Введение к работе
Диссертация посвящена амплуа театрального актера, традиционно признанному одной из важных составляющих актерской профессии. Исследование основано на материале русской и советской театральной теории и практики.
Актуальность исследования. Рассматривая процесс функционирования того или иного вида искусства, можно обнаружить "специальные", "узко профессиональные" феномены и категории, без которых не обходится реальная творческая практика. Их изучение плодотворно прежде всего потому, что позволяет более полно и объективно описать специфику творческой профессии. Кроме того, закономерности социокультурного развития определяют особенности их существования и, таким образом, с их помощью можно под новым углом зрения увидеть социальное время, большое культурное пространство. Как правило, это связано с тем, что указанные явления находятся в пограничной области, где стыкуются разные пласты бытования искусства - собственно эстетический, пласт профессиональных норм и ценностей и сфера социально-организационных форм, в которых существует искусство.
В круг таких феноменов, позволяющих лучше понять особенности актерской профессии и одновременно осмыслить социально-культурный контекст театральной практики, входит, по мнению автора, актерское амплуа или - система амплуа.
Деятельность актера осуществляется в пространстве символов, ценностей и норм, присущих обществу на каждом конкретном этапе его развития, и неизбежно несет на себе их отпечаток. При этом, как писал еще Коклен-старший, "материал для искусства актера, то вещество, которое он обрабатывает и изменяет, чтобы создать что-нибудь - это его собственное лицо, его тело, его жизнь" ("Советский театр", 1936, № II, с.5). Категория амплуа всегда напрямую
связывалась с индивидуальностью актера - то есть, с его "лицом' "телом", "жизнью" (в широком понимании этого слова - и жизненнь путем от рождения, и профессиональным опытом актера, накопленнь с годами и выражающимся в сыгранных ролях). Таким образом, в мг териале актерского творчества, согласно театральной традиции представляемом через амплуа, присутствуют не только личностные характеристики актера, но и ценностно-нормативные доминанты общественного сознания, без анализа, осмысления и "каталогизации" которых трудно понять специфику той или иной эпохи.
Следует также иметь в виду, что такая специфическая черта актерской деятельности, как ее публичность, выводит многие на первый взгляд узко профессиональные театральные проблемы на урс вень общественно значимых.
Кроме того, система амплуа на протяжении огромного отрезка истории русского профессионального драматического театра была ь пременным элементом внутренней структуры театрального организма и одновременно механизмом, обеспечивающим функционирование рын* "актерской рабочей силы". В наши дни идут активные поиски новых более эффективных в творческом и социальном смысле форм организации театрального дела. Предложенный автором анализ процесса развития и устройства такого устойчивого и по-своему совершение го организационного механизма, каким являлась система амплуа, может быть не только интересным, но и полезным именно сегодня.
Серьезные попытки обсуждения вопросов, связанных с актерским амплуа, не предпринимались уже долгие годы. Данная работа являет собой опыт выработки оснований для комплексного анализа подобных сложных "маргинальных" явлений театрального искусства.
Цели и задачи исследования. Целью предложенной диссертации является воссоздание культурного смысла и реальной глубины поня
тия "актерское амплуа", определение значения системы амплуа для русской и советской театральной культуры и сценической практики, осмысление особенностей и перспектив функционирования этой системы в театральной жизни.
В соответствии с обозначенной целью ставятся следующие за-цачи исследования:
реконструкция и анализ образа актерского амплуа, существовавшего в профессиональном театральном (вклвэчая театрально-критическое и теоретическое) создании, рассмотрение причин и обсто-їтєльств изменений, происходивших со статусом системы амплуа в театральной культуре;
определение концептуальных оснований и подходов, позволяю-иих адекватно оценивать сущность этого феномена театральной жизни;
анализ истории функционирования системы амплуа как социально-организационного механизма, регулирующего театральную деятельность;
установление существенных для театральной практики связей і отношений, возникающих между понятиями "личность актера", "материал актерского творчества" и "актерское амплуа".
Методологические принципы исследования. Одним из главных ме-'одологических оснований, которых придерживается автор, является :ринцип историзма. Содержание дискуссий по конкретной проблеме .ктерского амплуа, изменения статуса и престижа системы амплуа в 'еатральной жизни рассматриваются как производные от театральной :, шире, социокультурной ситуации, специфичной для каждого ана-изируемого момента исторического времени. При этом система амп-уа полагается одним из механизмов, участвующих в функционирова-ии театра как социального института, то есть, сообщества про-ессиональных работников искусства, деятельность которых имеет
определенные культурные и социальные цели и несет на себе отпечаток процессов, происходящих в обществе на разных этапах его развития.
Уже упоминавшееся маргинальное положение актерского амплуа обусловило необходимость применения в исследовании методик разных гуманитарных наук. Так, при анализе различных определений амплуа, дискуссий на интересухщую автора тему используются традиционные историко-театроведческие приемы в сочетании с культурологическим подходом; инструментарий психологии и социальной психологии привлекается для рассмотрения проблем описания индивидуально-личностных характеристик материала актерского творчества через понятие амплуа. Социологические и социально-психологически метода помогли диссертанту проанализировать некоторые массовидны источники (например, объявления о конкурсах и вакансиях в театральных коллективах), а также провести опрос актеров и интерпретировать те его результаты, которые отражают отношение современного театрального сознания к категории амплуа.
Научная новизна .диссертации. Предлагаемая работа является первой в современной советской науке о театре попыткой обобщения и систематизации материалов, связанных с историей актерского аш луа в русской и советской театральной культуре, с современными проблемами бытования системы амплуа.
Использование междисциплинарного подхода при анализе этой театральной категории позволило разработать авторскую концепцию функций системы амплуа, обеспечивших ей возможность "выживания" на разных этапах истории русского профессионального театра, иної в самых неблагоприятных условиях.
Диссертант вводит в научный оборот многие досело не востребованные театроведческой наукой источники, проливающие новый евс на историю актерской профессии - материалы дискусеккй об амплуа
Первом Всероссийском съезде сценических деятелей, на Первом Всероссийском съезде режиссеров, в комиссиях Русского театрального общества по составлению проектов актерских контрактов; большой корпус нормативных документов, связанных с деятельностью актера - различные законоположения, тарифные правила, образцы трудовых соглашений и договоров и др.
Автором проведены самостоятельные исследования по оригинальным методикам - опрос актеров во время работы консультационного пункта СТД РСФСР в 1988 г., анализ содержания объявлений о конкурсах на замещение вакантных должностей в труппах драматических театров СССР, опубликованных в газете "Советская культура" в 1960-1966 гг.
Практическая ценность.
Материалы исследования могут быть использованы при подготовке учебных пособий и лекционных курсов по истории актерской профессии. Выводы и наблвдения, содержащиеся в диссертации, помогут начинавдим актерам составить более четкое представление о смысле и содержании их собственной деятельности.
В последние годы наблюдается тенденция к возрождению свободного рынка "театральной рабочей силы", к более широкому распространению в театре договорно-контрактных отношений.
Если эти процессы будут развиваться и далее, неизбежно встанет вопрос о способах четкого обозначения в контракте или договоре претензий актера на определенный тип работы, обусловленный его творческой индивидуальностью. Опыт функционирования системы амплуа и исследования, связанные с этим .сюдетом, могут сослужить хорошую службу театральным реформаторам - авторам проектов подобных трудовых соглашений.
Разработки по актерскому амплуа уже используются при организации рыночных информационных инфраструктур. Материалы диссер-
тации вошли в проект информационно-поисковой системы (НПО "АРТИСТ", выполненный коллективом сотрудников сектора социологии искусства ВНИИ искусствознания по заданию Министерства культуры СССР. Рекомендации автора по методам описания творческой индивидуальности актера нашли применение и в документах, обеспечивающих функционирование автоматизированной информационной системы "ТЕАТР", работающей при СТД СССР.
Апробация работы. Основные положения диссертации били изложены в докладах на всесоюзной конференции "Социология культуры и культурная политика в свете решений ХХУП съезда КПСС" (Кишинев, 1986 г.), на научно-практической конференции "Понятийно-терминологический аппарат в теории и практике театра" (Москва, ВТО, 1986 г.), на межинститутской конференции "От шестидесятых к восьмидесятым" (Москва, ВНИИ искусствознания, 1990 г.), на гааждународ ной конференции "Европейский театр: законодательство и политика" (Рим, Международная ассоциация театральных критиков, 1989 г.).
Теоретико-прикладное исследование "Информационно-поисковая система "АРТИСТ", одним из авторов которого является диссертант, одобрено секцией Ученого совета ВНИИ искусствознания по теории и социальному функционированию искусства в ноябре 1989 г.
Проблематика диссертации освещена в трех статьях, вошедших в сборники ВНИИ искусствознания, СТД РСФСР и ШТИСа (см. список публикаций по теме диссертации), а также в разделе коллективной монографии "Искусство в художественной жизни социалистического общества" (Изд-во "Наука"). Общий объем публикаций - 4 п.л.
Диссертация обсуждена и одобрена Сектором социологии искусства ШИИ искусствознания.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, приложений и списка литературы.