Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Модальное значение действительности в композиционно-речевой форме "повествование" : На материале англоязычной прозы Медведева, Татьяна Роменовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Медведева, Татьяна Роменовна. Модальное значение действительности в композиционно-речевой форме "повествование" : На материале англоязычной прозы : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.02.04 / Рос. пед. ун-т.- Ленинград, 1991.- 18 с.: ил. РГБ ОД, 9 92-5/1662-7

Введение к работе

Актуальность оаботы обусловливается несбхо.иимссть'-о дальне"'-яего исследования содержательных и формально-структурных особенностей XT как единой системы, потребностью системного описания семантико-прагмзтических и других характеристик модального значения действительности, наименее изученного в сфере модальных значеним. Л'/ссеотаиия представляет интерес такне с течки зозния ново:" парадигмы в науке, направленной на создание когнитивно" модели языка и текста.

Указанны" ракурс исследования предполагает нироки" ннтєрдис-циплинаркьк подход к анализу одного из актуализирующихся в XT модальных значеним, "то позволяет рассматривать в качестве т^орэти-ческо" базы диссертации работы, выполненные в различных отраслях лингвистики и смежных с не* наук, а именно:

семасиологии и семантике (Н.Л.Аоут'оновз;Е.'!.Вольф;И.Б.Долинина; '.'. 3. Никитин; V:. С. Степанов; и. Па t Ь ay: "i. A j пзг: м. А. К. ча 115.day):

прагматике (F.!".Беляева;?,.т.аЧо-'?.;:Т. van rj».jт-)

ликгвисг""е текста (И.?.Га^bneo'/K;?./5 .Гончарова;.?.Я.Тмрэева; ».j.G:n'.:nas',;.?w err)

- A -

литературоведения С'.:'.Ба"тин;Б.Успенскик;К.Ггуе);

логике возможных мироЕ и модальной логике (Е.В.Падучева;Я.А. Слинин;В.В.ЦелищеВ5 J.A.Hintikka; S.A.Kripke: E.Mihalla).

Цель диссертации состоит в исследовании модального значения действительности художественного события в свете сушностных рефе-ренциальных и антропоцентрических характеристик XT. Цель работы предопределила постановку более частных задач исследования:

  1. проведение сравнительного анализа высказывания как продукта естественного языка и XT в плане их модальности;

  2. обоснование необходимости выделения двух аспектов исследования модального значения действительности художественного события: референциального и субъектно-оценочного;

  3. построение типологии художественных событий;

  4. определение языковых и собственно текстовых средств и структур, участвующих в реализации модального значения действительности художественного события.

Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые исследуется специфика реализации в XT модального значения действительности. Новым является применение концептуального аппарата экстенсионально-интенсиональной структуры к текстовому значению, а такие двуаспектное рассмотрение модальности XT. Классификация рефе-ренциальных разновидностей исследуемого модального значения позволила впервые системно рассмотреть универсальные референииально-мо-дальные характеристики прозаического XT.

Материалом исследования послужили 34 произведения англоязычной прозы преимущественно XX века обшим объемом более 2000 страниц.

Методы исследования. В качестве основного метода использовался метод непосредственного наблюдения худонественного материала с последующим обобщением полученных результатов. При изучении роли средств выранения исследуемого модального значения привлекались методы компонентного и стилистического анализов.

В ходе проведенного исследования были сформулированы следующие выносимые на зашиту положения:

  1. Референииальный и субъектно-оценочный аспекты характеризуют как веч семантическую организацию речевого произведения, так и отдельные ее элементы, в частности, модальные значения.

  2. Высказывание и XT различаются в плане реализации в них ре-ференпиального и субъектко-оцекочного аспектов модального значения действительности. С точки зрения референциального аспекта высказывание подразумевает отнесенность отражаемых действительных событий

к реальному миру, a XT предполагает двоякую референциальную отнесенность изобракаемых в нем событий: к худоиественному и реальному миру. С точки зрения субъектно-оценочного аспекта высказывание и XT различаются характером субъектных интерпретаций действительного события. Субъекты, интерпретирушие действительное событие, отражаемое в высказывании, находятся в одинаковом отношении к реальному миру, так как все они реально существуют. Субъектн, интерпретирующие действительное событие, изобраиаемое в XT, т.е. автор, определяемый как первичный субъект повествования, а такяе рассказчик и персонаяи, определяемые как вторичные субъекты, находятся в принципиально неодинаковом отношении как к реальному, так и к худояественному миру, так как последние являются созданием автора.

  1. Выделение экстенсионально-интенсиональной структуры модального значения действительности худояественного события обусловлено необходимостью комплексного описания двух выделяемых аспектов модальности. В частности, референциальный аспект модального значения действительности худопественного события, под которым понимается характер соотнесенности худоиественных и реальных событий с точки зрения их истинности или локности, представляется B03M0H-ным описывать через экстенсионал модального значения. В свою очередь, субъектно-оценочный аспект, под которым понимается характер когнитивно-ценностного восприятия субъектами XT изобраиаемого в нем действительного события, можно описывать через интенсионал данного значения.

  2. Специфика соотнесенности действительных худоиественных событий и реального мира обусловливает возмокность выделения четырех референциальных разновидностей модального значения действительности худояественного события, определяемых в зависимости от характера экстенсионала данного значения, который является истинным или ложным.

  3. Специфика соотнесенности действительных художественных событий и худояественного мира позволяет утверадать истинный характер интенсионала исследуемого модального значения, так как событие, описываемое в некотором XT как действительное, является истинным относительно этого текста. Однако истинность интенсионала модального значения действительности худоиественного события имеет подвинный характер, что обусловлено наличием в XT варьирующихся полисубъектных интерпретаций действительных событий, составляющих основу субъектно-оценочного аспекта исследуемого модального значения.

- б -

б, Основным текстообразуюиим фактором, влияхшим на характер представления в XT варьирующихся полисубъектных интерпретаций действительного художественного события, является повествовательная перспектива текста: ограниченная или неограниченная.

Теоретическая значимость работы состоит в комплексном системном подходе к исследовании модальности XT, реализация которой обусловлена, с одной стороны, универсальными категориями логики и естественного языка, с другой стороны, важнейшими референциальны-ми и антропоцентрическими характеристиками самого текста. Предложенный подход к рассмотрению модального значения действительности может быть использован при интерпретации других текстовых значений, тем или иным образом связанных с различными видами модальности: эпистемологической, деонтической, аксиологической и др.

Практическая ценность исследования заключается в том, что предложенное описание модальности XT в двух аспектах моиет быть освещено в спецкурсе по лингвистике текста в языковом вузе. Выявленные в работе языковые и текстовые средства выражения модальности действительности представляется целесообразным учитывать при обучении стилистическому анализу и интерпретации художественной речи.

Объем и структура работы. Диссертация, выполненная на 170 страницах машинописного текста, состоит из введения, трех глав и заключения. К диссертации прилагаются библиография, включавшая в себя 150 наименований, из них 49 на иностранных языках, и список используемой художественной литературы.