Введение к работе
Актуальность проблемы, вынесенной в заглавие диссертации, диктуется тем обстоятельством, что до последнего времени системных исследований синтаксиса Белля не было. Появлялись работы, в которых рассматривались отдельные, частные вопросы синтаксиса (см.: Джебраило-ва, Остудина, Jeziorkowski), но в них ставились другие задачи и не отражена синтаксическая картина в комплексе. Генрих Белль - всемирно признанный лидер послевоенного поколения немецких писателей - заслуживает того, чтобы этот пробел в исследовании его творчества был хотя бы частично ликвидирован.
Материалом для исследования послужили два романа, написанные в разные периоды творчества автора, поэтому необходимо сделать существенную оговорку, несмотря на то, что использование отдельных синтаксических явлений со временем по мере формирования и оттачивания стиля претерпевает некоторые изменения, вырисовываются общие структурно-языковые формы в текстах одного и того же писателя на протяжении его творческой жизни. Это доказывается и конкретным случаем - романами "Wo warst du, Adam?" и "Billard um halbzehn". Характеристика типов повествования, представленных в обоих произведениях, предпринята на основе второго романа: во-первых, потому, что здесь это выглядит более выпукло и наглядно, как вполне осознанный стилистический прием, во-вторых, объем исследования не дает возможности проанализировать проблему одинаково основательно в обоих романах. Особенности синтаксической структуры разбираются с привлечением материала и того, и другого произведения в равной степени.
Основная задача диссертации - выявление характерных для писателя синтаксических особенностей на уровне предложения, простого и сложного. Принципы связи
внутри предложения так или иначе повторяются на более высоком уровне, на уровне макроконтекста. Самостоятельным объектом исследования большой контекст не стал ввиду ограниченного объема работы.
Теоретическую основу диссертации составляют концепции ведущих отечественных и немецких ученых, используемая в ней лингвистическая терминология главным образом традиционна. Уточнение каждой дефиниции не было целью исследования; центральным моментом стал анализ синтаксических феноменов, определяющих стиль Белля, и в особенности рассмотрение явлений экспрессивного синтаксиса.
Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры немецкого языкознания филологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова. Результаты исследования изложены в двух депонированных статьях. Основные положения диссертации докладывались на Ломоносовских чтениях 1994 и 1995 годов на филологическом факультете МГУ им.М.В.Ломоносова.
Структура работы.