Введение к работе
Актуальность темы. Творчество Виткация затрагивает ключевые для XX века вопросы: крах надежд на новую, сверхчеловеческую духовность, разрушение человеческой личности, всеобщий процесс обезличивания в обществе. Поэтому неслучайно в года тоталитаризма а Польше Виткаций и его произведения были
CV7tviBCn3mH i/Cpbubi 33 ДУХОВНУЮ пвЗЗВИС'кїгпОСТЬ \a К руССКийу Ч*ЇТ5Т6іЛгО и GprTTcHEv Иїл ГіуТЬ
вообще был заказан). Сегодня же, когда уже "отыгран" первый, лежащий на поверхности смысловой слой этих произведений, появляется возможность глубже понять их неоднозначное смысловое содержание (что уже дает свои пледы в спектаклях последних лет - Ежи Яроцкого, Кристиана Лупы, Анджея Дзюка). Если раньше в произведениях Виткация прежде всего виделась проблема личности перед лицом тоталитарного
общества, то сегодня в них всё четче вырисовывается более глобальный - вопрос: возможности обретения себя в условиях безграничной - в философском смысле - личной свободы. Виткаций, в отличие от своих предшественников и последователей, жил в свободной стране, и тем не менее не уставал кричать, что мир находится на краю катастрофы, что индивидуальная свобода оказывается достижима тут ценой иллюзии, театрализации, и граничит с безумием, потерей своего лица, превращением в марионетку, Диссертация, выявляя истоки мировоззрения Виїтсация, рассматривает его драматургию именно а этом ключе: как переосмысление сложившихся на рубеже веков идей индивидуальной свободы и духовного возрождения.
Научная новизна. Исследователи неоднократно отмечали, что драмы Виткация строятся на игре со сложившимися культурными моделями. Диапазон соотнесений, как это доказывает и литература вопроса, может быть огромен - от античности до современников, от шедевроз, вошедших в общемировую культуру, до мимолетной продукции литературного ширпортреба. Однако, самой важной представляется именно традиция "Молодой Польши" - периода развития польской культуры, условно датируемого 1885 - 1918 гг. Он был ровесником этой эпохи, рос в ее атмосфере, имея подчас возможность общаться не только с книгами, картинами, музыкальными произведеньями, но и непосредственно с их авторами. Восхищение многими из них он пронес.через всю жизнь. Эпоха, однако, уже умирала, и молодой Виткевич был одним из тех людей, кто, очень болезненно переживая этот упадок, остро чувствовал неизбежность разрыва с ней и потребность ногого взгляда. Проследив метаморфозу генезийско-эсхатопогического мифа - центрального для эпохи рубежа веков - в творчестве Виткация, автор определяет основной сюжет драм Виткация как попытку персонажей с помощью игры (психодрамы) реконструировать этот миф. Данный подход предоставляет возможность нового целостного взгляда на драматургию Виткация (до чих . пор исследования по теме "Виткаций и культура "Молодой Польши" носили частный характер, касаясь лишь отдельных произведений).
Творчество Виткация в России неизвестно и не изучено. Число публикаций ограничивается пятью пьесами, число исследований - несколькими статьями. Диссертация, таким образок, представляет собок первое нз русском гаыке исследование такого рода, посвященное драматургии Виткация.
Цель лиссептаиии - проследить младопольские истоки творчества Виткация, определить его место по отношению к наследию "Молодой Польши", проанализировать его драматургию сточки зрения преломления в ней основополагающих мотивов рубежа веков и, на основании этого анализа, дать целостную интерпретацию драматургического наследия писателя.
Метод исследования. Отношения Виткация с эпохой "Молодой Польши" анализируются на разных уровнях, и в каждом отдельном случае характер документов, в которых эти отношения остались запечатлены, диктует свой метод исследования. Так, первая часть первой главы призвана выявить в Виткации те особенности художественного мышления, которые роднят его с "третьим поколением" "Молодой Польши". Поскольку, именно в те годы, которые строго .говоря, можно определить как время "третьего поколения" (приблизительно 1908-1918) сам Виткации не создал никаких зрелых произведений, то ход рассуждений довольно необычен: анализ поэтики, свойственной "третьему поколению" "Молодой Польши" должен помочь понять некоторые основополагающие моменты поэтики Виткация, обнаруживающиеся в его зрелых, то есть созданных после первой мировой войны произведениях. Вторая же часть первой главы, тоже посвященная периоду до 1918 г., построена по совершенно иному принципу: здесь вникание сосредоточено на личной судьбе будущею драматурга з период его молодости. Задача - воссоздать "неофициальный" портрет художника в молодости, то есть его оораз жизни и образ жизни его среды, столь повлиявший на содержание его творчества. Поэтому тут используются, так сказать' "неофициальные источники" (письма, воспоминания) - а также то, что можно считать тахоаыми (например,
ранний автобиографический роман Виткация "622 упадка Бунго", который рассматривается тут исключительно как биографическое свидетельство).
Особо нужно сказать о методе второй главы, основной в тексте диссертации. Центральную ее часть . занимает анализ отдельных драм Виткация. Сравнение с произведениями "Молодой Польши" решено проводить не на уровне тем, сюжетов или персонажей, а на более общем уровне. Так возникает проблема мифов эпохи, как "вспомогательного понятия, вводимого для того, чтобы выявить и назвать проблемы... поглощающие в это время поэтов, проблемы, приближающиеся подчас к навязчивым идеям" (М.Подраза-Квятковска). В качестве центрального для эпохи 'Молодой Польши" вычленяется миф творения, понятый очень широхо. Так, он включает в себя проблематику как переустройства индивидуального микрокосма человека, так и мира в целом, а также проблематику художественного творчесгва. При анализе драм Виткация внимание уделяется не только трансформации различных мотивов, но и самой форме бытования мифа (так обнажается структура его драм как "посвящения в миф", что как раз и определяет характер переосмысления идей рубежа веков в ета драматургии).
Общими для всей работы является опора на системные исследования польских ученых по эпохе "Молодой Польши" и внимание к тем конкретным авторам, которые оказали непосредственное влияние на Виткация.
Хронологические самки исследования. Цель исследования - проанализировать драматургию Виткация 1918-1925 гг. Материалом для сравнительного анализа при этом служат документы эпохи "Молодой Польши", то есть 1SS0-e - 1918. В Заключении та.слз затронуты основные моменты творческой судьбы Виткация в последний период (середина двадцатых - конец тридцатых годов).
Практическая значимость работы. Обращаясь к фиг>ре Виткация, данное исследование начинает восполнять тот значительный просел, которой существует :. российском театроведении. С „.мсых сторон освещена и эпоха "Молодой Польши", представляемая до сих пор в отзчег;тзн.чей кгупо ',:, "?от-.' су,,.- -т-->.-«ке. Маг.:~'зл--'
диссертации могут быть использованы в лекциях по истории зарубежного театра, при составлении спецкурсов по истории драматургии XX века, а также при сценической реализации пьес Виткация.
Апробация работы. Диссертация прошла апробацию на Секторе литературы Института славяноведения и балканистики РАН (научная конференция "Авангард в литературах стран Центральной и Юго-Восточной Европы в первой половине XX века"), в Отделе искусства стран Восточной Европы Государственного института искусствознания (научные конференции "Художественные процессы и направления в искусстве стран Восточной Европы". 1920-30-е гг.. "Диалог истории и искусства", круглый стол по проблемам художественной культуры стран Восточной Европы XfX-XX вв.), на конференции молодых ученых "Искусство рубежа XIX-XX вв.", организованной Московским Государственным художественным институтом им. В.И.Сурикова и Государственным институтом искусствознания, в Отделе театроведения Высшей Театральной Школы им. А.Зельверовича в Варшаве, на филологическом факультете Вроцлавского университета, на международной конференции, посвященной 50-й -годовщине со дня гибели С.И.Виткевича (г.Слупск).
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и библиографии.