Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Курдский вопрос в современных международных отношениях Авдои, Темур Сартифович

Курдский вопрос в современных международных отношениях
<
Курдский вопрос в современных международных отношениях Курдский вопрос в современных международных отношениях Курдский вопрос в современных международных отношениях Курдский вопрос в современных международных отношениях Курдский вопрос в современных международных отношениях Курдский вопрос в современных международных отношениях Курдский вопрос в современных международных отношениях Курдский вопрос в современных международных отношениях Курдский вопрос в современных международных отношениях Курдский вопрос в современных международных отношениях Курдский вопрос в современных международных отношениях Курдский вопрос в современных международных отношениях
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Авдои, Темур Сартифович. Курдский вопрос в современных международных отношениях : диссертация ... кандидата политических наук : 23.00.04 / Авдои Темур Сартифович; [Место защиты: Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ].- Москва, 2009.- 159 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-23/257

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Генезис курдского вопроса и его эволюция в XX веке 16

1.1. История курдского вопроса 16

1.2. Геополитическое положение Курдистана и его стратегическое значение для региональной политики 34

1.3. Политико-правовая оценка курдской проблемы 63

Глава II. Курдская проблема как источник локальных конфликтов и фактор дестабилизации ближневосточного региона 81

2.1. Курдский вопрос в стратегических планах Запада на Ближнем и Среднем Востоке 81

2.2. Отношение России к курдской проблеме 105

2.3. Значение урегулирования курдского вопроса для обеспечения безопасности на Ближнем и Среднем Востоке 119

Заключение 137

Список использованной литературы

Введение к работе

Актуальность темы. Проблема обретения курдским народом национальной независимости и собственной государственности относится к числу наиболее острых и сложных. Будучи одним из основных факторов нестабильности на Ближнем и Среднем Востоке курдское движение оказывает значительное влияние на внутриполитическую ситуацию в этом регионе. Однако стремление курдов, одного из древнейших и самобытных народов, к национальному самоопределению не находит ответного отклика у руководства государств, разделивших Курдистан, то есть территорию в Западной Азии, расположенную главным образом в курдистанских горах, в пределах Турции, Ирана, Ирака и Сирии. Так, в Турции курды как национальное меньшинство лишены элементарных прав со времен Первой мировой войны. В Турции отсутствуют социальные и политические условия для развития культуры, языка, традиций курдов (которые официально провозглашены «горными турками»). Между тем курды занимают 31% территории современной Турции и составляют большинство населения в Северо-Западном Курдистане. Развитие событий в Северо-Западном Курдистане и вокруг него способствует дальнейшей интернационализации курдского вопроса, что при современном раскладе сил на международной арене может иметь судьбоносное значение на пути поисков решения курдской национальной проблемы.

Во многом схожая ситуация наблюдается в Иране, где курды также лишены права на национальное самоопределение. Лидеры и активисты курдских оппозиционных организаций подвергаются преследованиям не только у себя в стране, но и за ее пределами.

Что касается курдского меньшинства в Ираке, то и оно многие годы являлось жертвой политики геноцида, где власти осуществляли насильственную арабизацию курдов и их депортацию из районов традиционного проживания. События последних лет, потрясшие Ирак, привели к тому, что в северных провинциях этой страны нашли прибежище гонимые властями Турции, Ирана и Сирии повстанцы различных курдских организаций. Однако курдские лидеры Ирака всякий раз, когда речь заходит о том, что на подконтрольной им территории скрываются вооруженные группировки организаций, находящихся под запретом в соседних странах, попросту открещиваются от них, ссылаясь либо на слабость существующих институтов власти курдской автономии в Ираке, либо на трудности с установлением факта принадлежности людей к той или иной группировке.

Происхождение и история курдов мало изучены. В формировании курдского народа приняли, несомненно, участие древние индийские и иранские племена. В начале XVI века значительная часть Курдистана была присоединена к Османской империи, а часть его территории вошла в состав державы Сефевидов (Иран).

Персидские шахи, как и турецкие султаны, использовали феодально-племенную организацию курдов в своих военно-политических целях. Однако на протяжении XIX века, в особенности в 30-80-е годы, шла непрерывная борьба курдов с правителями Турции и Ирана, вспыхивали восстания, которые безжалостно подавлялись турецкими и персидскими правительствами.

После распада Османской империи начался новый этап в жизни народов Ближнего Востока. Раздел Турции, закрепленный договорами Сайкс-Пико (1916г.), Версальским (1919г.), Севрским (1920г.) и Лозанским (1923г.), привел к тому, что курдский народ не по своей воле оказался рассредоточенным в четырех странах региона - Турции, Иране, Ираке и Сирии, где систематически подвергался дискриминации и геноциду с целью подавления его национального самосознания. В результате курдский вопрос, реализация идеи об образовании Курдистана как единого этнополи-тического пространства, оказался самым тесным образом связан с отношениями между Ираном, Ираком и Турцией, с одной стороны, и международной ситуацией на Ближнем и Среднем Востоке в целом, с другой. При этом каждая из этих стран использовала курдскую проблему в своих интересах как своеобразный инструмент влияния друг на друга.

Так, после прихода к власти в Ираке Саддама Хусейна между Ираком и Ираном вспыхнула война, в которой с обеих сторон принимали участие и курды. Разъединению последних способствовала также иранская исламская революция 1979 года, сделавшая невозможным развитие отношений Ирана с натовской Турцией. В свою очередь, Турция долгие годы выделялась среди стран региона особыми отношениями с Израилем, что портило ее дружбу с арабскими соседями - Сирией и Ираком. Помимо этого, Сирия время от времени выдвигала Турции территориальные претензии, а турецко-иракские отношения то и дело накалялись в связи с притеснениями Багдадом иракских (киркукских) турок (туркмен). Что касается взаимоотношений Сирии и Ирака, то хотя у власти в обеих странах находилась одна партия - БААС, в силу ряда идеологических расхождений, а также из-за соперничества за лидерство в регионе, между Багдадом и Дамаском существовала длительная вражда.

Все это со временем привело к тому, что курды, населяющие все четыре указанные страны, оказались, по сути, изолированными друг от друга, что явилось серьезной преградой на пути консолидации курдского этноса, его социально-экономического, политического и культурного развития. Так, например, турецкие курды избрали в качестве идеологической основы своей политической борьбы марксизм-ленинизм, в то время как иранские курды объединились под исламскими знаменами. Иракские курды вообще встали на путь деидеологизации своей политики. Единственно, чего они в настоящее время добиваются, это максимума автономии, считая, что ее не может быть слишком много. Что же касается сирийских курдов, то говорить о степени их политизированности вообще не приходится. Курдское сопротивление в Сирии практически отсутствует.

Вместе с тем одно обстоятельство действительно объединяло курдов во всех упомянутых странах. Это то, что их политические организации существовали в глубоком подполье и везде были объявлены вне закона, поскольку в своей борьбе с существующими режимами не признавали разделяющих их межгосударственных границ.

Другое обстоятельство, позволяющее курдам добиваться создания своего собственного государства, это то, что им удалось сохранить присущие им древние традиции, национальную культуру, язык, обычаи, нравы, религиозные предпочтения (среди курдов имеются мусульмане сунниты и шииты, зароастрийцы, христиане), а также и самобытную письменную литературу, имеющую более чем тысячелетнюю историю.

Ныне курдский вопрос вышел далеко за региональные рамки и стал крупной мировой проблемой, хотя стратегическое положение Курдистана, разделенного между Ираном, Ираком, Турцией и Сирией, и раньше постоянно привлекало внимание мировых держав. Последние же выстраивали и продолжают выстраивать свою политику в отношении курдского национального движения исходя из своих глобальных геополитических интересов на Ближнем и Среднем Востоке. Наиболее ярко это проявилось в политике США в 1979 г. в Иране после свержения шахского режима и начавшихся вооруженных действий между правительственными войсками и курдскими повстанцами. Тогда вину за обострение ситуации и беспорядки в иранском Курдистане Хомейни возложил на США. Последние постарались всячески отклонить эти обвинения. Однако опубликованные документы американского посольства в Тегеране по курдскому вопросу свидетельствуют об обратном1.

1 См.: Гасратян М. Л. Патриотический союз Курдистана // Академия Наук СССР. Институт Востоковедения. Специальный бюллетень. № 6 (270). М., 1990. С. 30.

Еще до свержения шахского режима политическое положение в иранском Курдистане находилось под неослабным вниманием внешнеполитических служб Соединенных Штатов. С приходом исламистов к власти обстановка в курдских районах интересовала США только с точки зрения ее использования для воздействия на внутриполитическое положение в Иране и удержания своих позиций в стране. С этой целью предполагалось сделать ставку на взаимные пограничные споры и притязания Ирана и Ирака, с одной стороны, и активизировавшееся движение курдских повстанцев, с другой. При этом последний фактор в полной мере соответствовал внешнеполитической доктрине США, предусматривавшей использование в своих интересах движений национальных меньшинств.

Таким образом, с конца 70-х гг. XX века американцы, пытаясь сокрушить военную мощь Ирана и Ирака, стали разыгрывать «курдскую карту». Началась реализация планов бывшего президента США Р. Рейгана, заявившего в свое время, что «курды - это спичка, которую мы можем и должны зажигать тогда, когда мы этого захотим». Однако курдское национальное движение в целом, несмотря на чрезвычайно трудные условия, в которых оно развивается, все более обретает силу и становится важным фактором в системе международных отношений на Ближнем и Среднем Востоке.

Большое значение имеет и тот факт, что как в собственно Курдистане, так и в среде курдской диаспоры за рубежом идея национального самоопределения курдов с каждым разом приобретает все большее число сторонников. Этой идеей ныне охвачены практически все слои курдского общества, и она превращается в мощную силу, которая способна привести к большим переменам. Все это позволяет надеяться на благоприятную эволюцию и результативность поисков новых решений старых проблем.

Не подлежит сомнению, что справедливое решение курдского вопроса нуждается в настоящее время в активной поддержке международного сообщества, прежде всего в оказании давления на руководящие круги стран проживания курдов. К большому сожалению, приходится констатировать, что мировое сообщество до сих пор не выработало четкого отношения к проблеме курдов. Особенно это касается западных стран, ведущих политику «двойных стандартов». Так, например, они замечают нарушения прав курдов в Иране, но при этом закрывают глаза на подобные нарушения в Турции, декларируя при этом принципы невмешательства во внутренние дела данного государства. Поэтому для наиболее трезвомыслящих представителей курдского движения всегда было совершенно очевидно, что западные страны стремились не к справедливому решению курдской про-

блемы, а к контролю за нефтяными месторождениями. Курды же были в их политике всего лишь разменной монетой.

Вместе с тем важно то, что, несмотря на спады и подъемы курдского движения, данная проблема получила определенное признание со стороны мировой общественности, хотя уникальность курдского этноса и особенности социального поведения курдов, прежде всего в связи с растущей диаспоризацией, пока еще не в полной мере освещены. Немало сложностей создали и не до конца проработанные международным сообществом, а поэтому выглядящие как взаимоисключающие такие установки, как право каждого народа на самоопределение, с одной стороны, и принципы незыблемости территориальной целостности и нерушимости границ государства, с другой. Степень научной разработанности проблемы.

Анализом проблем курдского вопроса в отечественной исторической и политической науке XIX - начале XX веков в контексте исследований историко-этнографического, филологического, географического и статистического характера занимались: И. А. Орбели «Фольклор и быт Мок-са»1982; П. И. Лерх «Исследование об иранских курдах и их предках северных халдеях» 1856; Ф. М. Минорский «Курды» Санк-Петербург 1915; В. И. Никитин «Курды» М., 1939; О. Л. Вильчевский «Курды. Введение в этническую историю курдского народа» М., 1961; Т. Ф. Аристова «Курды Закавказья». М.,1966; Н. В. Ханыков «Экспедиция в Хорасан» М., 1973; М. Б. Руденко «Курдская обрядовая поэзия» Л., 1975; А. М. Ментешашви-ли «Курды» М., 1984 и многие другие.

Исследование курдской проблемы осуществлялось в контексте колониальной политики великих держав в противостоянии Османской империи и стран Запада на Ближнем Востоке через призму национально-освободительного движения, самоопределения курдского народа и образования независимого государства. Оно осуществлялось советскими учеными О. И. Жигалиной «Национальное движение курдов в Иране (1917-

1947гг.)», М. С. Лазаревым «Курдский вопрос (1891—1917 гг)», М. А. Гасратяном «Курды Турции в новейшее время», Ш. X. Мгои «Курдское движение в новое и новейшее время», Н. А. Халфиным «Борьба за Курдистан».

В современной отечественной науке исследованием новых тенденций в развитии национальной идеологии курдского народа, его месте в системе координат однополярного мира и процессов интергации и глобализации, а так же изучением эволюции этносоциальных процессов у курдского народа в историко -политическом аспекте известны труды О. И. Жигалиной, М. С. Лазарева, Н. А. Халфина и др.

Вместе с тем, пока еще не было исследований проблемы курдского народа как разделенного с теоретико-политологических позиций в частности, через призму реализации международных правовых норм - права народов на самоопределение и противоречий в его реализации в условиях глобализации, с позиции международного права об обеспечении территориальной целостности государств.

Объект исследования данной работы - борьба курдского народа за национальное самоопределение и пути решения курдской проблемы на территории Среднего и Ближнего Востока (Турция, Ирак, Иран, Сирия).

Предметом исследования выступает курдский вопрос в системе региональной политики стран Запада и Востока и их интересы на территории Ближнего и Среднего Востока.

Гипотеза исследования. В условиях разновекторной внешней политической ориентации государств Ближнего и Среднего Востока, в том числе стран компактного расселения курдов, а также специфики внутренней политики этих государств, не представляется возможным говорить в настоящее время о создании единого курдского государства, по крайней мере, на ближнюю и среднесрочную перспективу. В сложившихся условиях наиболее оптимальным, по мнению диссертанта, сценарием частичного решения курдского вопроса могло бы стать создание национальных автономий в странах компактного расселения курдов и открытие границ между

ними. Это могло бы послужить основой для образования единого курдского государства в будущем, когда для этого созреют как внутренние, так и внешние условия.

Цель исследования заключается в выявлении особенностей борьбы курдского народа за национальные права и интересы в странах Ближнего и Среднего Востока, а также определении степени и характера воздействия курдского вопроса на международные отношения и региональную политику.

Для реализации цели диссертационного исследования автор поставил следующие задачи:

  1. Выявить историко-политические причины и условия возникновения курдского вопроса в мировой политике.

  2. Показать основные этапы и особенности развития национального курдского движения в новое и новейшее время.

  3. Оценить с политико-правовой точки зрения нынешнее состояние курдского вопроса и его влияние на геополитическую ситуацию на Ближнем и Среднем Востоке.

  4. Указать геополитическое значение курдского вопроса в системе современных международных отношений и политике стран Запада и Востока.

  5. Охарактеризовать борьбу за национальное самоопределение и независимость курдов в Южном Курдистане, положение курдского меньшинства в Турции, Иране и Сирии на рубеже ХХ-ХХ1 вв.

  6. Определить место курдского вопроса в стратегических планах Запада на Ближнем и Среднем Востоке.

  7. Дать оценку курдской политике Российской Федерации в контексте ее национальных интересов и геополитической стратегии России на Ближнем и Среднем Востоке.

  8. Обосновать значение урегулирования курдского вопроса для обеспечения безопасности на Ближнем и Среднем Востоке.

  9. Оценить перспективы решения курдского вопроса в международно-политической ситуации на Ближнем и Среднем Востоке.

Хронологические рамки исследования охватывают период со второй половргны 19 века - периода возникновения идеи Курдистана как этнополитического пространства в пределах Османской империи, а затем -в новой ситуации, сложившейся после ее распада и раздела между Англией и Францией как странами-победительницами в Первой мировой войне на сферы экономического и политического влияния - и до начала 21 века.

Географические рамки исследования охватывают территорию Среднего и Ближнего Востока (Турция, Ирак, Иран, Сирия).

Теоретико-методологическая база. Диссертация основана на методологических принципах, выработанных российской и зарубежной исторической и политической наукой.

Для всестороннего, объективного исследования проблемы автор использовал принцип историзма, дающий возможность рассмотреть изучаемый предмет в конкретной исторической ситуации; системность, с помощью которой предпринята попытка исследования предмета в системно-структурном отношении, позволяющая создать целостное представление как о самом предмете, так и его отдельных элементах; объективность; общенаучные формы и методы познания.

С целью решения поставленных задач использовались также исто-рико-типологический и историко-системный методы. Историко-типологический метод применялся автором при изучении особенностей развития Курдистана (раздел между четырьмя государствами, определение единства целевых установок, методов борьбы курдского народа в разных регионах, сохранение национальной идентичности в условиях раздельного проживания и т.д.).

Основой применения историко-системного метода в исследовании стало определение общего и единичного в общественно-историческом развитии курдского народа.

Автор использовал также методы конкретно-исторического и сравнительного анализа. Данные методы позволили исследовать явление в динамике и взаимосвязи, выявить характерное и особенное, провести сравнительный анализ со сходными процессами в других регионах, осуществить ретроспективные обзоры.

Источниковая база исследования. Источниковую основу иссле
дования составил комплекс разнообразных, но взаимодополняющих до
кументов на русском, турецком, английском и других языках, которые
можно разделить на следующие группы: 1) документы международных ор
ганизаций и политических партий; 2) речи и выступления государственных
и политических деятелей; 3) монографии и статьи российских и зарубеж
ных курдологов; 4) статистические материалы; 5) пресса и 6) интернет-
ресурсы. гЛ

Большой вклад в исследование курдской проблематики внесли ряд I ученых: Аристова Т.Ф., Мгои Ш.Х., Лазарев М.С., Жигалина О.И., Васильева Е.И., Мусаэлян Ж.С., Гастарян М.А., Шорш Сайд, Шахбазян Г., Кара-Мурза С, Карахдаги Камран, Конович Ф.Е., Фадеева И., Федченко А.Ф., Хазнадар Маруф, Шамсутдинов A.M. Надиров Н., Никитин В., Ниязматов

Ш.А., Нодар Москаи., Нозани Б., Оганян Р., Задонский СМ., Задохин А.Г., Мяло К.Г. н др.1

Научная новизна исследования состоит в обосновании важности справедливого решения курдского вопроса, в том числе реализации прав курдов на самоопределение в границах их расселения, что явится серьезным фактором обеспечения региональной стабильности на Ближнем и Среднем Востоке.

В содержательном плане научная новизна исследования заключается в следующем:

курдская проблема на территории Среднего и Ближнего Востока рассматривается в комплексе внутриполитических и международных факторов и охватывает хронологический период с конца 19 века по начало 21 века;

проанализирована деятельность партий Курдистана, специфика их борьбы за национальное самоопределение курдов на территории Среднего и Ближнего Востока, эволюция форм и методов этой борьбы;

выявлены факторы внешнеполитического влияния на решение курдской проблемы и значение урегулирования курдского вопроса для обеспечения безопасности на Ближнем и Среднем Востоке;

показаны пути решения проблемы, новые подходы и методы в реализации прав курдского народа на самоопределение в настоящее время;

1 Мгои Ш.Х. «Курдский национальный вопрос в Ираке в новейшее время.» М., 1991; Курдский фактор (современное состояние и перспективы) // Дружба. М., 2005. № 2; Мгои Ш.Х. «Сложности реализации автономии Южного Курдистана и фактора ее необратимости» Сборник статей «Курдский вопрос в Западной Азии в начале XXI века». М, ИБВ, 2006, 342 стр.

Гасратян М. А. Патриотический союз Курдистана // Академия Наук СССР. Институт Востоковедения. Специальный бюллетень. Лг» 6 (270). М., 1990; Патриотический союз Курдистана // Академия Наук СССР. Институт Востоковедения. Специальный бюллетень. № 6 (270). М., 1990; Курды Турции в новейшее время. М., 1990; Абдулла Оджалан - генеральный председатель Партии Рабочих Курдистана// ААС. 1998. № 2; Курдская проблема в Турции (1986- 1995). М, 2001; Легализация оппозиции // Азия и Африка сегодня (ААС). 1998. К» 2; М.

Гасратян М.А.. Орешкова С.Ф.. Петросян Ю.А. Очерки истории Турции. М., 1983. Лазарев М.С. «Внутрикурдские конфликты: происхождение и развитие» Сборник статей «Курдский вопрос в Западной Азии в начале XXI века». М, ИБВ, 2006, 342 стр.; «Курдский вопрос» (1891-1917)» //РУССКО-КУРДСКИЕ СВЯЗИ. Изд-во «Наука», главная редакция Восточной литературы, Москва 1972. С. 472; Империализм и курдский вопрос (1917-1923). М., 1989; Курдская проблема в европейском измерении //ААС. 1997. № 2; Курдское движение в новое и новейшее время. М., 1987; Курды: дорога длиной в 2500 лет // ААС. 1994. Л» 5; Разделенный народ // ААС. 1990. № 11; СССР и Курдистан // ААС. 1995. № 4; Курды - народ гонимый. // ААС. 1991. №10

- раскрыто содержание курдской политики РФ в контексте ее национальных интересов.

Положения, выносимые на защиту.

  1. Неурегулированность курдского вопроса, выражающаяся в пре-пятствовании властей Турции, Ирана и Сирии в реализации прав курдов на национальное самоопределение и образование Курдистана как единого эт-нополитического пространства, усугубляет нестабильность на Ближнем и Среднем Востоке, а поэтому требует неотложного решения.

  2. Для стран расселения курдов курдская проблема превратилась в важный фактор межгосударственных отношений, принимающих время от времени острый характер и затрагивающих глобальные геополитические интересы мировых держав.

  3. Созданию единого централизованного государства курдов всегда мешали крайне неблагоприятные внешние условия, в которых курдский народ оказался со времени арабского завоевания и его насильственной исламизации, а в дальнейшем - шовинистическая позиция по отношению к национальным меньшинствам, которую занимало руководство Турецкой Республики после окончания Первой мировой войны и в последующие десятилетия. С другой стороны, в нынешних условиях справедливому урегулированию курдского вопроса препятствует политика «двойных стандартов», проводимая западными странами, их намерения разыграть курдскую карту, установить контроль за нефтяными месторождениями Курдистана.

  4. Изменения внешне и внутриполитической ситуации в странах Ближнего и Среднего Востока, вызванные эскалацией вмешательства США в жизнь региона, настоятельно требуют совершенствования стратегии и тактики курдского движения и его идеологической подпитки. В качестве примера нового подхода, отвечающего особенностям менталитета и социальной организации курдского сообщества, может служить создание в начале 2006 года Курдского объединенного фронта в Иране, поставившего целью признание прав курдов мирным путем.

  5. Несмотря на важную роль, которую в вопросах курдского самоопределения играют США, их политика остается неоднозначной, противоречивой и непоследовательной. И хотя на словах они поддерживают идею создания курдского государства в Иракском Курдистане, данная позиция выглядит скорее как способ оказать давление на Турцию с целью вынудить её проводить более четкую антииранскую и произраильскую политику.

  6. Урегулирование курдской проблемы имеет большое значение и для России, где также проживает немалое число курдов. Кроме того, эска-

лация напряженности на южных рубежах России создает для нее реальную военную угрозу. В этой связи роль курдского национального движения в указанных странах как потенциального союзника России в борьбе с экстремистскими проявлениями пантюркизма и исламского фундаментализма представляется достаточно весомой.

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут способствовать реализации интересов России на Ближнем и Среднем Востоке, особенно в российско-турецких отношениях. Это имеет немаловажное значение, так как в Турции все еще велико влияние сил, руководствующихся идеями пантюркизма. Выступая против даже минимального культурного самовыражения нетюркских народов, издавна проживающих в турецком государстве, в том числе курдов, они продолжают пропаганду идей пантюркизма и панисламизма, финансируя соответствующие культурные и религиозные программы, а также формируя в свою пользу общественное мнение в Европе и мире.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации обсуждались на заседаниях кафедры национальных и федеративных отношений Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, раскрывались автором на научно-практических конференциях, семинарах, отражены в научных публикациях.

Структура исследования определяется поставленными в нем задачами. Диссертация состоит из введения, двух глав, каждая из которых содержит по три параграфа, заключения и списка использованных источников и литературы.

Результаты исследования, полученные автором и их научная новизна заключаются в том, что в работе проведен анализ региональной политики стран Среднего и Ближнего Востока, а также влияния Запада и России на внутреннюю политику региона. В диссертации нашло отражение политическое положение курдского населения на территории стран, разделивших Курдистан, - Турции, Ирака, Ирана, Сирии, специфика взаимоотношений в исламском мире и на международной арене в целом.

Настоящая работа может рассматриваться в качестве одной из первых попыток комплексного политологического исследования генезиса, современных аспектов и состоянии Курдистана и курдского вопроса.

История курдского вопроса

Курдский вопрос с момента своего возникновения встал в ряд наиболее сложных национальных и международных проблем благодаря центральному геостратегическому положению Курдистана на ближневосточной арене, который находится на стыке нескольких государств: Римской, Византийской, Османской империи, Арабского халифата, Ирана. Из-за политической разделенности этноса государственными границами1 этносоциальное развитие курдов всегда протекало в исключительно неблагоприятных условиях, постоянно обостряясь и приводя к острым, кровопролитным и длительным конфликтам.

В настоящее время территория Курдистана разделена между Ираком, Ираном, Турцией и Сирией. Политических, этнических, даже культурных прав за курдами эти страны никогда не признавали. Это, с одной стороны, тормозило процесс национальной консолидации и роста национального самосознания среди курдов, а с другой, придавало подчас этому процессу экстремистские черты. На это накладывались также проблемы социально-экономического характера, так как соответствующие государства не стремились развивать этнически «чужие» территории. Тем не менее, в курдской среде на протяжении всего XX века продолжался процесс формирования и подъема национального самосознания, принявший особенно бурный характер в последние годы. Формирование курдской народности не сопровождалось, как у большинства других народов, становлением государственности, тенденцией к объединению в единое централизованное государство. Помехой тому стали в первую очередь исключительно тяжелые внешние условия, в которых оказался курдский народ во время и после арабского завоевания и сопровождавшей его насильственной исламизации .

В наше время курдская проблема приобрела большую остроту. "Курдский вопрос", несмотря на многовековое существование курдской нации и длительную борьбу их за создание своего независимого государства, до сих пор остается нерешенным. Изучение "курдского вопроса" является актуальной задачей и без ее разрешения невозможно правильно понять и объективно оценить современную обстановку в Курдистане.

Истоки национально-освободительных движений курдского народа уходят в глубокое прошлое.

Первый раздел Курдистана произошел в начале XVI века. Османская империя и Иран поделили между собой весь Курдистан, примерно 2/3 которого отошли к туркам. Последние полунезависимые курдские княжества - Бухтан, Хаккяри, Бахдинан, Соран и Бабан — лишились автономии в середине XIX века2.

Положение курдов в Османской империи и в шахском Иране было двойственным; с одной стороны, они испытывали давление и гнет властей, с другой, и в Турции, и в Иране в курдских провинциях сложилась своеобразная система вассалитета, когда реальное управление на местах в обмен на лояльность по отношению к центральной власти осуществляли не правительственные чиновники, а сами курдские племенные вожди и феодально-теократическая верхушка - беи, ханы, ага, шейхи. Это частично облегчало положение курдов и давало им возможность сохранить свою национальную идентичность. Однако непосредственное подчинение курдов власти собственной феодально-племенной элиты приводило и к серьезным отрицательным последствиям; консервации традиционных социально-экономических отношений в курдском обществе, тормозящих его естественную эволюцию. Вместе с тем отдельные организуемые и возглавляемые курдской верхушкой крупные антиправительственные выступления (например, в Юго-Восточном Курдистане - Арделаие во второй половине XVIII в.) расшатывали режимы в Турции и Иране, что создало предпосылки для последующего подъема в XIX - начале XX вв. курдского национально-освободительного движения1.

В результате возникло противоречие между высоким уровнем самосознания курдов, выражавшемся в упорной борьбе за национальное самоопределение, и нежеланием правящих кругов стран, разделивших Курдистан, признать законные права курдского народа. Препятствовала национальной и тем более государственной консолидации курдов и их социально-экономическая, политическая и культурная отсталость.

Началом борьбы курдов за независимость считается середина XIX века. Первые курдские освободительные движения возникли тогда, когда для этого созрели соответствующие условия как в самом курдском обществе, так и во всей общественно-политической структуре Османской империи и Ирана, а также и в системе международных отношений на Ближнем Востоке в целом. Другими словами, национальная борьба курдского народа была органически связана в первую очередь с разложением натурального хозяйства и кочевого быта, кризисом патриархально-родовых отношений, с изживанием феодального партикуляризма, появлением и все более широким распространением среди курдских племен идеи национальной общности1. С тех пор курды начали активно выступать против чужеземного ига за свои национальные права и свободы, став важным фактором политической жизни стран Ближнего и Среднего Востока.

Для подъема курдского освободительного движения исключительно важное значение имел также экономический и военно-политический упадок многонациональных феодальных монархий -Османской империи и Ирана, быстрое развитие в них центробежных тенденций вследствие усиливавшейся национально-освободительной борьбы против деспотического гнета центральной власти и ее социальной опоры - феодально-клерикальных кругов. Большое влияние на возникновение и постановку в повестку дня курдской проблемы оказала военно-политическая и экономическая экспансия главных капиталистических держав Западной Европы и царской России на Ближнем Востоке, их намерение использовать борьбу курдов за независимость в своих колонизаторских целях2.

На рубеже Х1Х-ХХ веков, в эпоху «пробуждения Азии», появились первые ростки курдского национализма как организованного политического течения, его носителями стали курдская пресса и зачатки курдских политических организаций, когда курдские общественно-политические и просветительские организации начинают все теснее связывать вопрос политической независимости Курдистана с проблемами изучения истории и культуры курдского народа, его литературы, языка и фольклора. Носителями идей курдского возрождения были представители молодой курдской интеллигенции, выходцы из феодальных слоев, проживавшие в Стамбуле или за границей (в Египте и Европе).

Геополитическое положение Курдистана и его стратегическое значение для региональной политики

Курдский народ является одним из самых древних этносов мира и крупнейшим лационалъным меньшинством в Юго-Заладной Азия. Ку$цы компактно населяют историческую область Курдистан на юго-западе азиатского материка, включающую смежные территории юго-восточной Турции, северо-западного Ирана, северного Ирака и северной Сирии. Во время Первой мировой войны Курдистан был разделен между 4 странами - Турцией, Ираком, Сирией и Ираном. Значительное число курдов проживает в диаспоре (главным образом в других странах Ближнего Востока, в Западной Европе и в СНГ).

Курды расселены в странах обитания неравномерно. Больше всего их в Турции (около 47% общего количества); в Иране - около 32% (здесь как национальное меньшинство они уступают только азербайджанцам); в Ираке - около 16%, в Сирии около 4%, государствах бывшего СССР около 1%.

Подавляющее большинство курдом - 75% - исповедуют ислам суннитского толка, значительная часть - мусульмане-шииты и алавиты, есть также христиане. Относительно небольшая часть курсов исповедуют доисламскую курдскую религию - зидизм. Но, независимо от вероисповедания, курды своей «исконной» религией считают учение Заратуштры о езидизме.

По основным этническим признакам, в первую очередь языковым, курдская нация весьма неоднородна. Курдский язык в основном делится на две неравные группы диалектов, северную и южную, в каждой из которых сформировался свой литературной язык; в первой - курманджи, во второй - сорани. Курды, обитающие в Турции, Северо-Западном и Восточном Иране, в Сирии, в части Северного Ирака и в СНГ говорят и пишут на диалектах курманджи {большей частью латинская, а также арабская графика) и на диалектах соран _ Западный и Юго-Западный Иран, Восточный и Юго-Восточный Ир ак (только арабская графика). Кроме того, среди курдов особой этяо онфессиоиальной группы заза (или Тунджели в Турецком Курдистане) распространен язык зазаки или дымли (латинская графика), а среди курДов Керманшаха в Иране -родственный ему гурани (арабская графика).

На протяжении всего исторически обозримого времени этнический состав Курдистана неоднократно менялся благодаря бесчисленным катаклизмам, происходившим на его территории. Эти изменения происходят и поныне.

Для курдов характерен высокий естественный прирост - около 3% в год, что привело к значительному увеличению численности курдского народа в целом (по некоторым оценкам 40-45 млн,). Однако этот народ лишен права на самоопределение и государственный суверенитет. Поэтому всенародная борьба курдов за национальное освобождение делает курдский вопрос одной из самых острых и актуальных проблем мировой политики,

Вот уже более 2500 лет ведется непрерывная борьба за национальную независимость. Из-за своего геостратегического положения в центре Ближнего Востока Курдистан стал уже в глубокой древности ареной бесконечных войн, междоусобиц, грабительских набегов кочевников, восстаний и карательных экспедиций по их усмирению, которыми изобиловала военно-политическая история региона в эпоху халифатов (7-13 вв.) и особенно опустошительных тюрко-монгольских нашествий (11—15 вв.). Оказывая сопротивление поработителям, курды несли огромные людские и материальные потери.

Важной особенностью географического положения Курдистана, занимающего ключевое геополитическое и геостратегическое место в ближневосточном регионе, является отсутствие четко зафиксированных и юридически оформленных физических и политических границ. Именно по этой причине этносоциальное развитие курдов всегда протекало в исключительно неблагоприятных условиях политической разделенности этноса границами государств их проживания,

Нкззйвйв Курдй&гш (о ккальтт - дагражг курщт) ОПТЮСЙТОГ ат? & государству, а исключительно к этнической территории, в которой курды составляют относительное большинство населения и географические координаты которой не могут быть точно определены, поскольку они носят сугубо оценочный характер. Очертания этой территории вследствие исторических катаклизмов неоднократно менялись - главным образом в сторону расширения ареала курдского присутствия.

Современный Курдистан расположен в самом центре западноазиатского (ближневосточного) региона между 34 и 40 северной широты и 38 и 48 восточной долготы. Он занимает почти всю центральную часть воображаемого четырехугольника, на северо-западе и юго-западе ограниченного Черным и Средиземным морями, а на северо-востоке и юго-востоке Каспийским морем и Персидским заливом. С запада на восток территория Курдистана простирается приблизительно на 1 тыс. км., а с севера на юг - от 300 до 500 км. Его общая площадь составляет примерно 450 тыс. кв. км. Свыше 200 тыс. кв. км. входит в состав современной Турции (Северный и Западный Курдистан), более 160 тыс. кв. км. - Ирана (Восточный Курдистан), до 75 тыс. кв. км. — Ирака (Южный Курдистан) и 15 тыс. кв. км. - Сирии (Юго-Западный Курдистан).

Курдский вопрос в стратегических планах Запада на Ближнем и Среднем Востоке

Современный Ближний и Средний Восток, являясь основным мировым энергетическим центром, стал важным геополитическим регионом в условиях постбиполярного мира. В этом - причина того, что этот регион всегда был и остается на сегодняшний день ареной соперничества великих держав, одной из самых горячих точек планеты. Именно здесь протекают процессы, по своему масштабу и последствиям являющиеся глобальными. Речь, прежде всего, идет о таком факторе общемирового значения, каким в настоящее время является нефть. Как известно, нефть занимает ведущее место в мировом топливно-энергетическом балансе: ее доля в общем потреблении энергоресурсов составляет 48% .

Нефть известна человечеству с древнейших времён. Раскопками на берегу Евфрата установлено, что нефтяной промысел существовал от 6 до 8 тыс. лет тому назад. В то время её применяли в качестве топлива, а нефтяные битумы — в строительном и дорожном деле. Нефть известна была и Древнему Египту (использовалась для бальзамирования покойников). Древнегреческие историки Плутарх и Диоскорид упоминают о нефти как о топливе, применявшемся в Древней Греции.

В России первые сообщения о «горючей воде - густе», привезённой из Ухты в Москву при Борисе Годунове, относятся к XVI веку. Правда, вплоть до второй половины XIX в., несмотря на отдельные попытки очищать нефть, она использовалась в основном в натуральном виде. Однако, после того, как заводской практикой братьев Дубининых в России (с 1823г.) и химика Б. Силлимана в США (1855г.) была доказана возможность выделить из неё керосин — осветительное масло, нефть привлекла к себе всеобщее внимание. Этому способствовал получивший распространение с середины XIX в. способ добычи нефти с помощью буровых скважин.

Нефть, как известно, относится к невозобновляемым ресурсам. Самые большие запасы нефти находятся в странах Ближнего Востока, где сосредоточен 61% мировых запасов нефти и 40,1% запасов газа, что, в частности, обуславливает стратегическую значимость региона. Среди стран ближневосточного региона по размерам своих нефтяных ресурсов выделяются Саудовская Аравия — 22% мировых доказанных запасов нефти, Иран - 11,5%, Ирак - 9,6%. Кроме того на Саудовскую Аравию приходится 13,5% мирового производства нефти. Что касается газа, то по объему мировых доказанных запасов лидерами в этом регионе является Катар, (14,3%) и Иран (14,9%)!. Таким образом, первопричиной геополитической напряженности в мире является конфликтный потенциал, обусловленный неравномерным распределением нефтяных ресурсов по планете.

Как показано выше, Ближний и Средний Восток располагают огромными сырьевыми ресурсами, среди наиболее крупных потребителей которых выделяются США, Европейский союз и КНР. Экспансия мировых гигантов ведет к обострению конкуренции между ними, а это, в свою очередь, обусловливает политическую нестабильность большинства стран региона, что закладывает мину замедленного действия под фундамент мирового энергетического рынка. ресурсам региона, а, следовательно, и контроля за транспортными коммуникациями, жизненно актуальна. Как пишут американские авторы М.Конан и Ф.Гоудд: «Если энергия представляет собой вопрос жизненной важности для мирового сообщества, то может ли «энергетический Хартленд быть иным, чем Ближний Восток, а важность доступа к нему вызывать сомнение в его значимости?»1 В этой связи не приходится удивляться тому, какое пристальное внимание уделяют региону Персидского залива США,

По данным исследований, проводимых в рамках проекта «Внешние условия развития Российской Федерации в 2007-2017 гг.», на ближайшее десятилетие нефть останется ведущим знергоисточником, обеспечивая около 40% энергопотребления. За ней следуют природный газ (28%), уголь (20%), возобновляемые источники (7%) и ядерная энергия (5%). Доли природного газа и нефти будут расти, в то время как доли угля и ядерной энергии - сокращаться ,

За последнее время в структуре энергетического рынка произошли масштабные сдвиги. Существующая мировая практика взаимоотношений производителей и потребителей энергоресурсов все в меньшей степени устраивает обе стороны. Сложившиеся во второй половине ХХв. механизмы формирования энергетического рынка уже не работают.

Находящиеся в пределах относительной досягаемости развитых стран месторождения, на которых в 1970-1980-е гг. под влиянием высоких цен начали добывать нефть, сегодня уже близки к исчерпанию. Появилась потребность в масштабных инвестициях в новые нефтеносные регионы в Западной Африке, Центральной Азии, на Каспии, в России, которые смогли бы заместить выбывающие мощности. Возникли новые крупные центры потребления, прежде всего Китай и Индия.

Текущее состояние мировой энергетики определяют такие страны и регионы мира, как Соединенные Штаты, Ближний Восток, Россия, Китай и государства — члены Европейского союза. США — крупнейший потребитель нефти - 24,6%, больше половины которой импортируется, лидер по импорту природного газа - 16% от мирового импорта. Доля Западной Европы в потреблении нефти составляет 22%, при этом Германия является вторым в мире импортером газа -14%. В экономической зоне ЕС расположено лишь 3,5% мировых доказанных запасов газа и менее 2% доказанных запасов нефти (в основном в Норвегии и Великобритании). В то же время нефтегазовые месторождения эксплуатируются там гораздо интенсивнее, чем в других регионах мира, что ведет к быстрому истощению ресурсов. Основной проблемой Евросоюза является рост зависимости от импорта энергоносителей: к 2030 г. она будет составлять 70%, в то время как импорт нефти может вырасти с 76% до 90%, импорт газа - с 40% до 70%, угля - с 50% до 70% с лишним1.

России принадлежит 26,6% мировых запасов природного газа, от 6,2% до 13% (по разным оценкам) разведанных запасов нефти, около 20% разведанных запасов каменного угля. Наша страна занимает первое место в мире по трубопроводной торговле природным газом и как экспортер нефти делит пальму первенства с Саудовской Аравией. Сегодня более 90% экспортируемых российских энергоносителей поставляется в государства Европы.

Отношение России к курдской проблеме

Роль России в таком важном регионе, как Ближний и Средний Восток, находящийся в непосредственной близости от ее границ, как отмечал один из корифеев советской дипломатии А.Громыко, это "отнюдь не роль стороннего наблюдателя". В этой связи он приводил слова В.И.Ленина, который говорил, что «наша ближневосточная политика есть для нас дело самого реального и непосредственного жизненного интереса»1. И далее резюмировал: «Эти ленинские слова тем более актуальны сегодня»2.

По мнению известного отечественного специалиста, ученого-востоковеда А.М.Васильева, национально-государственные интересы России в этом регионе сегодня концентрируются на трех основных вопросах: нефть (ее экспорт/импорт, возможность влияния на ценообразование на мировом рынке); взаимоотношения с достаточно пестрым мусульманским миром (с учетом исламского фактора во внутренней политике России); арабо-израильский конфликт и пути его урегулирования3. К этим вопросам можно также добавить значение военно-технического сотрудничества РФ с рядом стран этого региона, проблему внешней задолженности, оставшейся у них еще с советских времен, и борьбу с международным терроризмом.

Средний Восток, как известно, - крупнейший в мире экспортер энергоресурсов. Однако, экспорт углеводородного сырья является основным средством наполнения бюджета и для России. Отсюда -важность образования своеобразного экспортного тандема «Россия — Ближний и Средний Восток», что означало бы фактическое доминирование на мировом рынке нефти, а, следовательно, и установление прямого ценового контроля на это стратегически важное сырье.

Диверсифицированные военно-технические контакты также могли бы стать важнейшим источником поступлений в общегосударственный бюджет, средством формирования устойчивой зоны влияния России в данном регионе и ликвидации возникшего дисбаланса военных потенциалов, который является причиной напряжения и конфликтности во всей ближнє- и средневосточной подсистеме межгосударственных отношений. Это особенно актуально в свете стремления США и других экспортеров вооружений вытеснить российский ВПК с данного регионального рынка, который является одним из крупнейших сегментов международного рынка в целом. Ведь именно здесь находятся три крупнейших получателя основных видов обычных вооружений (тройка мировых лидеров) за пятилетие с 1991 по 1995 гг.: Турция (с объемом закупок в 8,096 млрд. долл.), Египет (7,138 млрд. долл.) и Саудовская Аравия (7,092 млрд. долл.), а в мировую десятку крупнейших получателей вооружений входит также Израиль (4,293 млрд. долл). По данным военных аналитиков, по такому показателю, как экспорт высокотехнологичной военной продукции, Россия заняла в 2000г. почетное второе место после США, активно работая на рынке развивающихся стран, спрос которых на вооружения постоянно растет. В эксклюзивном интервью АРМС-ТАСС Вячеслав Дзиркалн, заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству {ФСЗТЄ} Рооокш, ояэт&даг, v?& з / ж&№р78 1!Л5\гсладгА "лу л здрвднда военного назначения в 2008г. превысит 8 млрд. долларов. Среди наиболее значительных для России событий в сфере военно-технического сотрудничества за прошедший год замдиректора ФСВТС отметил подписание межправительственного соглашения по военно-техническому сотрудничеству между РФ и Саудовской Аравией в июле 2008 г. «Это -страна, которая традиционно ориентировалась на США, Великобританию, Францию. В данном случае мы получили в лице Саудовской Аравии нового партнера», — подчеркнул В.Дзиркалн .

Сегодня из шести крупнейших партнеров России в этой сфере по меньшей мере три представляют Ближний и Средний Восток (это - ОАЭ, Алжир и Сирия) и имеются возможности для расширения военно-технического сотрудничества не только с этими странами, но, например, и с Ираном, который еще в 1994г. тратил на военные цели сумму, равную 13 439 млн. долл.2 Более того, возможно расширить географию такого рода сотрудничества за счет включения в него ряда других стран региона. Как отмечают некоторые эксперты, положительным фактором, «работающим» на российских экспортеров оружия, является то обстоятельство, что основу вооружений вышеуказанных и некоторых других стран региона составляет оружие советского и российского производства.

Национально-государственным интересам России также отвечает создание «фронта борьбы» с исламским экстремизмом и терроризмом, приобретшими в последнее время поистине глобальное измерение, но во многом имеющими ближневосточное происхождение.

На этом фоне особенно настораживает наблюдаемое в политике США стремление столкнуть Россию с исламским миром, задействовать исламский радикализм, переориентировать действия исламистов с Западной Европы и США на «южное подбрюшье» России и других стран СНГ, выдавливание России из Закавказья в контексте нефтяной

Большая часть вызовов и угроз России обусловлена неурегулированностью «конфликтных узлов» на Ближнем и Среднем Востоке. При этом не следует забывать, что именно этот регион является эпицентром конфронтационного поля, в которое постепенно втягиваются приграничные районы России. Попытки же со стороны «сильных мира сего» контролировать и управлять разрушительными тенденциями которые господствуют сегодня в закавказских и ряде центральноазиатских государств, заранее обречены на провал без реального партнерства с государствами Ближнего и Среднего Востока.

В этом плане Россия заинтересована в скорейшем урегулировании арабо-израильского конфликта. Промедление в разрешении этой проблемы в конечном итоге может привести к войне, пусть даже незначительной по масштабу. Но факт наличия в арсенале государств региона смертоносного оружия массового поражения создает угрозу военной и экологической безопасности как на южных рубежах, так и на территориях самого российского государства. Кроме того, в Израиле проживают сотни тысяч выходцев из России (а по некоторым оценкам их численность приближается к миллиону), а на самой ее территории находятся крупные еврейские общины. Поэтому арабо-израильский конфликт для Москвы это не только внешнеполитическая, но в определенной мере и внутриполитическая проблема.

Особую опасность представляет эскалация напряженности в «курдском узле», который находится в непосредственной близости от границ России. В то же время и на ее территории проживает большое количество курдов» прибывающих сюда в основном из Среднеазиатских и 3?шсй&$сшх ршт/йшг. S&y&iw- ЙСЄЛЗ tifpROS ггр&жжвдєг ff& дэге Лзссииг -в Краснодарском крае, Ставрополье, Адыгее и т. д. Например, в Краснодарском крае проживают от 10-ти до 12-ти тысяч курдов, более 20% которых не имеют ни прописки, ни гражданства.