Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Драматургия Сэма Шепарда в контексте развития театра США второй половины ХХ века Арутюнян Ани Андраниковна

Драматургия Сэма Шепарда в контексте развития театра США второй половины ХХ века
<
Драматургия Сэма Шепарда в контексте развития театра США второй половины ХХ века Драматургия Сэма Шепарда в контексте развития театра США второй половины ХХ века Драматургия Сэма Шепарда в контексте развития театра США второй половины ХХ века Драматургия Сэма Шепарда в контексте развития театра США второй половины ХХ века Драматургия Сэма Шепарда в контексте развития театра США второй половины ХХ века Драматургия Сэма Шепарда в контексте развития театра США второй половины ХХ века Драматургия Сэма Шепарда в контексте развития театра США второй половины ХХ века Драматургия Сэма Шепарда в контексте развития театра США второй половины ХХ века Драматургия Сэма Шепарда в контексте развития театра США второй половины ХХ века Драматургия Сэма Шепарда в контексте развития театра США второй половины ХХ века Драматургия Сэма Шепарда в контексте развития театра США второй половины ХХ века Драматургия Сэма Шепарда в контексте развития театра США второй половины ХХ века Драматургия Сэма Шепарда в контексте развития театра США второй половины ХХ века Драматургия Сэма Шепарда в контексте развития театра США второй половины ХХ века Драматургия Сэма Шепарда в контексте развития театра США второй половины ХХ века
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Арутюнян Ани Андраниковна. Драматургия Сэма Шепарда в контексте развития театра США второй половины ХХ века: диссертация ... кандидата : 17.00.01 / Арутюнян Ани Андраниковна;[Место защиты: Российский институт театрального искусства - ГИТИС].- Москва, 2016.- 206 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I Преображение героя американского запада в пьесах С. Шепарда

1.1. Ранние пьесы С. Шепарда 22

1.2 «Истинный запад» С. Шепарда 59

ГЛАВА II Новое утро в америке

2.1. Американская мечта глазами женщины: «Любовь зла» (1983), «Уловка разума» (1985) 82

2.2. Совместные работы С. Шепарда и Дж. Чайкина: «Языки» (1978), «Дикость/Любовь» (1981) 104

ГЛАВА III Ковбой в царстве мультикультурализма: драматургия с. Шепарда в конце ХХ века 118

Заключение 139

Список использованной литературы 1

Введение к работе

Актуальность исследования. Для американской культуры 1960-е годы XX века стали переломным моментом. Политические катастрофы (убийство президента Кеннеди, Карибский кризис), научный прогресс (создание первого спутника связи, полет на луну) не могли не повлиять на социокультурную атмосферу.

Война во Вьетнаме повлияла не только на экономику страны, вызвав увеличение числа безработных и рост преступности, но также и на жизнь простых людей. Пик кризиса пришелся на 1968 год: молодежные бунты, выступления в защиту афроамериканцев и антивоенные марши.

«Свингующие шестидесятые» характеризуются рождением поп-
арта во главе с Энди Уорхолом, массовыми протестами студентов,
движением хиппи, сексуальной революцией, популяризацией

контркультуры.

Перечисленные политические и культурные события во многом

определили специфику развития театра. После Второй мировой войны

Бродвей был на пике популярности: «Хеллоу, Доли!», «Смешная
девчонка», «Человек из Ламанчи». В начале 1950-х годов появляются
офф-бродвейские театры, в которых ставили современную

драматургию, их репертуар отличался интересом к социальной и политической проблематике. Одним из самых популярных стал «Круг в квадрате», на сцене которого ставились первые пьесы Теннесси Уильямса.

К началу 1960-х социальные и политические события стали влиять
на репертуар и финансовое положение бродвейских театров. Офф-
бродвейские театры постепенно утрачивают свою индивидуальность -
различие между коммерческим и некоммерческим театрами

постепенно стирается. Возникает движение офф-офф-бродвейских театров, которое зародилось в противовес Бродвею и офф-Бродвею. Офф-офф-Бродвей набирает все большую популярность: открылось «Кафе Чино», затем Эллен Стюарт основала экспериментальный театр «Ла Мама», где впервые были представлены пьесы молодых авторов -Сэма Шепарда, Лэнфорда Уилсона, Роберта Патрика, Жан-Клода ван Итали. Из экспериментальных театров вышло целое поколение актеров, режиссеров и драматургов.

Ярким представителем поколения 1960-х является драматург, обладатель Пулитцеровской премии Сэм Шепард. Он увлекся офф-офф-Бродвеем еще в начале 1960-х, когда работал официантом в клубе «Виллидж Гейт», где по вечерам выступали звезды джаза Телониус Монк и Нина Симон. Там же он познакомился с начинающим театральным режиссером Ральфом Куком, мечтавшим о собственной сценической площадке. В театре «Генезис» Шепард ставил свои спектакли, в них он также играл. В 1963 году С. Шепард присоединился к театральной труппе Бишоп Репетори Кампани.

Позднее он напишет: «Мы ставили короткие пьесы, по большей части

литературные обработки, которые показывали в церквях. То, что можно собрать столько людей вместе, поразило меня. Ты создаешь что-то совершенно новое из ничего». 1

В начале 1970-х годов драматург оказался в эпицентре нью-йоркской театральной жизни. Не будет преувеличением считать драматургию и творчество Шепарда чрезвычайно важными для формирования идейной концепции театров офф-офф-Бродвея.

В своем творчестве, особенно в первых пьесах, Шепард объединяет фантастику с реалиями из жизни ковбоев. Пьесы отличаются знанием нюансов жизни американского Запада, где вырос автор.

В произведениях Шепарда пересекаются два мира: прошлое и
настоящее американского Запада. Одним из главных мотивов
творчества драматурга становится трагическая потеря

индивидуальности и следующие вслед за этим поиски идентичности.
Интересен взгляд Шепарда на историю американской культуры - путь,
который уже пройден. Американский критик Ричард Брустейн
отмечает: «Сэм Шепард грезит не о себе, он грезит об Америке. Из его
пьес не узнаешь много о самом Шепарде, но, узнаешь об американском
народе. Он беспорядочно перемешивает различные факты

американского эпоса, создавая мозаику, из которой возникает подчас мощная и животворная метафора».2

Драматургия С. Шепарда - фундамент нового этапа в развитии американского театра. В своих пьесах С. Шепард фокусирует внимание на истории США и культурных изменениях, которые происходили в стране во второй половине ХХ века. Драматург интересуется

1 Almereyda. M. Shepard Sam [Электронный ресурс] / M. Almereyda// Interview magazine.
October 2011. - URL: (дата обращения:
15.04.2013)

2 Цит. по книге: Вульф В. От Бродвея немного в сторону: очерки о театральной жизни США,
и не только о ней, 70-е годы. М., 1982, C.163.

процессом формирования страны, задается вопросами происхождения нации и личностного выбора. Шепард создал собственный образ американского Запада на основе мифологии и фольклора. Его персонажи ищут ответы на вопросы, которые задает себе автор: где их дом? кто они? откуда они родом? Судьбы героев находятся в тесной связи с историческими событиями. Драматург рассматривает трагедию личности, у которой нет истоков, отсутствует прошлое: только чувство одиночества в безграничном пространстве.

Герой ищет иную реальность, утраченную идею страны (персонаж пьесы «Истинный запад» живет в своем доме в Лос-Анджелесе, пишет сценарии для Голливуда, он успешен и знаменит, но чувствует себя несчастным), способную даровать надежду на будущее.

В настоящем исследовании рассматриваются не только творческие поиски одного из самых знаменитых американских драматургов США, через призму его творчества представлен театральный процесс 1960 -1970 гг.. В работу также входит анализ театральных постановок, в которых Шепард выступает в качестве режиссера, и его методика работы с актерами (Джон Малкович, Гэри Синиз, Шон Пенн, Эд Харрис).

Цель исследования. Рассмотрение драматических произведений и постановок С. Шепарда в контексте развития американского театра XX столетия, выявление особенностей стиля, философских и эстетических взглядов драматурга.

Задачи исследования:

1) проанализировать драматургию С. Шепарда в контексте
основных тенденций движения театрального процесса США второй
половины XX века;

2) показать изменения, произошедшие в американском театре во

второй половине ХХ века, и процесс формирования новых театральных

групп и направлений (Бродвей, Офф-Бродвей и Офф-офф-Бродвей);

3) обосновать причины трансформации понятия «американская
мечта» в творчестве С. Шепарда;

4) исследовать основные мотивы произведений С. Шепарда,
выявить значимость произведений драматурга для американского
театра.

5) определить влияние творчества С. Шепарда на американских
драматургов ХХI века.

Научная новизна диссертации. В данном исследовании впервые комплексно рассматриваются драматургия, режиссерские и актерские работы С. Шепарда в театре и кино. В работе описывается театральный процесс Нью-Йорка на протяжении нескольких десятилетий. Прослеживается взаимосвязь социальных процессов и изменений в культурной и театральной жизни США второй половины ХХ века. Рассматривается влияние драматургии С. Шепарда на трансформацию театрального процесса и формирование новых театральных течений в США второй половины ХХ века.

Методы исследования: В настоящем исследовании использованы общенаучные методы, основанные на выработанных принципах анализа и описания отечественной театроведческой школы, включая принципы изучения и анализа драмы. Также использованы методологические принципы: метод анализа, структурный анализ, классический принцип анализа драмы.

Материал исследования. Материалом исследования стали пьесы,

теоретические публикации, американские газетные рецензии на

спектакли по пьесам С. Шепарда, архивные материалы

экспериментального театра «Ла Мама», Публичной Библиотеки

Театрального Искусства США (Нью-Йорк), интервью автора

диссертации с режиссером Робертом Вудруфом, также автор опирается

на видеоматериалы спектаклей.

В настоящей работе автор опирается на фундаментальные работы по американской драматургии: В. Бернацкой, А. Ромма, Г. Злобина, М.Кореневой, Т. Бугровой, В. Павермана, М. Швыдкого, Г. Коваленко3, а также западных исследователей: К. Бигсби, Б. Маранка и биографов -Э. Умано, С. Боттомс и Л.Вэйд.4

Русская шепардиана представлена несколькими диссертациями, посвященными творчеству С. Шепарда.5 В работе А. Гильмановой творчество Шепарда изучено в контексте музыкального оформления спектакля. А. Гильманова рассматривает взаимодействие искусств, использование Шепардом джазовой музыки. Рассматривая «семейные» пьесы драматурга, автор отмечает функции музыки в драме Шепарда. Театроведческое исследование К. Новиковой посвящено проблеме постмодернистской эстетики, в нем изучаются философские вопросы, эстетические понятия модернизма и проводится семиотический анализ пьес Шепарда.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что ее материалы могут быть использованы в лекциях по истории американского театра второй половины ХХ века, на театрально-

3 Бернацкая В. Четыре десятилетия американской драмы.1950-1980 гг. М., 1993; Вульф В. От
Бродвея немного в сторону: очерки о театральной жизни США, и не только о ней, 70-е годы. М.,
1982; Бутрова Т.Американский театр: прошлое и настоящее. М.,1997; Злобин Г. Современная
драматургия США. М., 1968; Бугрова Т. Американский театр протеста в контексте общественного
движения 60-х // Борьба тенденции в современном западном искусстве. М.: Наука,1968.; Коваленко
Г. Дети Юджина О'Нила: Драматургия 80-х//Американский характер. Очерки культуры США. М.,
1998; Швыдкой М. Секреты одиноких комедиантов: заметки о зарубежном театре второй половины
ХХ века. М., 1992.

4 Marranca B. American Dreams: The Imagination of Sam Shepard. N.Y. 1981; Bottoms S. Playing
Underground: a critical history of the 1960's Off-Off Broadway Movement. 2006; Wade Leslie A. Sam
Shepard and The American Theatre.Westport, Conn.:Greenwood, 1997; Bigsby C.W.E. Sam Shepard:
imagining America, Bigsby C.W.E. Modern American Drama 1945-1990. Cambridge University Press,
1994.

5 Гильманова А.А. Драматургия Сэма Шепарда в свете взаимодействия искусств.
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук: 10.01.03/
Гильманова Альфия Анваровна; Казань.: КГУ, 2006; Новикова К.В. Драматургия Сэма Шепарда и
некоторые проблемы постмодернистской эстетики. Автореферат диссертации на соискание ученой
степени кандидата искусствоведения: 17.00.01/ Новикова, Катерина Викторовна; СПБ.:СПБГАТИ,
1999.

критических семинарах по вопросам театральных тенденций современности. Теоретический материал диссертации может быть полезен для составления спецкурсов, учебных и учебно-методических пособий по изучению американской драматургии и истории театральных движений в США. Данная работа может пробудить больший интерес к творчеству драматурга Сэма Шепарда, для дальнейших переводов на русский язык и для постановки его пьес на сцене театров России, где редко ставились пьесы автора. Выводы данного исследования могут стать основой для теоретических трудов, посвященных истории американского театра второй половины ХХ века. Настоящее исследование может быть полезным для режиссеров, театральных критиков, работающих с американской драмой.

Апробация диссертации осуществлялась в публикации научных статей по теме диссертации, в подготовке тезисов для выступления на межвузовской научной конференции аспирантов на тему «Методология современного искусствоведения», ГИТИС, (2014 год), где автор сделал доклад «Эволюция американской драматургии: 1950-1970-е годы». В порядке педагогической практики автор выступал на семинаре «История зарубежного театра» для студентов театроведческого факультета.

Автор также выступал с докладом «Тематика войны во Вьетнаме в контексте творчества драматурга Сэма Шепарда» на международной конференции «Зверевские чтения по американистике» на тему «Война в американской культуре: тексты и контексты» в РГГУ (12-13 мая 2015 г.). Обсуждение диссертации проходило на заседаниях кафедры истории зарубежного театра Российского института театрального искусства - ГИТИС.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех

Ранние пьесы С. Шепарда

Для американской культуры 1960-е гг. XX века стали переломным моментом. Политические катастрофы убийство президента Кеннеди, Карибский кризис, создание первого спутника связи, полет на луну) не могли не повлиять на социокультурную атмосферу.

«Свингующие шестидесятые» характерны появлением поп-арта во главе с Энди Уорхолом, массовыми протестами студентов, движением хиппи, сексуальной революцией, растущей контркультурой (апофеозом этого культурного движения стал трехдневный музыкальный фестиваль «Вудсток», на котором собралось полмиллиона человек). Росло движение против Вьетнамской войны: до 1965 года ведение открытых военных действий и реальное число погибших скрывались государством. Обсуждались проблемы расизма и сегрегации, а также гендерного равенства. Молодежь 1960-х читала роман Харпер Ли «Убить пересмешника», произведения Аллена Гинзберга, слушала шокирующие выступления поэтессы Сильвии Плат. Появились новая мода, новое кино, и, конечно же, музыка: возникли группы «Битлз», «Роллинг Стоунз», возросла популярность звезд психоделического рока - Джима Моррисона и его группы «Дорз», а так же группы «Пинк Флойд». В 1963 году Мартин Лютер Кинг в Вашингтоне выступил с речью «У меня есть мечта», через год президент США Линдон Джонсон отменил законы о сегрегации. Мартин Лютер Кинг говорил о другой Америке - стране, в которой должно быть место правосудию и свободе, он мечтал о том, чтобы о людях судили не по цвету кожи, а по их человеческим качествам. Неслучайно это выступление состоялось у мемориала Линкольна в Вашингтоне. Именно с этого места начался «марш на Вашингтон» за рабочие места и свободу. После этого был принят закон о гражданских правах афроамериканцев. В 1960-е произошли радикальные изменения политических реалий: 32 страны черного континента объявили о своей независимости.

Война во Вьетнаме повлияла не только на экономику страны, но также и на жизнь простых людей, вызвав увеличение числа безработных и рост преступности. Пик кризиса 1960-х пришелся на 1968 год: он принес с собой молодежные бунты, выступления в защиту афроамериканцев и антивоенные марши.

Все вышеперечисленные политические и культурные события не могли не отразиться на развитии и трансформации театра. Это было время бродвейских мюзиклов: «Хеллоу, Долли!», «Смешная девчонка», «Человек из Ламанчи». После Второй мировой войны Бродвей был на пике популярности: шик и блеск на сцене были нужны зрителю. Но уже в начале 1960-х Карибский кризис и убийство президента Кеннеди вывели американское общество из душевного равновесия.

Еще несколько лет Бродвей не принимал во внимание эти изменения в обществе до того момента, как это стало влиять на финансовое положение бродвейских театров. Конечно, после молодежного бунта 1968 г. коммерческий театр сильно пострадал. Так называемая «культурная революция» повлекла за собой изменения в театральной среде. Это коснулось как Бродвея, так и внебродвейских театров, которые получили название офф-Бродвей и считались некоммерческими. В то же время офф-Бродвей стал убежищем для тех актеров, которые не были задействованы на Бродвее. Один из театральных обозревателей писал: «Ходить на Бродвей очень дорого. Это может себе позволить только состоятельный провинциал… Бродвей сейчас больше похож на витрину магазина, чем на экспериментальную мастерскую. Самое интересное сегодня ставится вне Бродвея и изредка «вторым экраном» переходит на Бродвей» 16

Уже в конце 1960-х годов офф-бродвейские театры постепенно теряли свою индивидуальность и продолжили те же традиции, что и Бродвей. Важным событием в театральной жизни США стали хэппенинги17, в которых участвовали зрители, использовались различные предметы в качестве реквизита, актеры играли на экзотических музыкальных инструментах, но в конце 1960-х данное течение потеряло популярность, в то время появились такие труппы, как «Ливинг Театр»18, «Оупен Театр» и «Перформанс груп». В начале 1950-х «Ливинг Театр» был на пике популярности и ставил пьесы таких авторов, как Гертруда Стайн, которой принадлежит авторство термина «потерянное поколение», авангардиста-анархиста Пола Гудмэна, но в начале 1960-х годов театр уехал на гастроли, и его труппа стала путешествовать по Европе.

Можно сказать, что концепция офф-Бродвея объединилась с Бродвеем, в том числе из-за финансовых проблем. Если в начале 1960-х существовала какая-то разница между коммерческим и некоммерческим театрами, то постепенно границы Ливинг тиэтр – американский театр, основанный в 1947 году в Нью-Йорке. между ними стерлись. Возникло движение офф-офф-бродвейских театров, которое зародилось в противовес не только Бродвею, но и офф-Бродвею. Контркультура 1960-х годов нуждалась в новом театре, который можно было бы противопоставить первым двум.

Офф-офф-бродвейские театры начались с маленьких кафе или подвальчиков, где собирались молодые художники, писатели, артисты. В «Кафе Чино» стали читать произведения таких авторов, как Трумэн Капоте. Но это не было похоже на поэтические вечера, поскольку тут ставили пьесы. После этого еженедельник «The Village voice» обозначил новое театральное движение, как «офф-офф-Бродвей». «Кафе Чино» (1960-1965) набирало все большую популярность, позже открылся экспериментальный театр «Ла Мама», который основала Эллен Стюарт. Именно в этом экспериментальном театре впервые были представлены пьесы молодых авторов: Сэма Шепарда, Лэнфорда Уилсона, Роберта Патрика, Жан-Клода Ван Итали.

«Кафе Чино» и «Ла Мама», стали местом новых театральных экспериментов. В этих театрах начинали яркие представители офф-офф-бродвейской сцены. Именно в них, отнюдь не в самых богатых районах города, ставились пьесы, которые играли и ставили сами авторы. Из этих театров вышло целое поколение актеров, режиссеров и, конечно же, драматургов. Таким образом, районы Гринвич - Виллидж и Нижний Ист-Сайд, где находились театры, стали пристанищем нового театрального движения. Театр «Ла Мама» является единственным офф-офф-бродвейскием театром тех лет, который продолжает свое существование до сих пор, давая возможность молодым режиссерам со всего света ставить спектакли на своей сцене. Ведущей фигурой офф-офф-Бродвея можно считать Эдварда Олби, хотя его пьесы изначально были успешны и принесли автору успех именно на Бродвее. Олби в своих пьесах обозначил свое понимание «американской мечты». Это понятие чаще всего базируется на свободе и процветании народа. «Американская мечта» - это хороший дом с садиком, семья и дети, собака, барбекю на заднем дворе, словом, стабильность и спокойная жизнь. Одноименную пьесу (1961 г.) критика и общественность восприняли неоднозначно. Автор в ответ тем критикам, которые нелестно отзывались о ней, в предисловии к произведению написал, что пьеса может стать испытанием для американской сцены, она направлена против всех лживых ценностей, которые есть в обществе. В пьесе Олби так называемую «американскую мечту» воплощает молодой парень, которого усыновила пожилая пара. Он для них - воплощение мечты, хотя сам он чувствует себя неполноценным, поскольку в детстве его разлучили с братом-близнецом. «Американская мечта» - это стремление к лучшей жизни, однако понимание лучшего у всех разное. В пьесе люди покупают эту мечту за деньги. Главный герой готов ради них на все, поэтому он и соглашается стать приемным сыном богачей. В интерпретации Олби мечту можно купить, в этом отношении автор оспаривает классические стереотипы, связанные с этим понятием. Таким образом «американская мечта» превращается в клише, которое является всего лишь инструментом пропаганды. Поколение 1960-х продолжило развитие этой и многих других тем, обозначенных Олби.

«Истинный запад» С. Шепарда

Что касается его театральной жизни, то в середине 1970-х годов Сэм Шепард приступает к написанию своей знаменитой «семейной» трилогии, в которой он рассматривает тематику американского Запада. Драматург предлагает современную интерпретацию мифов и легенд, относящихся к миру, который давно исчез. Однако отголоски его существования автор видит в жизни современной Америки, которую он изучает: в отношении к реалиям современности, вопросам войны и мира. Драматург по-своему раскрывает тему войны. Его отец воевал на фронтах Второй мировой войны и после этого так и не смог найти свое место. Молодость самого Шепарда пришлась на время войны во Вьетнаме, что не могло не повлиять на его видение различных аспектов существования личности в Соединенных Штатах (неприкаянность, невозможность найти себя в условиях мирной жизни).

Пьеса «Истинный запад» (1980), относящаяся к «семейной» трилогии, отражает взгляд драматурга на пройденные годы и несколько важных этапов его жизни: игру в панк-рок-группе с певицей Патти Смит, актерскую карьеру в Голливуде, работу киносценаристом. Драматург обращается к тематике американского Запада, столь близкой американской культуре, столь известной по многочисленным фильмам жанра «вестерн». Шепардовский взгляд на прошлое соединяет две проблемы -самоидентификации и исторической памяти народа - в одну. В пьесе рассматривается вопрос об идентификации даже не индивидуума - целой нации. Жизнь на американском Западе является пройденным этапом для Америки, но при этом Шепард находит отголоски прошлого, которые до конца не смогли исчезнуть, они находятся где-то на подсознательном уровне. По сравнению с 1970-ми, 1980-е гг. можно считать временем оптимистов. Персонажи Шепарда 1980-х годов из унылых пессимистов превращаются в успешных деятелей культуры (сценаристов, как в пьесе «Истинный Запад»), которые постепенно понимают, что на самом деле не хотят жить такой жизнью. Герои Шепарда - это воплощение современных ковбоев, вместо лошадей они ездят на автомобилях, живут в современных домах, но при этом в их жизни чего-то не хватает. Они живут по инерции, не в состоянии получить то, что они хотят. Этот замкнутый круг повторяется из поколения в поколение, персонажи не в состоянии побороть чувство одиночества; они не могут найти свою сущность. Кто они, и что такое родина-Америка? Это основные вопросы, которые автор ставит в пьесе «Истиный запад».

Тематика Запада для Шепарда знакома: он вырос там и хорошо знает героев, о которых пишет. Американский Запад и пустыня Мохаве стали неотъемлемой частью его жизни. Драматург часто возвращается туда, откуда он родом - в Калифорнию. Герои драматурга уходят в пустыню (как когда-то сделал и его отец, оставив семью), находясь в вечном поиске своих истоков. В драматургии Шепарда и ранее появлялись персонажи, которые стремились найти для себя убежище на Западе, но полностью концепцию понимания американского Запада и его места в современном мире автор раскрывает в пьесе «Истинный запад», показывая реалии жизни его героев - жителей пустыни. Если в фильмах жанра «вестерн» ковбои предпочитают стрелять из револьвера и таким образом избавляться от противника, то в шепардовской реальности эти персонажи вынуждены вместе жить под одной крышей. Вот как он сам определяет для себя значение американского Запада: «Я использую материал (имеется в виду тематика вестерна) в качестве трамплина для совершенно иного творческого этапа. Дело в том, что после всего пережитого, между персонажами будто возникает невидимая связь. Я не пытаюсь писать об уникальности мировоззрения тех, кто живет на Западе, я просто использую его, потому что вырос там, мне нравится там жить. Мне неинтересны философские и политические заявления по этому поводу, я заинтересован в том, чтобы дать возможность персонажам реализоваться, дать им возможность свободно существовать».61

Американская мечта глазами женщины: «Любовь зла» (1983), «Уловка разума»

Премьеры спектаклей по обеим пьесам, как и многие другие у Шепарда, состоялись в театре «Мэджик» в Сан-Франциско.

Театральный эксперимент с Джозефом Чайкиным превратился в диалог длиною в несколько десятилетий, ведь тандем снова воссоединился в работе над новой пьесой под названием «Война в раю»110 (The War in Heaven, 1985), а позднее над произведением «Когда весь мир был зеленым»111 (When the World was green, 1996).

В 1996 году Джозеф Чайкин в театре Джозефа Паппа112 поставил спектакль по одной из первых пьес Сэма Шепарда - «Чикаго» (1965). Это произведение-фантасмагория про молодого парня по имени Стью, который заперся в ванной, запутавшись в своих фантазиях, а все из-за того, что его любимая девушка переезжает от него в Чикаго. В том же году состоялась последняя совместная работа Шепарда и Чайкина в качестве драматургов. Это пьеса «Когда весь мир был зеленым» (1996), которая написана в форме диалога между мужчиной и женщиной. Она полна ностальгии старого человека (образ так и называется – Старый Человек), работавшего поваром, о былых временах, когда, как ему кажется, жизнь была совсем другой. Он рассказывает свою историю молодой женщине, желающей знать, как и почему он совершил убийство. Кроме ответа на этот вопрос он хочет поведать историю своей молодости. Персонажи не имеют имен, читатель знает только возраст героев. Повар, рассказывая женщине свою историю, открывает целый мир взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Через отношение к еде и ее составляющим (в особенности к различным фруктам), что для главного героя является почти фетишизмом, он показывает чувственность и эмоциональную суть женского начала. Он с особой страстью рассказывает, какие блюда ему удавались лучше всего. Шепард в своих поздних пьесах часто обращается к теме смерти, показывая, как человек постепенно трансформируется из одного состояния в другое. Именно это перевоплощение нравится персонажу пьесы «Когда весь мир был зеленым», который даже в еде видит такое же изменение состояния. На вопрос молодой женщины, что ему нравится в кулинарии, он отвечает: «Трансформация, дар от земли - превращение еды».113

Герои пьесы постепенно проходят несколько этапов: воспоминания, сожаления и смирение. В произведении пожилой человек совершил убийство, но после оказывается, что он убил не того человека, за которым гнался всю жизнь: его «охота» не удалась. Как отмечают авторы, действие пьесы происходит в закрытом пространстве в незнакомой стране, и зритель не видит, как кто-то из персонажей входит или покидает пространство этой клетки. «Когда весь мир был зеленым» представляет восемь встреч с интервьюером (молодой девушкой), каждая из них заканчивается маленьким монологом повара, обращенным к зрителю. Он рассказывает, что из-за вражды в их семье, он должен был убить своего кузена, поскольку его семья когда-то отравила лошадь. Эта вражда переходит из поколения в поколение, и, по словам повара, только женщина может остановить эти убийства. Она должна снять У женщин есть сила для того, чтобы дать жизнь - только женщина может остановить смерть.114 С каждой встречей персонажей эта история все больше запутывается. Однажды девушка рассказывает свою историю о том, что ее воспитывали только женщины, и она никогда не видела своего отца, но очень хотела бы его найти. Она посвятила этому всю свою жизнь. Говоря о разных вещах, эти два персонажа познают друг друга. Герои пьесы очень похожи: оба всю жизнь находятся в поиске, и ни один из них не преуспел в этом.

Персонаж, заключенный в замкнутом пространстве, как в тюрьме, подобно многим героям Шепарда, видит сны, но на этот раз мечтает не о лошадях, а о свободе, о солнце, птицах, деревьях. Для него этот мир абсолютно идеален, как и еда, которую он готовит. Во время последней встречи становится ясно, что молодая женщина не просто пришла узнать историю Старого Человека, она знает больше. Размышления о жизни и смерти приводят героев к концу той жизни, которую они вели: как только повар рассказал свою историю, он говорит о свободе, понимая, что именно женщина освободила его от мучений, которые он претерпевал.

Премьера спектакля (режиссером был Джозеф Чайкин) состоялась в 1996 году во время Олимпик Артс Фестиваля (Olympic Arts Festival), который спонсировал комитет Атланты по Олимпийским играм. После этого пьесу поставили в Нью-Йорке в театре «Сигничэ Компани». Обозреватель «Нью-Йорк Таймс» сравнивает пьесы, обнаруживая связь между двумя произведениями: Если внимательно сравнить две пьесы: «Когда весь мир был зеленым» и «Чикаго» - обе, поставленные мистером Чайкиным, становится ясно, что они на самом деле являются многообещающим вступлением на территорию мистера Шепарда, полную сменяющих друг друга идентичностей и видоизменяющегося языка.

Совместные работы С. Шепарда и Дж. Чайкина: «Языки» (1978), «Дикость/Любовь»

Анализ наиболее ярких драматических работ современности показывает, что меняются не только мотивы, но и герои, второстепенный персонаж может стать главным, и наоборот. Одним из мастеров такой драмы является Сэм Шепард, который как мозаику собирает своего персонажа из разных мифов об американской жизни, соединив все в одном образе. Еще один феномен, который прослеживается в американской драме - это ни на что не похожий театральный язык и специфика построения пьес. Сэм Шепард часто использует «непринужденный» язык, можно увидеть даже небрежность в тексте, что можно считать особенностью языка автора, который не любит долго работать над своими произведениями.

Его «патриархальные» пьесы рассказывают о другой жизни Соединенных Штатов, где действуют другие законы, Сэм Шепард представитель особой, непохожей на свой же устоявшийся в популярном сознании образ Америки. Именно по этой причине в данном исследовании часто задается вопрос о том, в чем состоит феномен драматурга, что делает его стопроцентно американским. Возможно поэтому, его пьесы трудно представить на русской театральной сцене. В драматургии Шепарда прослеживаются неповторимый стиль и язык, на котором разговаривают его герои (сленг разных персонажей), видны отличительные черты каждого образа. Этот фактор делает его произведения трудно переводимыми.

Надо отметить, что явление новой драматургии в начале 1960-х годов XX века вобрало в себя режиссерские эксперименты. Шепард работает над своими спектаклями, часто меняя тексты, иногда выступая на сцене в качестве актера.

Эксперименты его и других молодых авторов 1960-х создали своеобразную культуру офф-офф-бродвейского театрального мира. Многие пфостановки драматурга имели огромный успех; моноспектакли и пьесы, написанные совместно с режиссером Джозефом Чайкиным стали экспериментом для авторов и театральной труппы Чайкина. Сэм Шепард не побоялся внедрить в постановки свои музыкальные предпочтения, ритуалы, нотки абсурдизма. Важно рассмотреть значение авангардного движения для театрального процесса США, ведь именно движение офф-офф-Бродвея привело к появлению сотен новых театральных коллективов, поколения молодых драматургов. Творчество драмтаурга ознаменовала важный этап в истории американского театра и драматургии. Шепард попробовал себя в качестве драматурга, музыканта, сценариста и актера, при этом не став частью глянцевой Америки – страны культурной пропаганды, которая продолжает свое шествие до сих пор. В связи с этим исследователь американского театра Бутрова отмечает: «он (Шепард) так не похож на журнально - глянцевые представления о благополучной Америке. Социум разрушает героев, и тогда остается, отвернувшись от него, любить исступленно и задушить друг друга избыточной страстью».154

Став успешным актером, драматург и дальше продолжает играть роль «чужака» в Голливуде. Его роли в кино стали продолжением его творческого пути в театре.

Одной из главных тем данного исследования стало влияние Сэма Шепарда на американскую театральную культуру и специфику драматического метода. Проследив историю американской драмы XX века, автору исследования удалось понять специфику творчества Сэма Шепарда. Принципы и основные идеи драматурга явились новаторскими для американской литературы. Рассмотрение данного вопроса крайне важно и актуально для современного театроведения. В данной работе была поставлена цель - изучение трансформации культурных понятий США, таких как «американская мечта», выявление современного образа героя американского Запада, влияния авангардных спектаклей драматурга на театральный процесс в Америке. В исследовании два приоритетных направления. Во-первых, оно касается проблем изменений в американском театре, формирования новых театральных направлений, связей драматического произведения и театральной постановки. Вторым важным направлением является изменение театрального процесса в США, взаимовлияния американской и европейской театральных культур, рассмотрение прошлого и настоящего американского Запада в контексте исторического обзора.

Трудно назвать пьесы Шепарда широко известными в России, они всего несколько раз ставились в столичных и в провинциальных театрах. Отсутствие постановок пьес Шепарда можно объяснить тем, что пьесы автора редко переводились на русский язык. В 1997 году пьеса Шепарда «Любовь зла» была поставлена на сцене Саратовского Театра Драмы режиссером Александром Галко и его выпускным курсом. А в 2010 г. в том же театре американский режиссер Ли Бруер поставил пьесу «Проклятие голодающего класса». Впервые пьеса была переведена для Саратовского Театра Юного Зрителя, что стало первой постановкой пьесы в России.