Введение к работе
Актуальность диссертации определяется необходимостью исследования лингвистической организации художественного текста в диахронии, т. е. с учётом изменения когнитивных установок автора, что существенно для изучения языковой картины мира, неотъемлемым элементом которой является текст короткого рассказа.
В соответствии с целью диссертации формулируются её" конкретные задачи:
1. Определение понятий стилистически немаркированного и
стилистически маркированного художественного текста, образо
вавшихся в результате взаимодействия композиционно - тематиче
ского и диспозиционно - тематического членения.
2. Выявление особенностей введения элементов линг
вистической структуры (пространства, времени, персонажей) в
стилистически немаркированных и стилистически маркированных
текстах короткого рассказа различной типологии в диахронии.
3. Выявление особенностей развития сюжетного действия в сти
листически немаркированных и стилистически маркированных
текстах короткого рассказа различной типологии в диахронии.
4. Выявление особенностей организации концов стилистически немаркированных и стилистически маркированных текстов короткого рассказа различной типологии в диахронии.
Теоретическая значимость исследования состоит в изучении лингвистических особенностей текста нормативного, немаркированного и в выявлении отклонений от нормы, что вносит определённый вклад в теорию текстообразования. Методика и выводы диссертации могут быть использованы в рамках лингвистики текста для изучения стилистически немаркированных и стилистически маркированных текстов на материале произведений более крупной формы.
Практическая ценность исследования заключается в возож-ности использования его результатов в проведении семинарских занятий и разработке курса лекций по теории текста и лингвистической стилистике, разработке спецкурсов, написании курсовых и дипломных работ студентами, на практических занятиях по анализу и интерпретации текста.
Материалом исследования послужили короткие рассказы английских, американских, австралийских писателей конца XVIII-конца XX века, что охватывает все четыре периода развития жанра короткого рассказа. Исходя из типологической принадлежности, изучались фабульные, фабульно- психологические, психологические рассказы. Общий объём материала составил 1000 коротких рассказов 122 авторов.
Для решения поставленных задач использовались традиционный описательно - аналитический метод и метод количественной обработки полученных данных.
Теоретической базой исследования послужили работы общетеоретического характера по лингвистике текста, монографии и статьи, посвященные проблемам лингвистической прагматики.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Стилистически немаркированным художественном текстом является текст, в котором наблюдается совпадение композиционно - тематической и диспозиционно - тематической моделей членения при их взаимодействии друг с другом. Это - нормативный, класси-
ческий вариант текста, характерный для фабульного рассказа I периода.
-
Стилистически маркированный вариант построения текста короткого рассказа, являющийся отклонением от нормы, создаётся за счёт подвижности элементов диспозиционно- тематической модели членения внутри текста и характеризует психологический рассказ III- IV периодов.
-
Расхождения в организации стилистически маркированных и стилистически немаркированных текстов короткого рассказа связаны с их типологической принадлежностью и периодизацией.
Апробация работы. Результаты исследования доложены и обсуждены на заседаниях кафедры английской филологии Иркутского государственного института иностранных языков в 1995, 1996 г.г., на научных конференциях аспирантов ИГПИИЯ в 1992, 1993, 1994, 1996 г.г., на научной конференции педагогических вузов России, проходившей в ИГПИИЯ в 1993 г., на международной научной конференции, проходившей в ИГПИИЯ в 1996 г. Основные положения диссертации изложены в двух статьях и шести тезисах докладов.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, списка источника примеров, списка использованных словарей.