Введение к работе
Актуальность диссертации объясняется, таким образом, необходимостью всестороннего исследования различных видов эстетической коммуникации и, в частности, неразработанностью вопросов, связанных с грамматической организацией типов текстов.
Актуальным является также междисциплинарный подход, принятой в.работе и отвечающий требованиям современной лингвистики. Диссертация выполнена на стыке лингвистики текста, грамматики текста, стилистической грамматики, лингвистической прагматики, а также отдельных положений литературоведения.
Научная новизна реферируемой диссертации заключается в том, что в работе впервые предпринимается попытка исследовать специ-
фику представления знаний о межличностных отношениях в сфере эстетической коммуникации на конкретном типе текста - художественное письмо.
Для большинства ранее проведенных на материале разных языков и существенно пополнивших теорию письма научных исследований /см., например, работы Т.П.Зориной, И.Д.Сухановой, О.П.Билецкой, О.Ф.Цч-цариной/ характерен все же лингвостилистический подход.
Грамматический же анализ в области изучения письма еще но предпринимался. Настоящая диссертация представляет собой попытку такого исследования. Сна осуществляется в рамках лингвопрагмати-ческсго подхода и-основывается на полонений о закономерностях прагматико-стилис'гического использования функций грамматических
единиц.
Впервые в отношении типа текста "письмо" ставится и решается вопрос о его грамматической доминанте, раскрывается специфика функционирования грамматических средств авторизации и адресации, кх прагматико-стилистический потенциал. Наряду с грамматическим анализом предпринимается также анализ коммуникативно-прагматических, структурных и композиционно-стилистических особенностей- художественного письма. Целесообразность такого анализа обусловлена необходимостью учета при изучении грамматических явлений в рамках целого текста особенностей функционального стиля, жанра, типа текста, его композиционных и структурных признаков.
В диссертации рассматриваются и получают решение следующие проблемы:
вопрос о текстотипологическом статусе художественного письма и критериях его идентификации;
описательная характеристика и классификация художественного письма с учетом множественности личности /автора и/или адресата/ и ее отражения в композиционно-структурной организации объекта; . _"..'..
раскрытие роли автора-писателя в структуре межличностных г;:, .. отношений, свойственных художественному письму;
лингвопрагматический анализ грамматической доминанты,худо-':"1;;; жественного письма и систематизация основных средств ее реализации;-.
механизм экспликации лица /личности/ автора и адресата; -Г;
текстообразующий и прагматико-стилистический потенциал-, v средств авторизации и адресации;
В соответствии со спецификой объекта и предмета, а также /' целью исследования в работе используется комплексная методика, \
. 4 -
способная обеспечить достоверность результатов, ъърнулщсвжю выводов и рекомендаций предпринимается на остова учотл индуктивно -дедуктивного подхода, описательно-аналитичаского матэда, мэ-тодов формально-грамматического, семантического н контвйетуадь-ного анализа языковых сущностей, каждый из которых спо»зеботяует в конечной итоге установлению художественной значимости алиментов текста.
Теоретическая значимость реферируемой диссертация еоотоит в разработке критериев и метода эпистолярно-художеетвекной идентификации, в выявлении и систематизации грашатичеоких параметров актуализации структуры межличностных отношений и определении соответствующего ключа персональности применительно к типу текста "художественное письмо", что вносит вклад в актуальную проблематику грамматических изысканий в облаоти лингвистики и грамматики текста, а также некоторые уточнения в теорию художественного текста.
В рамках теории письма становится возможным проведение новых подробных и точных описаний близкородственных, но не тождественных художественному письму rtmoB писем литературно-художеотвенной коммуникации, что будет способствовать в дальнейшем соэдшшю более точной типологии письма.
Практическая ценность диссертации состоит в том, что ее выводы и практический материал могут быть использованы на практических занятиях со студентами языковых вузов, в курсах теоретической грамматики и стилистики текста, а также на семинарских занятиях по интерпретации текста.
Материалом исследования служит художественная проза ссвре.'-«;и: них немецких писателей. Корпус анализируемых текстов составлен.
методом сплошной выборки, включающий после параметрической ее классификации 44 художественных произведения двадцати восьми авторов /или 148 текстов объемом каждый от 250 до 3000 словоупотреблений/.
Структура диссертации в некоторой степени определяется последовательностью проблематики, соответствующей проведенному анализу. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка аналитической и цитируемой художественной литературы и приложений.