Введение к работе
Актуальность исследования определяется прежде всего эначениеи литературноніеиориадьїшх цузеев для ликвидации "отчуждения от культуры" (В.И.Ленин)1 широких слоев общества, заметно проявляюще-гося ив наши дни, для активного приобщения к художественному творчеству "через живую связь и преемственность поколений", "ощущения родства с свети народом", (14 .С .Горбачев) . Это зависит не только от распространения культуры вширь, но и от проникновения человека в глубь литературы и искусства, в их синтез.
Специфическая особенность литературно-мемориальных музеев (в СССР их насчитывается свыше Б50, а все мемориальные музеи составляют 21* общей сети) состоит в той, что они, входя в контекст культуры, представляют биографию и творчество писателя в логически-чувственной интерпретации, в них сращиваются как письменные и изобразительные источники, так и фрагменты исторической реальности. Общественное значение этого типа цузеев, традиционно понимавши как памятник писателю или как хранилище источников для истории литературы, в действительности состоит в той, что они являются средства-пи общественной коммуникации.
Признание специфических возможностей цузеев для духовного развития человека выдвигает на передний план вопрос о принципах раскрытия биографии и творчества писателя как основы содержания и формы цузейных коццуникационных систем. Освещение бытия писателя музейными средствами позволяет конструировать, говоря словами К.Маркса, особые "раскштые книги человеческих сущностных сил". . ибо "чувства в своей практике стали теоретиками. Они имеют отношение к веши ради вещи, но сама эта вещь есть предметное человечес-
В кое отношение к самой себе и к человеку, и наоборот .
*Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 5. С. 151.
Материалы ИХ Всесоюзной конференции Коммунистической партии ^ Советского Союза. М., 1988. С.27. S Маркс К.. Энгельс . Соч. 2-е изд. Т.42. С.123, I20-I2I.
.:.-2, :.:
Научная -разработанность проблемы. Раскрытие биографии и твор-' чества писателя музейными средствами -было затруднено изначальный дуализмом самого музея в его отношении к историческому процессу. Простое собирание источников для жизнеописания писателя на первых порах затеняло возможности концептуального их комбинирования и. превращения в особые обьектно-чувственнне характеристики.
В исследованиях и статьях Ю.К.Авдеева, Н.П.Анциферова, Б.Бар-теля, З.А.Бонаии, В.Д.Бонч-Бруевича, Е.Г.Вансловой, К.Я.Виноградова, К.М.Виноградовой, Н.А.ГеЙниве, С.СГейченко, ИЛ.Гревса, АДу-гачевой, С.А.Каспаринской, А.З.Крейна, Н.А.Латухиной, А.К.Ломуно-вой, Н.П.Лощинина,'А.Маврогаяа, Е.Д.Михайловой, П.В.Селегея, Н.В.Шахаловой, К.Экардта, В.Эрлиха и других освещались подходы к трактовке писателя и создании экспозиции иузея литературного профиля, однако закономерности выработки историко-литературной информации, организации ее в музейное повествование специально не анализировались. Вопрос о. принципах раскрытия биографии и творчества писателя ставился редко (А.Мавроганом, Н.Латухиной, Н.Виноградовой) и в конечной счете подценялся общими цетодологическиии требованиями советской науки (партийность, историзм), директивными установками (широкое использование достижений литературоведения) и" частными приемами организации материала (хронологический или проблемный принципы).
Герменевтические же возможности, принципы выявления и использования музейной информации для показа и интерпретации биографии и творчества художников слова не исследовались никогда. К началу 30-х гг. XX в. были забыты даже плодотворные призывы И.М.Гревса "идти навстречу подлинным следам мировых культур" и идея Н.П.Анциферова об особом "исследовательском экскурсионном методе". Гос- . подствующие сегодня систематический, тематический и аясаиблевый (коллекционный, иллюстративный и музейнО'-образный - по другой тер-
изнологии) методы построевня экспозиции в сущности своей едины, предусматривают классификацию музейных предметов до разный признакам (однородность, соответствие теме, пригодность для бытового ансамбля) и не стремятся к передаче исторического процесса- в его динамике.
Для того, чтобы поставить вопрос о суверенитете исторического содеркания, его раскрытия средствами музея, необходимо отрешиться от самого понимания принципа как идеологического подхода гили методического приема и вернуться к исходному, значению этого слова как основы, первоначала объективного мира (в данном случае в рамках музейной реальности), из которого должны следовать исходные положения раскрытия исторического процесса, научного направления в трактовке событий и фактов, "как необходимости или закона явлений1', объективного "основания системы".
Объектом исследования является литературно-мемориальный музей. Его определения предлагались отечественными специалистами на основе суждений С.А.КаспаринскоВ, Н.В.Шахаловой, чешскими музееведами.- Суммируя и сближая позиции, его основными признаками следует признать наличие памятного литературного места, использование недвижимых памятников, в которых сохраняется (реконструируется) обстановка или формируются представления об обстоятельствах лизни писателя с использованием мемориальных и других предметов, представленных в коллекции музея.
Предает исследования- - литературно-мемориальный музей в его' отношениях к возможностям раскрытия через объекты и средства, которыми он мояет оперировать, биографии и творчества писателя.
Цель исследования - на конкретном опыте литературно-мемориальных нузееЕ, используя достижения современного музееведения, определить принципы раскрытия биографии и творчества как закономерности отражения специфическими средствами ензеєненх обстоя-
4'-..
тельств и. литературного наследия писателя, исследовать выразительные возможности музеев этого профиля, преимущества и ограничен--ность расшифровки личности великого человека цузеінши способами в моментах, связанных с прошлым, настоящим и будущим.
Поставленная цель диктует следующие основные задачи:
Первая - выяснить,' что может дать для понимания писателя мемориальное пространство памятного литературного места с сохранившейся и реконструируемой историко-культурной средой, как выявить и донести до посетителя информацию, заключенную в природных объектах, зданиях и сооружениях, как включить ее в систему познания историко-литературных явлений посетителями музея.
Вторая - исследовать информационный потенциал музейного предмета как первичной смысловой единицы музейного повествования, структуру его языка и возможности выражения в экспозиции сложных концептуальных представлений об историко-литературных явлениях "с помощью особых невербальных высказываний" (Д.Камерон).
Третья - найти оптимальные способы объединения разнородных элементов, содержащихся в объектах памятного литературного места и музейных предметах, в целостную систему трактовки фактов биографии и творчества писателя, а также наметить пути интеграции методов науки и искусства в музейной экспозиции. _
Хронологические рамки исследования охватывают период со второй половины XIX в. до 80-х гг. XX в., т.е. со времени появления первых литературно-мемориальных музеев в России до наших дней.
Аоточвиковую базу диссертации составили документы, комплексно характеризующие музеи, которые ныне входят в состав Объединения государственных литературно-мемориальных музеев Пензенской области, - проекты реставрации .природных ландшафтов, зданий и сооруже- -ний, экспозиции, их научные концепции и проекты архитектурно-худо-
.5-- . . явственных решений и т.д. Форш использования иецориальяых объектов и экспозиции музеез, связанные с именами А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, А.И.Герцена, Ф.М.Достоевского, Н.А.Некрасова, Л.Н.Толстого, С.А.Есенина; М.А.Шолохова и других, служили дополяительншіи источниками, в сопоставлении с которыми анализировалась практика Пензенского объединения. С 1966 по 1987 г. сначала'в Лерионтовскои, а затеи и в других его иузеях вся научно-практическая и организационная работа шла под руководствоц и при непосредственной участии автора настоящего исследования. В процессе этой.работы им были полностью изучены фонды и архив Пензенского объединения, привлекались источники из архивов Института русской литературы (Пушкинского До-ца) АН СССР, Государственного архива Пензенской области.
В качестве источников служили также труды советских и зарубежных музееведов, работы по истории культуры и литературы, теории.информации и художественного творчества, структурно-функционального анализа. Изучались путеводители, музеографические описания, периодическая печать - в части музеев, опыт которых анализировался в диссертации.
В методологическую основу исследования и методику положено
.марксистско-ленинское понимание принципа историзма, которое требу
ет, "чтобы каждое положение рассматривалось лишь (а) исторически;
(в) лишь в связи с другими; (с) лишь.в связи с конкретным опытом
истории" . '-.-
Раскрытие в музее обстоятельств жизни писателя и его творчества, создание оптимальной системы приобщения посетителя к культурному наследию анализировалось в связи с явлениями действительности, в широком историко-культурном контексте. Весь ход рассузденлй автора строился'по трем направлениям: история возникновения и развития литературно-мемориальных музеев; история формирования тех ~Ленин В.И. Поли.собр.соч. Т.49. С.329.
или иных взглядов на музейные подходи к биографически-творческий явленияи; оформление их в виде определенных принципов.
Автором проводилась экспериментальная работа при создании экспозиций в Тарханах "Я родину люблю..." и "Лермонтов в памяти поколении", в музее В.Г.Белинского "Я в мире боец"; принципы раскрытия биографии и творчества писателя формулировались путем анатшза тенденции в развитии музеев, синтеза эмпирических и теоретических данных.
Натчная новизна. Б диссертации впервые сделана попытка комплексно рассмотреть возможности мемориальных объектов, реали! памятного литературного места, музейных предметов для создания системы, которая специфично музейно раскрывает историко-литературные явления, проанализировать арсенал средств, которые могут бкть использованы работником литературно-мемориального музея для организации диалога писателя-классика с новыми поколениями.
Новым является .толкование экспозиции как особой информационной системы, в соответствии с которым "построение экспозиции на основе профильной науки" (принцип научности) заменяется принципом включеная выводов своеобразного историко-литературного исследования в саму науку. Впервые дано обоснование необходимости широкого использования для целей коммуникации реалий памятного литературного места; обосновывается принцип реставрации или восстановления объжов, исходя, из целей раскрытия биографии и творчества пзсате-лй. Дано обоснование bosuoshocte гнтєгрздсв научных г художествен-жкх подходов к экспозепде, погодя пз универсального свойства музейных предметов - знаковости. Автор вскрывает семиотический характер мемориальных памятников, дает собствег-знуо трактовку понятия "музейный язык", определяет его структурные едингцд в характер их связи. Утвердившеся методы построения экспозиции ирг рас-
смотрении . ее как особого рода текста обретают свое начало для выражения наудно-художествеЕных идей.
В исследовании вводятся также и некоторые новые понятия для. характеристики содержательного значения музейного объекта, напри-, пер: "информационная целостность, биографичность и ассоциативная модальность памятного литературного места", "двойное отражение" (бытия писателя и исторической действительности), "двойное историческое вреия" и "предметная референция", "двойная временная'сущность памятника", "формообразующая роль здания-памятника" для экспозиции и другие. Впервые формулируются принципы.раскрытия исторического содержания - в его литературно-музейных аспектах.
В диссертации:осуществляется нетривиальный подход к определению функций современного музея.
Практическая значимость работы заключается в том, что выдви
нутые автором теоретические положения, сформулированные принципы
могут найти конкретное воплощение при создании литературно-мемори
альных музеев, подтверждением чего служит опыт Пензенского объеди
нения. Установленные закономерности в соотношении музейных возшш-
ностей и трактовке историко-литературных явлений.могут помочь при
менению методов, увеличивающих воздействие Мемориальных музеев на
современного человека. Положения диссертации реализуются и под
тверждаются также в создаваемой при участии автора системе Госу
дарственного историко-литературного и природного музея-заповедника
А.А.Блока. -^"
Стоткттра диссертации обусловлена целями и задачами исследования. Она состоит из введения, трех глав и заключения. В приложении дается список, использованной литературы.
:/8