Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование музыкальной среды большого города в связи с воздействием средств массовой коммуникации : (На материалах социологических опросов молодежи Ташкента 80-х годов) Головач, Ирина Михайловна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Головач, Ирина Михайловна. Формирование музыкальной среды большого города в связи с воздействием средств массовой коммуникации : (На материалах социологических опросов молодежи Ташкента 80-х годов) : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.07 / Ин-т искусствознания.- Ташкент, 1990.- 23 с.: ил. РГБ ОД, 9 90-10/2775-6

Введение к работе

Актуальность теш. Фундаментальные качественные особенности отличают современную культуру от предшествующих эпох. И, пожалуй, одна из важнейших - изменения, связанные с социальным бытием искусства. Его значение в духовном развитии человека трудно переоценить, поэтому изучение проблем связи искусства и условий его социального бытования приобретает в настоящее время особую остроту. Широкое приобщение людей к искусству, увеличение многообразия его функций, вопроси совершенствования форм, художественной жизни, прогнозирования и управления этими процессами - все эти научные и общественные потребности побуждают к новому осмыслению задач, стоящих и перед деятелями музыкального искусства. Актуальными в этой связи представляются те возможности, которые открывает социологическое изучение музыки и ее аудитории.

Анализ определенного рода зависимостей, корреляций между различными факторами, воздействующими на музыкальное поведение, интересы'и ориентации людей, дает значительный эвристический материал, способствуя тем самым обогащению теоретических представлений о различных сторонах системы "музыка"- слушатель". Следовательно, тема данного исследования актуальна и о точки зрения развития самой науки,- музыкальной социологии.

Формирование музыкальной реальности во многом обусловлено двумя взаимосвязанными факторами: урбанизацией и тотальным воздействием средств массовой коммуникации /СМК/. Необходимость, а значит, и актуальность рассмотрения музыкальной среды большого города в аспекте воздействия на нее этих факторов дополняется существенным аргументом - недостаточной разработанностью указанной выше проблематики в музыкально-социологической литературе, и, в частности, социально-культурных последствий урбанизации, затрагивающих проблему национального общения.

Степень разработанности проблемы. Обширный материал по различным аспектам рассматриваемой темы содержится в научной лита-

ратуре. Теоретическим и практическим проблемам музыкальной социологии посвящены работы Т.Адорно, Э.Алексеева, К.Улцукопфа, Е.Бурлиной, Р.Вильямса, Г.Го лови некого, Ю.Давыдова, З.Лукова, Ю.Капуотина, Г.Льюиса, В.Модзинского, А.Моля, Г.Панкевич, А.Н. Сохора, В.Фомина, В.Цукермана, Д.Яконюка. Так как проблемы настоящего исследования обладают междисциплинарным значением, то есть продуктивны и содержательны не только для социологии музыки, но и смежных областей авания, прежде всего поихологии, искусствознания, эотетики и других дисциплин, объектом которых является человек и его взаимодействие с социальной средой и искусством, то поэтому важными оказались труда Л".Выготского, К.Го-ранова, Г.Дадамяна, Г.Дондурея, М.Кагана, А.Костюка, З.Казанджи-евой-Велиновой, А.Леонтьева, В.Медушевского, Е.Н.Назайкинского, Ю.Перова, А.Семашко, У.Сува и других авторов. Методологической ооновой диссертации послужили исследования по проблемам среды Л.Буевой, В.Барсука, М.Козлова, В.Орловой, Э.Соколова, В.Павлова. Среди иопользованных источников по урбанистике следует указать работы А.Баранова, И.Родзинской, М.Межевича, В.Трушкова. Различные аспекты проявления антитез "национальное - интернациональное", "традиционное - современное" в культурах народов исследуются в трудах С.Арутюнова, Ю.Арутюняна, Л.Дробижевой, Ю.Бромлея, К.Изатова, А.Ляшенко, Э.Маркаряна, К.Хакназарова, многочисленных коллективных монографиях. По вопросам музыкально-эстетического воспитания молодежи автор почерпнул интересную инт формацию в работах С.Иконниковой, С.Комарова, И.Кона.

Вместе с тем, несмотря на богатейший материал, содержащийся в литературе, рассмотрение сложного, многопланового, противоречивого влияния урбанизации и СМК на музыкальную среду города не становилось предметом специального исследования и тем более не конкретизировалось обращением к социуму одного из крупнейших городов Средней Азии - Ташкенту. Осознание возможности сохранения культурного своеобразия в условиях универсальных мировых тенденций: урбанизации и научно-технической революции, в ряде случаев способствующих разрушению историко-культурных традиций и приводящих к унификации культурного облика человека - остро станит вопрос о необходимости регионального подхода. Именно в столкновений "почвенного" и современного, "своего" и "чужого", а также во внутренних противоречиях самой урбанизации и НТР следует искать.

важные специфические черты культурной динамики на Востоке.

Предметом исследования, таким образом, отала проблема формирования под воздействием СМК музыкальной среды большого города (Ташкента), которая рассматривается в диссертации как детерминированная целым рядом социальных, социально-поихологических и культурных факторов.

Объект исследования - молодежь Ташкента, представляющая различные социально-демографические группы населения города (школьники, учащиеся, студенты, рабочие, служащие, ИГР). Музыкальные интересы, вкусы, ориентации молодежи выступают главным качественным показателем в характеристике городской музыкальной среды. Выбор именно этой демографической совокупности бил продиктован тем специфическим местом, которое она занимает в системе воспроизводства и развития общества.

Цели и задачи исследования состоят в изучении современного состояния музыкальной среды большого города (Ташкента), процессов ее формирования под воздействием СМК и выявлении основных тенденцнй.позволяющих высказать некоторые соображения прогнозирующего характера.

Не претендуя на исчерпывающее решение столь сложной проблемы, автор стремился исследовать пути подхода к ее изучению, что и определило теоретико-методологический ракурс исследования.

В соответствии с целью, проблемами и избранным ракурсом в диссертации ставятся следующие задачи:

обосновать теоретико-методологические подхода к исследованию музыкальной среды и ее взаимосвязь о СМК и городским образом дизни;

построить типологию аудитории СМК и типологию "звучащего мира";

определить отношение молодежи города к СМК как массовому способу распространения музыки;

-- проанализировать чанрово-стилегае ориентации различных социо-кулътурннх групп молодых слушателей в зависимости от :\--пользуемых каналов С?К.

Научная новизна обуславливается тематикой я затч-тг/ диссертации, степень») ііспледовачности проблегіч. Впервые sn б->зе

положений философии и социологии автором разработана концепция сущности музыкальной среды. Новым представляется также применение определенного опыта, накопленного в изучении вопросов общественной коммуникации, к конкретной национальной музыкальной культуре.

Практическая значимость работы заключается в том, что полученные в ходе конкретно-социологического исследования результаты могут быть использованы в управлении и планировании деятельности различных СМК, а также оказать практическую помощь в. музыкально-эстетическом воспитании молодежи, определении его насущных задач и направлений. Кроме того, материалы диссертации могут быть использованы в курса социологии музыки в консерватории.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на расширенном заседании сектора современной музыки и фольклора Института искусствознания им.Хамзы Хаким-зацэ Ниязи Министерства культуры Узбекской ССР. Материалы иоследования послужили основой докладов, прочитанных на всесоюзных конференциях, в,Москве ' (1989) и Ташкенте (1986, 1990), республиканских научно-теоретических конференциях (1986, 1937, 1988) и нашли овое отражение в публикациях.

Структура работы определена ее задачами. Она состоит из введения, двух глав'И заключения, описка использованной литературы и приложения.