Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Драматургия Теннеси Уильямса и её сценическое воплощение в грузинском театре Гошадзе, Майя Тенгизовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гошадзе, Майя Тенгизовна. Драматургия Теннеси Уильямса и её сценическое воплощение в грузинском театре : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.01.- Тбилиси, 1990.- 24 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность проблемы. Американский писатель Томао Ланир ильямс, известный под псевдонимом Теннесси Уильяме /І9ІІ-І983/ егодня уне признан классиком XX века. Литературное наследие ильямса чрезвычайно обширно, его составляют рассказы, киносце-арии, стихотворения, эссеистяка, мемуары, многочисленные пьесы.

все-таки, когда речь заходит о высоких худогхественных достоин-твах и самобытности творчества писателя, имеются в виді'- именно рамзтические произведения, на фоне которых сравнительно бедно ыглядят его поэзия и проза. Лиричеокпе рассказы Уильямса, в кото-ых часто разрабатываются сюжетные линии его пьес, сами по себе ебезынтересны, однако лишены тонкого психологизма, глубокого остикения жизненной правды, капряїенного драматизма, широты пило-офско-моральных обобщении, которыми характеризуется его драмы, месте с тем следует отметить неравноценность его многочисленных ьес, целый .ряд которых /"Татуированная роза" /К5І/, "Кэмино иэл" /1958/, "Сладкоголосая птииа юности" /1959/, "Царство зем-ое /1968/ и др./ словно написаны дурным лодрахателем Уильямса,

образы созданных в них персонажей воспринимаются как попуткь еудачнего повтора. Очевидная художественная слабость зтих про--зеєдєней, их схематизм являются фактом всеоо'ще признанным, впро-зм, долучившим различные толж>т»?ния. Думается, справедливо от-етил Джеральд Уилз 'Силу Теннесси Уильямса в тех пьесах, где зв-Ьрская идея раскрывается посредством хараї теристЕки героя, а не аоборот, уак ато подчас случалось.

С именем Теннесси Уильямса связаны такие неповторимо свое-

брЭЗНЫЗ И ОТМОЧеННЫе ХУДОЕЄч}ТЕЄШШМИ ДОСТОИНСТЕагга ЛЬЙСІ', ІСУК

Стеклянный зверинец" /1345/, "Трамваї! "Ксландо" /194?/, Мсл">

и дым" /1948/, "Кошка на раскаленной крыше" /1955/,., ГОрфей обтекается, в ад" /1957/, "Ночь игуаны" /1961/.: "

Широко известно, что как явление; самобытное, американокая драма возникла в 20-х годах нашего столетия в творчестве Шшиа . О*Нила. Позже в американский театр, пришли Клиффорд Одетб,.Лилиан Хеллман, Уильям Сароян, Элмер Райе. Особенно .следует отметить интерес к драматическому искусству'глубокого мыслителя и блестя- щего романиста Торнтона Уайльдера. Однако-после Юджина 0"Ниле понятие ренессанса американского театра связывают прежде всего ,. с именами Теннесси Уильямса и Артура Миллера.-

Признание Теннесси Уильямса и Артура, Миллера самыми значительными предегавигеляш послевоенного американского театра в"' целом'не вызывает сомнения. И вместе с тем как в зарубежной, так и в советской критической литературе часто имеет место несколько упрощенный подход к творчеству продолжателей традиций Юджина О'Нила. При этом выражается точка зрения, по которой Уильяме и Миллер лишь развивают различные линии, различные аспекты наследия патриарха" американской драматургии: Миллер продолжает тематику социальной драмы,'а Уильяме культивирует его психологизм, . интерес к сложному, противоречивому внутреннему миру человека. > .

Если.в случае с Артуром-ГЛиллером-такая мысль часто оказыва
ется справедливой, то неоднозначную, многомерную драматургию Тен
несси Уильямса ни в коем'случае нельзя рассматривать лишь в пси
хологическом аспекте. Такой узкщ: подход наблюдается в статьях
С.Стентона, Р.Гарднера,.Э.Н.Джексон, Р.Хейлмана и других.'Думает
ся, неправы М.Коренева, .В.Смирнов, Г.Злобин,; выдвигающие пйсате- .
лю обвинения в социальной пассивности и видящие выход из этой
пассивности в будущей политической борьбе за изменение буржуаз
ной действительности. .'

В своих.трудах советские ученые и критики Л.Цехановская, М.Коренева, М.Туровская, Г.Злобин, В.Вульф» Б.Смирнову В.Неделин и другие при определении специфики драматургии Теннесси Уильямса, несмотря на немало ценных наблюдений, ограничиваются либо обсуждением социальной тематики, либо акцентированием психологического Мастерства писателя, в результате чего сам объект исследования проявляется односторонне.

В стремлении автора диссертации преодолеть подобный односторонний подход к творчеству замечательного американского драматурга и состоит актуальность предлагаемой работы.

Цели и задачи исследования.Целью диссертационной работы "Драматургия.Теннесси Уильямса и ее сценическое воплощение в грузинском театре" является рассмотрение идейно-художественного. своеобразия творчества. Теннесси Уильямса и сценической истории его пьес в грузинском театре. Из этой, определяющей цели исследования вытекают сопутствующие ей цели и- задачи:

анализ эстетика-литерагуБных и театральных, исканий Теннесси Уильямса на основе его глубоко гуманистического мировоззрения;

.определение ведущей тематики драматургии Уильямса и стилис-. тическои модели построения им пьесы с позиции взаимообусловленности идейной истилистической сторон творчества писателя;

.- определение своеобразия художественного метода Уильямса . в контексте"общей специфики американской^драмы и видоизменения реалистического искусства ХІ века;

- исследование национальных основ'своеобразия творчества
Уильяііоа, что в первую очередь обусловлено происхождением писа
теля из южных штатов, его связями как с американски романтичес-

коіі литературой, тан и о духовными и культурными традициями американского юга;

- определение значения постановок Теннесси Уильямса в контексте обращения грузинского театра к современной зарубежной драматургии.

Методологической основой работы стали теоретические, исторические и критические труды ведущих советских и зарубежных исследователей.

В процессе работы над диссертацией автором били изучены связанные с темой специальная литература, периодическая пресса, архивные материалы, личная переписка, мемуары на грузинском, русском и английском языках. Бесь этот круг материала нашел отражение в работе.

Научная .новизна диссертации. Творчеству Теннесси Уильямса за рубеком посвящена многочисленная критическая литература -монографии, рецензии, проблемные статьи. В этих зарубеаных исследованиях обнаруживаются несколько тенденций: йрейдастско-психологкческая /Беняашн Нельсон,/, экспрессионистическая /Роберт Хейлман/, романтическая /Артур Га>щ, Руби Кон. Нэнси Тышлер, мифически-ритуальная /Беата ХаЛн Беннет, Юдит Торісон/. Несмотря на существование целого ряда интересных зарубеаных исследовании, рецензий и эссе, в них при рассмотрении художественного своеобразия творчества писателя преобладает тенденция изучения частных аспектов.

В американской критической литературе творчество Теннесси Уильямса упоминаете л главжлл образом как образец нереалистического искусстве с тоц мотивировкой, что писатель не дает точней ккоацаи пзпзшюі: правды. }*.?есте с тем в wepmunaKo.i критике

іеализм и натурализм, эти два совершенно различные по аначению :онятия, употребляются как синонимы. В этом случав мы имеем де-о с двойным недоразумением, ибо натуралиотичвокие оредотва, атуралистичеокая стилиотика, которая подразумевает точное-атра-вние жизненной правды, отождествляется вообще.с течением нату-ализма. Как известно, есть существенное различие между опреде-енными принципами натуралистического направления и просто нату-алистическями средствами /которыми с неменьшим успехом может ользоваться представитель любого литературного течения/, так же, ак существует принципиальное различие между символизмом, оимволис-ическим течением и символом как средством выражения.

В связи с этим мояно привести здесь даоль Григола Робаки-зе и сегодня сохраняющую свою актуальность: "У нао до сих пор, сожалению, не различают "символ" от "символического"'. Поэзия шволична изначально: Несимволичной поэзии не было, нет и не ігдет" , - пишет Г.Робакидзе.

Аналогичное мнение высказывает и Уильяме, когда определяет лмвол как натуральный язык драмы: "Наша жизнь слагается из раз-х легенд, среди которых в слоях бессознательного множество бла-jx видений. По моему мнению, человеческие отношения основана ленно на подобных видениях, так же, как и сны. Символ является тособом выражения писателя" *.

Нужно заметить, что в сушеитвущей критической литературе 5 Уильямов часто можно встретить жонглирование различными тер-інами. Такге не случайно говорится о принадлежности драм Уиль-юа к нереалистическому искусству, о будто бы' сознательном обра-

Робакидзе Гр. Истоки моего творчества.- Сабчота хеловнеба /Советское искусство/, 1989, И 4, о. 36 /на груз.яз./.

tfillians Т. foreword to Camino real//Where I live. Selected

essays/Ed. by Ch.H.Day and B.tfoods. - Л.Ї.: New Directions, 1976. - P. 63.

-8-.-

щении драматурга к мистификации действительности,.о его всеобъемлющем, пессимизме и неверии в человеческие возможности; о том, что он утверздает иррационализм мира, а самого человека показывает вечной жертвой различныхдетерминированных, фатальных сил. Все это, думается, нельзя принять ни в качестве оценки мировоззрения писателя, ни с методологической точки .зрения.

В существующих об Уильямов вышеупомянутых статьях и исследованиях мы имеем дело с итогами пренебрежения особенностями реализма XX века, узким, ограниченным пониманием явлений реализма, когда дефиниции произведение, современного искусства совершаются по художественным нормам и критериям классического критического реализма XIX столетия и когда не осознается тот факт, что формы выражения современного реалистического искусства изменились,расширились арсенал художественных средств и сама сфера изображения.

Главная цель традиционной реалистической литературы, заключающаяся в отражении отношений индивида о социальной средой, в современном искусстве часто заменяется крайним субъективизмом; рушится аристотелевское понятие целостности произведения; одно из главных, что происходит в сознании героя, в его целостном "я",-личное, эмоциональное восприятие и переживание представляется отражением низни" души человека; причем не только сознательных-, но и тех бессознательных и подсознательных процессов, когда воспоминания, впечатления, ощущения протекают бессвязно и непоследовательно, спорят с контролем сферы логического, стройного мышления.

Естественно, своеобразие современного художественного видения определяет и своеобразие средств выражения, будь то внутренний монолог потока сознания, передача мгновенных впечатлений, су5ъект;шкзапня времен:; и пространства, дискретность времени в

контексте его субъективизации и т.д. В художественных произведениях часто используется эпический момент, когда повествование преломляется сквозь призму сознания рассказчика-героя.

Когда же признаками реализма считаются лишь отражение эмпирической действительности жизнеподобными образами и ситуациями, сходство с конкретной предметностью, сближение с повседневностью, передача последовательного течения действия и с таких позиций происходит определение творческого метода Уильямса, то в этом случае можно говорить, что оно происходит по консервативным художественным нормам прошлого столетия.

Именно в контексте протекающих в современном искусстве процессов, с учетом видоизменения средств традиционного повествования проведено данное исследование творчества писателя, что и составляет научную новизну диссертации.

Практическая ценнооть темы. Основные выводы и положения диссертации можно использовать в курсе лекций по современному зарубежному театру, в -процессе монографических исследований американской драматургии XX столетия, для уточнения некоторых аспектов развития американской драмы, а также выявления целостной картины процессов, протекгвдах в грузинском театре 70-80-х годов.

Апробация работы и публикации. Диссертация раосмотрена,, одобрена и рекомендована к 'защите на заседании кафедры истории и теории театра Грузинского государствегаого театрального института имени Ыота Руставели.

Основные положения диссертации изложены в'статьях, опубликованных в научных журналах, список которых приводится в конце автореферата.

Объем и структура работы. Диссертация содержит 170 страниц