Введение к работе
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ. Автор диссертации сознавал, что ктуальность- может восприниматься, как злободневность, оторая очень- быстро перестает быть злобой дня. Для нас, ктуальность. рассматривается, как вечное, присущее аждому исследователю желание посмотреть- на движение старий театра с точки зрения современного мышления. 05 Арбузове написано много обзоров, рецензий, интервью
т.д. , но большинство из них созданы в таком
-
См. об этом: Степанова А. Современная советская раматургия и ее жанры.-М.: Знание, 1985.- С.92-98.
-
См. об этом: Соловьева И. Этюд о цельности//Сов. кран.- 1975. - N1.- С.8.
-
См. об этом: Василинина И. Театр Арбузова.- М.: скусство,1983.-263 с; Зфрос Ан. Продолжение театрально рассказа. - М.: Искусства, 1985. - С.120-147.
-
См. об этом: Арбузов А. Личност и среда//Театьр.-982.-N3.-С.52-55.
далеком историческом времени, что неприменимы сегодня.
Проблема в том, что они слишком категорически и
однозночно толкуют произведения автора. К тому же,обычно,
рассматривают их обособленно, не во взаимосвязи и под
сильным давлением лозунгов дня. Высказанное каким-то
"авторитетом" суждение часто не подвергалось сомнению.
Наоборот - тиражировалось в многочисленных рецензиях об
арбузсвских спектакля;;. Эта картина способна привести
исследователя в замешательство и он действительна готов
поверить Н. Крымовай, которая заявляет, что, за редкими
исключениями, критические статьи об Арбузове помоганзт
лишь понять "удачна пьеса или нет" (1). Подтверждением
наши;: рассуждений может послужить сравнительно новая
монография И. Василининой "Театр Арбузова". Первая глава
этой монографий так и называется: "Арбузов в зеркале
критики"; На кого же ссылается автор? Конечно, на
монографии И. Вишневской "Алексей Арбузов", на работы К.
Рудницкого, Н. Крымовой, М. Туровской, А. Смелянского и,
в " известной мере, на высказывания самого Арбузова. Мы,
конечно, ориентировались на эти авторитетные источники.
Однако основная идея предлагаемого диссертационного труда
посмотреть '''сегодняшним:^"" глазами на драматургию
Арбузова. Поэтому нам кажется, что выбранная тема, ко
всему прочему, предоставляет возможность проанализировать
в иным ракурсах некоторые аспекты арбузовской поэтики.
Это предопределяется даже тем, например, что взгяд
иностранца - всегда взгляд несколько со стороны.
(1) Крымова Н. Театр Арбузова. - Арбузов А. Избранное. В 2-х томах.-М.: Искусство, 1981. -Т. 1.' - С.20.
Конечна, это может означать поверхностность анализа и нтерпретации. Но это также возможность не отдавать дань Бшепринятым суждениям.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА. Сегодня повсеместно желание по новому зглянуть на прошлое. Постепенно исчезают "Белые пятна", то, в свою очередь, вызывает необходимость нового згляда на уже знакомое. Нелогично Было Бы интересоваться олько заБытыми пьесами, вне контекста той драматургии, оторая годами подряд Была репертуарной. Иначе картина не удет полной. Отдельные аспекты данной темы, в пределенной степени, изучены советской наукой. В астоящей раБоте новизна заключается, прежде всего, в ривлечении нового материала, связанного со сценической нтерпретацией арБузовской драматургии на Болгарской цене. Анализ охватывает сорскапятилетний период, что вляется предпосылкой для выявления старых процессов и овых тенденций.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ диссертации являются труды эоретиков драмы от Аристотеля до наших дней. Вместе с гм, на методологию настоящего исследования оказали '--.ияние работы советских и Болгарских театроведов и .-ітературоведов - П. Маркова, М. Туровской, 5. лнгермана, М. Чудаковой, К. Рудницкого, Н. Крымовой, А. селянского, Л. Тенева, Г. Гочева, В. Каракашева, К. зшевсй и других.
ПРАКТИЧЕСКУЮ ЗНАЧИМОСТЬ ' диссертации автор лдит в возможности использования ее выводов эитиками и практиками Болгарского . и совет-;ого театра. Это первый обобщающий труд о судьбе
арбузовской пьесы на болгарской сцене и его итоги могут быть полезными и для режиссеров. Отдельные его положения могут использоваться и при подготовке курса лекций по истории болгарского и советского театра. Практическое значение диссертации еще и в том, что она является некой попыткой понимания драматургии Арбузова в свете нового времени.
АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ проводилась на заседании кафедры истории и теории русского театра ГИТИС-а, где диссертация была одобрена и рекомендована к защите и на заседании специализированного Совета ГИТИС-а им. А.Б.Луначарского. Некоторые проблемные положения диссертации отражены в опубликованных статьях.
СТРУКТУРА РАБОТЫ. Диссертация состоит из введения, пяти частей, заключения и списка изпользованной литературы и источников.