драматургия Зинаиды Гиппиус".

Степень изученности вопроса. В статьях современников 3. Гиппиус, авторов литературно-критических публикаций и рецензентов театральных постановок пьесы "Зеленое кольцо", не в полном объеме представлены достоинства пьес, эстетические и театральные взгляды драматурга. Кроме упоминания названий драматических произведений 3. Гиппиус в статьях А. Измайлова, Ю. Александровича, А. Белого, В. Брюсова, Д. Мережковского, Е. Колтоновской, П. Пильского, Е. Лундберга, В. Буренина, Г. Чулкова, Г. Плеханова, К. Чуковского анализа пьес и подробного описания постановок спектаклей мы не обнаруживаем.

Интерес к творчеству 3. Гиппиус проявлялся в европейской публицистике. В 60-70-е годы XX века выходит книга и ряд статей Т. Пахмусс в парижском журнале "Возрождение" (об эстетических, религиозно-философских воззрениях З.Н. Гиппиус, дан краткий анализ поэтических и некоторых прозаических произведений, предварявших их публикации в журнале), а также книга и статьи В. Злобина, в основном, мемуарного характера.

В конце 90-х годов XX века публикуются статьи, посвященные театральному и драматургическому наследию рубежа XIX-XX веков, где имя 3. Гиппиус упоминается в контексте исследований драматургии

5 Гиппиус 3. Необходимое о стихах // Гиппиус 3. Собр. соч. Т. 2. М., Русская книга, 2001. С.446

символизма, отмечается "неповторимость поэтики драматургии Серебряного века.

В 1995 году в Институте мировой литературы Российской Академии Наук проходит конференция, посвященная творчеству З.Н. Гиппиус, а также на основе докладов конференции выпускается сборник "Зинаида Николаевна Гиппиус. Новые материалы и исследования", где анализируются биография и творческий путь 3. Гиппиус, особенности ее прозы, поэзии, публицистики и литературной критики.

Объект исследования данной диссертации - опубликованное наследие Зинаиды Гиппиус, в первую очередь, драматургическое, а также статьи, посвященные театральному искусству.

Предмет исследования - драматургия 3. Гиппиус в контексте эстетических идей русского символизма, театральная эстетика автора. За пределами данной работы остается разговор о кинодраматургии, которая требует специального изучения. Увидевшие свет в 1930-ые годы киносценарии не совпадают по времени с интересующими нас пьесами (1900-1914 гг.).

Хронологические рамки определены заданной проблематикой, направленной на раскрытие именно театрального аспекта в художественном и критическом творчестве 3. Гиппиус начала XX века.

Материалы исследования. Источниками наблюдений являются пьесы 3. Гиппиус и статьи, посвященные театральному искусству, рассматриваемые на фоне литературных произведений автора, а также сопоставление драматургии 3. Гиппиус с ее театральными воззрениями, драматургией символизма. "Святая кровь" ("драма"), "Нет и Да" ("грубые сцены"), "Маков цвет" ("драма в четырех действиях") и "Зеленое кольцо"

6 Короткова Н.И. Художественные концепции русского символизма // Русский
драматический театр конца XIX - начала XX века. М., 1997. С. 129

7 Зинаида Николаевна Гиппиус. Новые материалы и исследования. М., ИМЛИ РАН,
2002

("пьеса в четырех действиях") - таковы жанровые определения автора своих пьес. В своей основе они содержат взаимопересекающиеся мотивы, переходящие из пьесы в пьесу, образы-символы, объединенные идеей "неохристианства", проповедуемой автором, не только собственно драматургические, театральные, но даже кинематографические приемы.

В работе были использованы фонды и архивные материалы ОРЗ РГБ, ОР РГБ, РГАЛИ, НБ СТД, ОР ИРЛИ, Библиотеки-Фонда "Русское Зарубежье" (письма, публицистика, воспоминания современников 3. Гиппиус - Д. Мережковского, Д. Философова, А. Белого, А. Блока, В. Брюсова, М. Волошина и многих других), художественное и литературно-критическое наследие 3. Гиппиус, статьи о театре и драматургии рубежа XIX - XX веков, периодика этого времени. Основу для исследования составили философско-эстетические и литературно-критические работы теоретиков русского символизма - Д. Мережковского, А. Белого, В. Брюсова, Н. Минского, Вяч. Иванова. В работе также использовались труды, посвященные изучению древнеславянской культуры.

Цель работы. Тема "Драматургия Зинаиды Гиппиус" требует более широкого исследования и осмысления. Это не только своеобразный драматургический материал, представляющий многогранный и многосмысловой театр символизма. Драматургия 3. Гиппиус - это пьесы для постановок на театральной сцене, это и своеобразная "театральная школа" жизни для зрителей, это и особый язык неповторимого театра, где автор - не только драматург, сочинитель драматургического текста, но и проповедник идей "неохристианства", и учитель, и философский мыслитель, и поэт. Поэтому целью настоящей диссертации является воссоздание творческого портрета Гиппиус - драматурга на основе анализа ее пьес, рецензий, отзывов того времени, новых архивных материалов.

Задачи работы состоят в том, чтобы:

обобщить и систематизировать наблюдения над произведениями 3. Гиппиус, письмами и рассуждениями, касающимися драматургии и театрального искусства;

определить место драматургии в контексте творчества 3. Гиппиус;

оценить вклад 3. Гиппиус в развитие отечественного театрального искусства, драматургии.

Методологическую, теоретическую основу представленной работы составляют труды по эстетике, философии, истории и теории искусства М.М. Бахтина, Ю.М. Лотмана, З.Г. Минц, В.Я. Проппа, Е.М. Мелетинского, С.Л. Слободнюка, В.Н. Топорова, Ю.К. Герасимова, П. Громова, Б.И. Зингермана, А.В. Лаврова, Б.Н. Любимова, О. Матич, А.В. Михайлова, В.И. Резанова, Т.М. Родиной, Л.А. Софроновой, СВ. Стахорского, А.В. Федорова, философов - Ф. Ницше, А. Бергсона, Н.А. Бердяева и других мыслителей, идеи и взгляды которых нашли преломление в творчестве Зинаиды Гиппиус.

Методы исследования. В работе используются культурно-исторический подход, историко-биографический, герменевтический методы, применяется текстологический анализ, что позволяет проследить взаимодействие пьес с прозаическими и поэтическими произведениями 3. Гиппиус, их связь с религиозно-культурными взглядами автора и драматургией символизма, поставив имя 3. Гиппиус в контекст отечественной драматургии.

Структура исследования. Работа "Драматургия Зинаиды Гиппиус" состоит из введения, шести глав, заключения и библиографии.

Библиография отражает основные источники и материалы, использованные при подготовке и написании работы.

Теоретическая и практическая значимость диссертации. Основные положения диссертации могут быть использованы в учебных и специальных курсах по истории отечественного театра начала XX века, русской драматургии. Материалы исследования могут заинтересовать и

практиков театра: предложенные автором приемы анализа драматургического текста намечают пути их практического применения при постановке спектаклей.

Драматургия Зинаиды Гиппиус в контексте эстетических идей русского символизма

Своеобразие драматургии 3. Гиппиус, исследованию которой посвящена работа, необходимо рассматривать на фоне тенденций символизма, литературно-художественного направления в искусстве, представителем которого является автор.

Проявившийся в конце XIX века символизм повлиял на обновление не только театра начала XX века. Символизм стал реакцией на кризис философского позитивизма конца XIX века, на совпавший с ним, с одной стороны, кризис народничества 1860-х годов XIX века, с другой стороны, - буржуазной действительности, рационализма, натурализма.

З.Г. Минц в работе "Поэтика русского символизма" выделяет три периода развития этого литературно-художественного направления: конец 1880-ых - 1890-ые годы, 1900-1907 годы, 1907 - начало 1910-ых годов . В это время символистами были выдвинуты разнообразные концепции существующего искусства, поставлены эстетические вопросы и сформулированы художественные задачи нового направления, провозглашены театральные и литературные манифесты. Основополагающей идеей символизма можно считать панэстетизм -"представление об эстетическом как глубинной сущности мира (...), как о его высшей ценности и наиболее активной преобразующей силе бытия ("красота спасет мир")"9.

З.Н. Гиппиус пишет свои драматургические произведения в период с 1900 по 1914 годы. Первая пьеса 3. Гиппиус "Святая кровь" (1900 - год написания пьесы, 1901 - год публикации), по сути, и является первой10 символистской драмой. Она появилась в конце 1900 года и находится на рубеже двух, обозначенных выше, "этапов" развития нового литературного направления в России. Пьесы "Нет и Да" и "Маков цвет" (1906 - 1907 гг.) созданы в эпоху первой русской революции (в конце "второго этапа"). В пьесах 3. Гиппиус этого периода изменяются не только темы (что свойственно символистской драматургии данного времени), но и вводятся в контекст символистской драмы социально-бытовые, социально-исторические, национальные, культурно-идеологические, политические, автобиографические аспекты. Пьеса "Нет и Да" была написана в России, в Санкт-Петербурге, в преддверии революции, а место действия пьесы разворачивается в Париже. Здесь очевидно стремление автора "представить Париж городом символическим", так как, с одной стороны, Париж "представлялся Мережковским своеобразным конгломератом характеристических черт современной Европы, наиболее "европейским" городом, с другой, - ...в значительной степени выключенным из общей картины мира"11. Пьеса "Маков цвет", наоборот, писалась во Франции, а место действия драмы -Россия. Работа над пьесой "Зеленое кольцо" (1914) проходила в России, в период "кризиса символизма" (1910-ые годы). Таким образом, хронологически драматургия 3. Гиппиус представляет собой эпоху символизма в миниатюре. Каждая пьеса 3. Гиппиус - это своеобразный финал одного из "этапов" развития символизма литературного. Уже в первом сборнике рассказов, который 3. Гиппиус называет "Новые люди" (1896), заявлена некая "программность" символистских воззрений автора. Этот сборник она посвящает А.Л. Волынскому: "Дух того, что Вы пишете, близок мне, и я дарю Вам эту книгу - первые ступени к новой красоте, которая дорога нам обоим" . На рубеже XIX-XX веков символисты ставили вопросы создания нового театра, воспитания нового актера, появления нового театрального языка, новой системы выразительных средств, нового отражения жизни на сцене и взгляда нового драматурга на действительность. Один из героев рассказа 3. Гиппиус "Небесные слова" (1902) восклицает: "Новые пути, новые формы красоты, любви, жизни... Иду к ним, предчувствую 1 "X их, чувствую их!" Символисты "старшего поколения" (к этому кругу авторов относится 3. Гиппиус, а также Мережковский, Минский, Бальмонт, Сологуб, Брюсов) стремились к обновлению не только искусства, но и жизни. Именно к духовному обновлению, возрождению русского общества, переживающего кризис безрелигиозного мировоззрения 60-х годов, кризис традиционной религии, были направлены их чаяния. Н. Минский в статье "Старинный спор", считающейся "предсимволистской"4, говорит о том, что "наука раскрывает законы природы, искусство творит новую природу. Творчество существует только в искусстве, и только одно творчество творит новую природу"15. Д. Мережковский в лекции "О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы" (1893) так охарактеризовал период возникновения символизма: "Несмотря на скуку, бездействие, порчу языка, газетно-журнальную анархию, отсутствие крупных талантов и непонятный застой, мы переживаем один из важнейших моментов в историческом развитии русской литературы. Это подземное, полусознательное и, как в начале всякая творческая сила, невидимое течение. Тайные побеги новой жизни, новой поэзии слабо и непобедимо пробиваются на свет Божий..."16. Лекция Мережковского стала манифестом нового направления.

Театральная эстетика Зинаиды Гиппиус

В творчестве Гиппиус театр занимает значительное место. 3. Гиппиус пишет о состоянии современного театра и размышляет о его дальнейшей судьбе. О новом театре и театре будущего она пишет не только в критических статьях и откликах на спектакли, но и на страницах романов, повестей, рассказов, писем. Именно эпистолярное наследие представляет особый интерес: в нем отчасти находится авторский комментарий к творчеству драматурга, прозаика, критика69.

Каждая её пьеса - это определенный итог творческих исканий и тем, разработанных 3. Гиппиус в произведениях других жанров. Именно в драматургии, в театре скрещиваются жизненные переживания Гиппиус -поэта, Гиппиус - идеолога "неохристианства" и общественного деятеля. Театр должен стать зеркалом чаемого автором "человеческого общества", сочиненной Гиппиус "реальной" жизни - мечты. "Для нее драма из всех родов литературы могла представлять наибольший простор для свободного изложения определенной идеи. Именно из-за этого каждое из немногих выступлений Гиппиус на этом поприще хронологически совпадает с моментом ее критической и философско-публицистической активности", - замечает А. Соболев в статье "Мережковские в Париже: (1906 -1908)"70.

Драматургическое творчество Гиппиус, критические статьи, посвященные театру, неразрывно связаны с ее культурно-религиозными взглядами. Театр в ее религиозной палитре преобразования мира в единое человеческое общество приобретает ведущее положение. Целью своей культурно-религиозной деятельности 3. Гиппиус считала стремление к созданию "единого человеческого общества в свободной Церкви как основания будущего Царства Божьего на земле" . Театр для 3. Гиппиус -это и кафедра для провозглашения идей "неохристианства", это и политическая трибуна, и то пространство, которое способно соединить существующую Церковь и интеллигенцию, религию и искусство, культурное наследие веков и жизнь чаемого нового "человеческого общества". Гиппиус придавала театру огромное значение как месту единения людей. Подтверждением этому может служить следующий эпизод. Узнав о расправе полиции над рабочими 9 января 1905 года, в тот же вечер Мережковские и гости, посетившие их, решили "ехать по театрам, прекращать спектакли" . Гиппиус в воспоминаниях об этом "кровавом" дне напишет, что они считали в "день траура... нельзя, чтоб люди сидели в театрах, как будто ничего не случилось" .

Именно драматургия становится для 3. Гиппиус той областью, где она считает возможным поставить вопросы мироздания, миросотворения, сделав их достоянием зрителя.

Гиппиус понимает, что у театральной сцены существуют свои законы, своя динамика и своя эволюция. Она предчувствует приход "новых актеров" для воплощения новых образов на сцене. Поэтому в письме к Блоку от 10 сентября 1902 года она говорит: "Тем-то сцена и печальна, что, в лучшем случае, она обезличивает человека; а в худших случаях, и в большинстве, - озверяет его. Еще бы! Ведь теперь нет ни в ком веры и нигде - событий. Со времен греческой трагедии не было священнослужителей, а у первых христиан не было культуры и театра. Подождем говорить о сцене"74.

Но о сцене (театре, актерском мастерстве, драматургии, таланте, зрителе) Гиппиус все же не перестает писать и размышляет в следующих статьях: "Две драмы А. Толстого" {Мир искусства. 1899. № 5); "Торжество в честь смерти". "Альма", трагедия Минского" {Мир искусства. 1900. №№ 17-18); "Слово о театре" {Новый путь. 1903. № 8); "О пошлости" {Новый путь. 1904. № 4); "Что и как" {Новый путь. 1904. № 5); "Быт и события" {Новый путь. 1904. № 9); "Над кем смеются?" {Новый путь. 1904. № 12); "Братская могила" {Весы. 1907. № 7); "Книги, читатели и писатели" {Русская мысль. 1911. № 4); "Иринушка" и Ф. Сологуб" {Русская мысль. 1912. № 12); "Апогей" {Голос жизни. 1914. № 9); "Война, литература и театр" (Чего ждет Россия от войны. Сб. статей. Пг. 1915); "Грядущее" (День. 1915. 2 марта. № 59), а также в статьях, написанных и опубликованных в период эмиграции "О Любви" {Последние Новости. Париж. 1925. №№ 1579, 1585, 1591), "Встречи с Савиной" {Возрождение. Париж. 1950. № 7), и других.

В рецензиях на постановки пьес 3. Гиппиус охватывает многие темы, связанные со спектаклем, задается вопросами о его предназначении. "Театр - место для отдыха?", "что такое театральное искусство?" Круг явлений, который она рассматривает, достаточно широк. Она пишет о театральной критике и критиках , актерах , постановках пьес , о самих пьесах и драматургах , о переводах пьес и переводчиках , затрагивает вопросы, связанные со сценическим оформлением спектаклей (музыкальным, декорационным, звуковым и др.), но в большей степени ее интересует зрительское восприятие спектакля. Она выделяет спектакли Александрийского и Московского Художественного театров. Эти постановки дают повод 3. Гиппиус для определенного позиционного высказывания.

Отношение к современному театру и современной драматургии 3. Гиппиус высказывает в статье "Слово о театре" (1903): "Неужели театральное "искусство" - такое особенное, странное искусство, что если мы подойдем к нему с литературными требованиями, оно окажется просто безграмотностью? Зачем же тогда печатать пьесы? Расписывать по ролям и учить с голоса. Во всяком случае, это относится к современному драматическому "искусству", потому что ведь не воспрещается же читать ни "Гамлета", ни "Ревизора", ни "Мнимого больного", ни "Горе от ума"... Напротив, теперь только, читая их, получаешь наслаждение, а смотреть нельзя"81.

Пьеса "Святая кровь" (1901)

В первой пьесе 3. Гиппиус "Святая кровь" представлены "новые предвидения в области драматического искусства" , по мнению Вс. Мейерхольда, с этой пьесы, по сути, "началось становление символистской драматургии"180.

З.Н. Гиппиус пишет драму "Святая кровь" во время ее, так называемого, "религиозного пленения"181. В этот период 3. Гиппиус была увлечена идеей построения новой Церкви, идеей "неохристианства". Одновременно с работой над "писанием разговора о Евангелии", "о Плоти и Крови в этой книге"182 3. Гиппиус начинает работу над пьесой. В этот момент Д.С. Мережковский (ее муж) работает над переводом сказки Г.-Х. Андерсена "Русалочка", советуется с 3. Гиппиус и обсуждает некоторые нюансы сюжета.

Сюжет сказки Г.-Х. Андерсена становится отправной точкой пьесы 3. Гиппиус "Святая кровь", а героиня сказки - Русалочка становится героиней пьесы. Но "русалочья" тема - одна из тем и произведений символистов. Именно с образом "русалки" связаны языческие действа "русалии", название которых происходит от слова "русь". "Русь", по "Толковому словарю русского языка" В. Даля, - "мир", "бел свет" , поэтому "на руси", то есть "на виду", "на открытом месте" , или "на миру", проходили действа, "русалии"185.

Многозначность эпизодов пьесы Гиппиус связана с фольклорными произведениями, мифологическими темами, русальными действами, явлением раскольничества и старчества, мотивами христианских повествований. Эти темы, мотивы, сюжеты и явления взаимопроецируются на сюжетные линии пьесы "Святая кровь", а персонажи пьесы (в частности, героиня пьесы Русалочка) представлены образами-символами.

Одной из основных идей драмы Гиппиус является идея соединения, слияния языческого, "земного", и христианского, "небесного", как синтеза "правды о земле" и "правды о небе", а также "концепция символа" трактуется как "синтез двух начал"186.

Рассматривая тело человека как "живую одежду", в драматургии символизма прослеживается тенденция "разоблачения", "раздевания" женских образов. Русалки в пьесе Гиппиус - "прозрачные", "мутные", "голые" - нагота их как прозрачная ткань, наброшенная на тело актрисы, как прозрачный сценический костюм. В тексте пьесы сценический занавес становится также метафорой "прозрачности" - открытие занавеса в символистской драме Гиппиус можно рассматривать как "снятие земных покровов", которые "человечество набрасывает на истину"187, в ремарках пьесы "Святая кровь" автор указывает на открытие и закрытие занавеса.

В альбоме молодому поэту 3. Гиппиус написала следующую фразу: "Символизм делает прозрачными явления жизни и говорит понятно о непонятном" . "Прозрачность" приобретает метафорический смысл в представлении явлений жизни не только в пьесе 3. Гиппиус и в поэтических произведениях автора, но и у символистов - ее современников, которые настаивали на "реабилитации плоти" через освобождение ее от условностей морали. "Они надеялись понять ... сущность (природы), обнажив и сорвав покровы с тела. В поисках идеальной плоти, символисты рассматривали тело как живую одежду"1 .

"Прозрачность" как метафора ассоциируется с "окном" - поэтическим образом "выглядывания из окна", и связанным с этим образом понятие "символа": "Окно мое высоко над землею", - говорит 3. Гиппиус в стихотворении, а Андрей Белый называет символ "окном в Вечность", Д. Мережковский говорит о символе, который "делает художественное вещество поэзии... прозрачным, насквозь просвечивающим...".

В пьесе "домом" для Русалочки становится "озеро", которое она покидает. Водная поверхность озера - это "окно" в иной мир для героини драмы. Озеро "светлое"191 зимой "льдом покроется"192 - прослеживается и аналогия с Дантовым "ледяным озером". Лед, стекло, окно -метафорически связаны с мотивом выхода в другой, иной мир, что говорит о корнях драматургии символизма, о связи с драматургией эпохи романтизма. Но, с другой стороны, поверхность воды (или озеро, покрытое льдом) - это зеркальная поверхность, в которой отражается "небо", - здесь выявляется мотив зеркальности, мотив отражения одного мира в другом, а значит, - отражения друг в друге "двух бездн", "земного" и "небесного". Позднее 3. Гиппиус напишет в стихотворении "Зеркала": "И были, в зеркальном мгновеньи, / Земное и горнее - равны"193.

Мотив зеркальности не только визуально, но и звуково представлен в финале пьесы: пение русалок на озере вступает в перекличку с речитативом Никодима. Чуть слышно с озера доносится, следуя ремарке, "не то песня, не то шелест листьев", звучит русалочья "песня": "Над озером небо, / В озере небо, / Где конец небу верхнему? / Где конец небу нижнему?..." Далее, по ремарке, "Никодим почти не поет, а говорит": "...Но придет час гнева Твоего, / падут перед лицом Твоим не знавшие Тебя, / и прольется на них ярость Твоя, / простришь десницу свою / и разрушишь землю и небо". И опять с озера слышно пение, словно "шелест листьев", словно эхо: "Где конец небу верхнему? / Где конец небу вышнему?.."194. Эхо у символистов, по 3. Минц, - это "слуховое зеркало"195. В статье "Светлое озеро" 3. Гиппиус пишет: "Ветер рябит и морщит водяное зеркало"196.

Сюжет пьесы связан с перипетиями, в центре которых находится героиня. Русалочка, сидя на берегу озера, слушает рассказы Старой русалки о русалочьей жизни. Она узнает, что на свете кроме русалок существуют еще и другие "твари живые"197 - люди, у которых душа бессмертна . Русалочка тоже хочет иметь "человечью бессмертную душу"19, а не "растаять в тумане через двести - триста лет"200 как все русалки. Старая русалка советует ей подождать Ведьму, та уже "лет пятьсот"201 живет на земле и все помнит, и "все знает"202.

Ведьма, "забавушки своей ради", говорит молоденькой Русалочке, что для исполнения ее желания нужно сделать. Та, следуя совету, идет к людям - монахам-отшельникам, живущим недалеко, в келье. Но чтобы обрести "человечью душу", по рассуждению Ведьмы, нужно сначала обрести плоть, надышавшись человеческим "духом". Затем люди ее окрестят. А перед крещением она должна открыть свою тайну, рассказать, кто она и откуда пришла. Но довериться она может только тому, кто "станет очень добрым" к ней. Русалочка все делает так, как указала Ведьма.

Пьеса "Нет и Да" (1906)

Одноактной пьесе "Нет и Да" Зинаида Гиппиус дает жанровое определение "грубые сцены". Пьеса была написана в России в 1906 году до отъезда Мережковских в Париж296.

Пьесы "Нет и Да" 3. Гиппиус и "Балаганчик" А. Блока были написаны почти в одно и то же время, в них много схожих моментов. Невидимые нити взаимоотношений А. Блока и 3. Гиппиус переплетены и в пьесах. "Лирические сцены" Блока и "грубые сцены" Гиппиус связаны между собой символистской литературной школой и характерными для нее художественными приемами (в драматургии Блока, и в большей степени, в пьесе "Балаганчик", прослеживаются реминисценции поэзии символистов, к примеру, В. Брюсова ).

Позже, в письме А. Блока к А. Белому от 15-17 августа 1907 года встречаем следующее: "Решаетесь ли Вы верить лирику, каков я, т.е., в худшем случае, - слепому, с миросозерцанием неустановившимся, тому, который чаще говорит нет, чем да" . "Нет" и "да" в письме Блока -реминисценции стихотворения Гиппиус "Электричество" (1901). Блок переписал это стихотворение и хранил в папке "Моя декламация"299. Пьеса 3. Гиппиус "Нет и Да" и "Балаганчик" А. Блока датированы 1906 годом. Пьеса 3. Гиппиус "Нет и Да" написана до вынужденной эмиграции Мережковских в Париж, то есть до 25 февраля 1906 года. Пьеса "Балаганчик" опубликована в апреле 1906 года, при публикации драме было дано жанровое определение - "лирические сцены", "Балаганчик" был написан в январе 1906 года для постановки в театре "Факелы"300.

Первая лирическая драма Блока "Балаганчик" - "развернутое драматическое представление" одноименного стихотворения "Балаганчик", написанного в июле 1905, а также стихотворений "Поэт" (1905), "У моря" (1905), "Свет в окошке шатался" (1902) и других301.

После разрыва Блока с Мережковскими в период с мая 1905 года до отъезда Мережковских, то есть до 25 февраля 1906 года, общение между ними прекращается. Но в одном из писем А. Блока к А. Белому от 3 января 1906 года все же упоминается, что Блок "вчера... был на минуту" у Мережковских, то есть 2 января 1906 года . Но также 3 января 1906 года, будучи на "собрании, где Факелы и Жупелы обсуждали свои театры", Блок узнал, что ему "придется... писать пьесу, "развивая стихотворение Балаганчик . В письме от 20 января 1906 г. Г. Чулков, по "просьбе" которого была написана пьеса для неосуществленного проекта создания театра "Факелы", настаивал поскорее "доставить рукопись арлекинады": "Даже те три сцены, о которых Вы мечтали, дадут драгоценный материал для "Факелов" - театра и сборника. Пишите, не стараясь развивать действие подробно и строить "настоящую" пьесу"304. То есть, можно предположить, что пьеса 20 января еще не была написана, но работа над ней уже начата. А 23 января пьеса была окончена, но не "отделана". В январе 1906 года общение Мережковских с Блоком могло происходить косвенно: сестра 3. Гиппиус Тата (Т.Н. Гиппиус) работала над живописным портретом А. Блока (первый живописный портрет поэта был написан именно Т.Н. Гиппиус). В письме к В. Брюсову от 20 марта 1906 года 3. Гиппиус пишет о пьесе "Нет и Да" следующее: "Это современный диалог между тремя лицами, немного фантастическими, в парижском кафе на бульваре, всего 5-6 моих страничек "Нет и Да" (Грубая сцена)" . Таким образом, работа над пьесами "Балаганчик" и "Нет и Да" велась одновременно. И потому авторы, глубоко переживающие разрыв их отношений, расхождение во взглядах на жизнь, творчество, искусство, пишут пьесы, объединенные одной идеей.

Париж - место действия пьесы "Нет и Да". Всех жителей поглощает один и тот же механизм - город с его автоматизмом, шумом, толпой. "Вещи и деньги, и люди - все движется по кругу; потому что всё (и все), без остановки, покупается, продается, и вновь продается, и опять покупается. Не важно кто и что: всё решительно покупается, как все и всё решительно продается. Вверх и вниз, справа налево, завод длинный, очень длинный..."307. Париж в пьесе становится городом-символом. Он представлен как город-завод и в статьях "Бедный город" и "Парижские фотографии". Прослеживается явная перекличка пьесы "Нет и Да" с этими статьями, опубликованными в 1907 году, а также с некоторыми эпизодами пьесы "Маков цвет" (четвертое действие), написанной в соавторстве с Д. Мережковским и Д. Философовым.

Пьеса "Нет и Да" - о столкновении героя с двуличием и жестокостью окружающего мира. Основную реплику пьесы автор вкладывает в уста Лило о смысле жизни, точнее, о ее бессмысленности, о пустоте и никчемности человеческих отношений в мире: "...Вся жизнь бессмысленна, просто один черный кошмар... И все вообще - черный кошмар. И смерть - кошмар..."309.

С первых реплик и ремарок драматической миниатюры Гиппиус задает необходимый знаковый фон балаганной комедии масок, суммируя и запечатляя в одном мгновении образы-символы (персонажи, город): "...Тощий приличный француз с рыжей бородой и неистовым видом продирается к сидящему господину со стороны, между столиками и кричит: "Господин Лило! Господин Лило!" ЛИЛО. Здравствуйте, mister Дюфи. Что это вы так торопитесь? ДЮФИ (задыхаясь, не подавая руки). Я не тороплюсь... Я три дня ищу вас везде. Три ночи не спал. Наконец нашел. Я должен вас оскорбить и убить. ЛИЛО. Неужели? Но сядьте, пожалуйста, дорогой мой. И говорите просто, с веселым видом. У вас трагическое лицо. Это дурной тон"310.

Если в первой пьесе Гиппиус "Святая кровь" жители "земного мира" (или "того света" - русалки) забыли слово "любовь", а помнят только "ненависть" и "зло", которые существуют "среди людей", то в пьесе "Нет и Да" вся жизнь становится даже не "ненавистью" и "злом", а равнодушием и "бессмыслицей", просто "одним черным кошмаром", и здесь нет никому дела до "личной" трагедии главного героя.