Введение к работе
В исследовании впервые сделана попытка обобщения истории армянского театра в Египте со времени его основания /1900 г„/ до 60-х годов XX столетия. Подавляющая чосгь монографий, посвященных армянскому театральному искусству диаспоры, приводит к однозначному выводу: театральное искусство, сфомировзвиееся в течение десятилетий з Константинополе и достигшее здесь значительного уровня, было обречено на гибель событиями, последовавшими в начале века - погромами армян, насильственной депортацией, геноцидом 1915 г.
После Константинополя вэяныии центрами армянской культуры стали два крупнейших города Египта - Каир и Александрия. Сосредоточение здесь большей части армянской интеллигенции придало качественно новый уровень всем областям местной духовной жизни. Лишившись константинопольской сцены, армянские театральные деятели, переселившись в Египет, продолжали творить, но уже в новых условиях. Таким образом, театральное искусство египетских армян сложилось под злиянисм благотворного сотрудничества местных и прибывших деятелей сцены, как.результат постоянного взаимодействия тех и других артистических сил, драматургов, режиссеров, творческой мысли. В сравнительно короткий период возник довольно низнеспособный новый театральный центр, изучение которого дзет нам возможность не только представить в новом свете уде известные имена, но и отдать должное деятельности многих актерских групп, заложивших основы армянского сценического искусства в Египте.
Актуальность темы. На современном этапе многие вопросы общественной кязни предстают в новом свете. В этом ряду литература и искусство диаспоры, рассматриваемые ка протляекии многих лет как самостоятельно действующий и развивающийся субъект, в сегодняшнем нашем восприятии также нуждаются в переоценке. Проявились духовные и общественные связи, которые в течение всего времени существования диаспоры но только не прерывались, но и получили новое осмысление. Утвердилось мнение, что народ мотет иыеть лишь одну единую, целостную культуру. Условное деление искусства и литературы на .две культуры - армянской диас-
поры а самой Армении - исчезло. Именно эта точка зрения и обусловила необходимость рассматривать культурную ьсизнь и театральное искусство диаспоры, в частности Египта, как составную часть единой художественной культуры. Актуальность темы заключается в том, что автором впервые подробно анализируется упомянутая неисследованная область духовной жизни народа,
Цель и .задачи исследования. Классифицируя богатый фактический материал, автор поставил перед собой задачу определить место египетского армянского театра в общей системе армянского театрального искусства. Именно это и предопределило следующую расствновку вопросов:
возникновение и деятельность театральных трупп;
влияние известных константинопольских и восгочноармянских трупп не формирование и развитие стилистической направленности армянского театрального искусства в Египте;
анализ национальной драматургии;
формирование искусства режиссуры;
определение места благотворительных обществ в системе театральной жизни армянской общины.
"ручная новизна исследования, история армянского театра в Египте не являлась предметом специального исследования в многочисленных научных трудах, посвященных истории армянского сценического искусства, или монографиях, освещающих жизнь и творчество отдельных деятелей театра.
Впервые подобная попытка предпринята в дзшіоі! рабоге.
Армянский театр в Египте предствляет собой довольно значительное явление, которое, сформировавшись в результате взаимосвязи и взаимовлияния восточно-и зап^дноариянского сценического искусства, в свою очередь способствовало развитию национального искусства в других общинах, в частности, но Кипре.
В научный обиход вводится богатый фактический материал, почерпнутый со страниц прессы, а также архивные данные.
Период исследования - история армянского театра в Игнате в его эволюции, т. е. со времени формирования - когда преимущественно выступали созданные по тому или иному поводу любительские труппы, до поры его зрелости - когда налицо бил приемлемый профессиональный уровень в постановках различных .^нров и направлений.
Таким образом, в основе изложения лежат хронологический принцип. Сделав предметом исследования историю армянского театра в Египте, автор работы в центре своего внимания оставляет и факторы, определенный образом стимулировавпие его развитие.
Практическая значимость диссертации заключается з том, что определенные ее главы могут стать основой для дальнейших теоретических и научных обобщений или курса лекций по истории армянского театра. Использованные в работе фактический материал и научные данные могут служить в качестве дополнительной информации для более глубокого освещения жизни и творчества известных театральных деятелей.
Апробация работа. Диссертация обсуждалась и рекомендована к защите отделом театра Института искусств АН Республики Армения, На УІ Республиканской научной конференции по проблемам культуры и искусства Армении был прочитан доклад на те^у "Константинопольские театральные деятели в период формирования армянского театра в йггште". Основные полояения работы нашли отражение з статьях, опубликованных в периодическом научной журнале "Вестник общественных наук" АН Армении. В процессе издания находится монография "Армянский театр в Египте".
Объём работы и её структура, Исследование состоит из четырех глав, снабжено предисловием, заключением и библиографией.