Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этнические стереотипы англоговорящего социума и их вербализация в американской лингвокультуре Горшунова Елизавета Юрьевна

Этнические стереотипы англоговорящего социума и их вербализация в американской лингвокультуре
<
Этнические стереотипы англоговорящего социума и их вербализация в американской лингвокультуре Этнические стереотипы англоговорящего социума и их вербализация в американской лингвокультуре Этнические стереотипы англоговорящего социума и их вербализация в американской лингвокультуре Этнические стереотипы англоговорящего социума и их вербализация в американской лингвокультуре Этнические стереотипы англоговорящего социума и их вербализация в американской лингвокультуре Этнические стереотипы англоговорящего социума и их вербализация в американской лингвокультуре Этнические стереотипы англоговорящего социума и их вербализация в американской лингвокультуре Этнические стереотипы англоговорящего социума и их вербализация в американской лингвокультуре Этнические стереотипы англоговорящего социума и их вербализация в американской лингвокультуре Этнические стереотипы англоговорящего социума и их вербализация в американской лингвокультуре Этнические стереотипы англоговорящего социума и их вербализация в американской лингвокультуре Этнические стереотипы англоговорящего социума и их вербализация в американской лингвокультуре
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Горшунова Елизавета Юрьевна. Этнические стереотипы англоговорящего социума и их вербализация в американской лингвокультуре : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.04 / Горшунова Елизавета Юрьевна; [Место защиты: Башкир. гос. ун-т].- Бирск, 2009.- 207 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-10/1018

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Теория стереотипов и стереотипизация 13

1.1. Понятие стереотипа. Степень изученности стереотипов 13

1.1.1. Существующие подходы и трактовки стереотипа. Стереотип как социальное явление 13

1.1.2. Типология стереотипов 22

1.1.3. Причины, условия и источники выработки стереотипов 26

1.2. Социальный стереотип и стереотипизация. Функции стереотипизации и стереотипа 29

1.2.1. Основные направления в изучении социального стереотипа 29

1.2.2. Роль социального стереотипа в жизни социума 31

1.2.3. Механизм стереотипизации 33

1.2.4. Функции стереотипизации 35

1.2.5. Функции стереотипа 39

1.3. Этнический стереотип как разновидность социального стереотипа 44

1.3.1. Этнический стереотип как объект исследования зарубежных и отечественных исследователей. Линии исследования этнических стереотипов 44

1.3.2. Национальный vs. этнический стереотип: проблема разграничения 48

1.3.3. Типология этнических стереотипов 49

1.3.4. Структура и основные функции этнических стереотипов 54

1.3.5. Основные свойства и параметры этнического стереотипа 57

1.3.6. Этнический стереотип и смежные явления 64

Выводы по главе 1 69

ГЛАВА II. Этнические ярлыки как средство этнического оскорбления 71

2.1.1. Этнический ярлык и разграничение смежных понятий 71

2.1.2. Социальный аспект этнических ярлыков: сферы использования этнических ярлыков.76

2.2.1. Основные свойства и функции этнических ярлыков 80

2.2.2. Способы образования этнических ярлыков 83

2.2.3. Легальный статус этнических ярлыков 90

Выводы по главе II 92

ГЛАВА III. Этнические стереотипы и ярлыки, бытующие в США 94

3.1.1. Этнический и расовый состав населения США: демографический и социальный фон.94

3.1.2. Социальное неравенство и дискриминация как причина существования этнических стереотипов и ярлыков в США 96

3.2. Этнические стереотипы и ярлыки, бытующие в США 100

3.2.1. Этнические стереотипы и ярлыки по отношению к чернокожим американцам 100

3.2.2. Этнические стереотипы и ярлыки по отношению к латиноамериканцам 115

3.2.3. Этнические стереотипы и ярлыки по отношению к американским индейцам и

народностям Аляски 126

3.2.4. Этнические стереотипы и ярлыки по отношению к азиатам 139

3.2.5. Этнические стереотипы и ярлыки по отношению к арабам 150

3.2.6. Этнические стереотипы и ярлыки по отношению к белым американцам 163

Выводы по главе III 177

Заключение 180

Библиография 183

Приложение 207

Введение к работе

Духовные и социально-экономические потребности современного общества, основанные на органичном слиянии общечеловеческих и национальных ценностей, обусловливают возрастающий интерес научной мысли к проблеме межкультурной коммуникации и установлению общих концептов, характеризующих все человеческие культуры. Это относится, в частности, к таким компонентам культуры, как этнические стереотипы и их языковые манифестации, изучение которых имеет большое значение для постижения народной психологии и национальных культур, для осуществления бесконфликтной межкультурной коммуникации.

Тема «Этнические стереотипы англоговорящего социума и их вербализация в американской лингвокультуре» является, по определению, междисциплинарной, так как стереотипы привлекают внимание психологов, антропологов, этнографов, социологов, культурологов и, возможно, представителей других наук. Из многообразия социальных стереотипов, функционирующих в англоязычном мире, в качестве предмета исследования и описания мы выбрали этнические стереотипы и этнические ярлыки как их языковую реализацию. Под этническими стереотипами обычно понимают относительно устойчивые представления о моральных, умственных, деятельностных (трудовых), физических и иных качествах представителей различных этнических групп и этноса в целом. Этнические ярлыки есть устойчивые именования, преимущественно негативного характера, которые даются отдельному представителю этнической группы или всей группе в целом и отражают вымышленные или реальные свойства и качества носителя данного ярлыка.

Цель работы - дать по возможности адекватную картину многообразных этнических и этнокультурных стереотипов, бытующих в массовом сознании представителей англоязычного мира (американского социума), и представить их материализацию в системе языка.

В соответствии с названной целью определены следующие задачи:

1. представить картину этнического состава и этнические
(демографические) концепции, характеризующие США;

  1. рассмотреть существующие подходы и трактовки стереотипа;

  2. представить типологию стереотипов;

4. дать определение стереотипа и этнического стереотипа как его
разновидности;

5. выявить структуру и содержание стереотипа;

6. выяснить причины появления стереотипов и основания типичных
этнических стереотипов;

7. определить формы языковой материализации этнических стереотипов,
основанных на различных антропологических характеристиках, прецедентных
именах, мотивированных природно-ландшафтными признаками, типичной
трудовой или хозяйственной деятельностью этноса, манерой одеваться,
уровнем интеллекта и образом жизни, поведением, гастрономическими
предпочтениями характеризуемого этноса и др.;

9. выявить наиболее продуктивные способы образования этнических
ярлыков;

10. дать социокультурную характеристику этническим ярлыкам,
имеющим хождение в американском социуме.

Методологической и теоретической базой исследования послужили
труды отечественных и зарубежных исследователей по этнопсихологии и
психологии: И.С. Кона, А.А. Налчаджяна, В.Г. Крысько, Т.Г. Стефаненко,
З.В. Сикевич, А.Н. Леонтьева, Ю.П. Платонова, П.Н. Шихирева, Д. Горовица,
Е. Бартминского, У. Липпманна, Д. Кемпбелла, Г. Тешфела, Р. Парка,
Дж. Хилл; этнолингвистике: Ю.В. Бромлея, В.В. Красных, Л.П. Крысина,
В.А. Масловой, Ю.Д. Апресяна, Ю.А. Сорокина, Ю.Е. Прохорова;

психолингвистике: А.А. Леонтьева, В.Г. Крысько; социальной психологии: Т. Шибутани, П.Н. Шихирева, О. Кляйнберга, К. Юнга, Д. Каца, К. Брейли; социологии: Г.С. Батыгина, Л.Г. Гусляковой, Г.У. Солдатовой; культурологии и

межкультурной коммуникации: В.А. Масловой, С.Г. Тер-Минасовой, СВ. Ивановой, 3.3. Чанышевой; проблемам стереотипизации: B.C. Агеева, А.К. Байбурина, СВ. Гладких, Е.А. Ивановой, С Фиске, Г. Бригама, Дж. Шахина; этническим отношениям: З.В. Сикевич, Г.У. Солдатовой, Ю.А. Сорокина, Д. Мацумото, А. Робака и др.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней:

а) проведено теоретическое обобщение существующих подходов к типологии стереотипов; б) обоснована научная целесообразность использования термина этнический ярлык; в) представлена типология этнических ярлыков, имеющих хождение в англоговорящем сообществе (США) и дана их социокультурная характеристика.

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы и результаты могут быть использованы для дальнейшего развития теории этнолингвистики и этнокультурологии, при разработке некоторых аспектов теории межкультурной (межэтнической) коммуникации. Результаты могут быть использованы при создании лекций и спецкурсов по культурологии и межкультурной коммуникации. Материалы работы могут найти применение в практике преподавания английского языка в вузе, а также помогут расширить языковую и культурологическую компетенцию студентов, познакомиться с особенностями менталитета представителей английского лингвокультурного сообщества.

Материалом исследования послужили ненормативные (сленговые и жаргонные) названия этносов и представителей этнических групп, отобранные методом сплошной выборки из ряда словарей сленга и ненормативной лексики, интернет-источников. Кроме того, источниками сведений об этнических стереотипах и этнических ярлыках явились этнографическая и этнологическая литература, труды по культурологии, мемуары и заметки путешественников, историческая и художественная литература, материалы СМИ.

Актуальность исследования определяется важностью изучения межэтнических отношений и этнопсихологических механизмов и процессов,

создающих стереотипы и получающих различные языковые воплощения, поскольку этнические ярлыки могут быть использованы против этносов для их дегуманизации и дискредитации. Иначе говоря, актуальность исследования определяется важностью изучения социо-культурного фона стереотипов и прагматического эффекта использования этнических ярлыков. Исследование этнических стереотипов имеет большое значение для составления полноценной картины этнического самосознания и межэтнических отношений, так как они являются исходной точкой в изучении этнопсихологических особенностей того или иного народа.

Очевидно, что изучение этнических стереотипов и ярлыков позволяет лучше узнать психологические особенности этноса, индивидуальные и социальные аспекты его культуры и т.д. В какой-то мере этнические стереотипы и этнические ярлыки являются ценным, пусть и не всегда достоверным, источником познания культуры этноса и его национального характера, постижения его менталитета.

Новизна предпринятого исследования состоит в комплексном и
многоаспектном представлении рассматриваемых проблем и решении
поставленных задач с опорой на данные не только чисто языковедческих и
близкородственных дисциплин - лингвистики, социолингвистики,
лингвокультурологии, но и ряда общественных и психологических дисциплин -
социальной психологии, этнопсихологии, истории, социологии, философии,
антропологии, этнологии, этнографии. Работа имеет

лингвокультурологическую направленность и характеризуется новым измерением, сочетающим лингвистический, социокультурный и культурологический аспекты. В ходе исследования выявлены ранее не отмеченные тенденции и закономерности стереотипизации.

Наиболее существенные результаты работы обобщены в следующих положениях, выносимых на защиту:

1. Этнические стереотипы и ярлыки - ценный источник познания культуры этноса и его национального характера и менталитета.

  1. Языковые следы этнических стереотипов можно обнаружить, прежде всего, в существующих этнических ярлыках, которые могут содержать яркую характеристику этноса, его ценностных ориентации.

  2. Арсенал стереотипов и стереотипных ярлыков не остается неизменным, а постоянно изменяется и пополняется.

  3. Исследование системы авто- и гетеростереотипов характеризуемых этносов позволяет раскрыть не только свойства стереотипизируемого этноса, но и особенности психического склада и культуры той нации, в языке которой они бытуют.

  4. Связь этнического стереотипа с действительностью зависит от знаний, от уровня и состояния межнациональных отношений, от формы существующего соседства.

  5. Этнические ярлыки являются наиболее распространенным средством выражения письменной и устной расистской речи, и их целью является задеть за живое и причинить боль (т.е. они выполняют функции дегуманизации и дискредитации). Хотя ярлыки обладают самой разнообразной эмоциональной окраской, чаще всего они имеют пейоративный оттенок.

  6. Этнические стереотипы и ярлыки являются неотъемлемой частью каждодневной жизни современных американцев, поддерживая расизм и дискриминацию, несмотря на широко пропагандируемую политическую корректность.

  7. В создании и распространении новых этнических стереотипов и этнических ярлыков большую роль играют СМИ, включая телевидение, а также киноиндустрия.

Апробация работы. Основные результаты диссертационного исследования были представлены в выступлениях на II международной научно-практической конференции «Проблемы лингвистики, методики обучения иностранным языкам и литературоведения в свете межкультурной коммуникации» (Уфа, 2009), международной научно-практической конференции «Этнос, общество, цивилизация: II Кузеевские чтения» (Уфа,

2009). По материалам исследования опубликовано 17 работ, в том числе в научном журнале «Известия РГПУ им. А.И.Герцена» № 12 (86) (Санкт-Петербург, 2008) и № 12 (90) (Санкт-Петербург, 2009), рекомендованном ВАК РФ:

  1. Горшунова Е.Ю. Этнические стереотипы, прозвища и ярлыки американских индейцев на основе антропологических характеристик // Известия РГПУ им. А.И.Герцена. - № 12 (90): Общественные и гуманитарные науки. - СПб, 2009. - С.135-137.

  2. Горшунова Е.Ю. Этнические стереотипы, прозвища и ярлыки относительно американских индейцев, эксплуатируемые американскими СМИ // Известия РГПУ им. А.И.Герцена. - № 12 (86): Общественные и гуманитарные науки. - СПб, 2008. - С. 199-202.

  3. Горшунова Е.Ю. Этнические стереотипы о россиянах, бытующие в США, и их языковая реализация // Этнос, общество, цивилизация: II Кузеевские чтения: Материалы международной научно-практической конференции / Под ред. А.Б. Юнусовой. - Уфа, 2009. - С.300-301.

  4. Горшунова Е.Ю. Этнические стереотипы латиноамериканцев и их языковая фиксация // Проблемы лингвистики, методики обучения иностранным языкам и литературоведения в свете межкультурной коммуникации: Материалы II Международной научно-практической конференции. Часть I: Лингвистика и литературоведение. - Уфа: БГПУ, 2009. - С.91-96.

  5. Горшунова Е.Ю. Этнические стереотипы об арабах в американской поп-культуре и СМИ и их языковая реализация // Молодежь и наука: реальность и будущее: Материалы II Международной научно-практической конференции. - Том IV: Филологические науки. - Невинномысск: НИЭУП, 2009.-С. 102-104.

  6. Горшунова Е.Ю. Этнические стереотипы об арабах как террористах в американской киноиндустрии и СМИ и их языковая фиксация в речи американцев // Наука в школе и вузе: Материалы научной конференции аспирантов и студентов. Часть II. - Бирск: БирГСПА, 2009. - С. 101-103.

  1. Горшунова Е.Ю. Языковая фиксация этнических стереотипов, связанных с проникновением в США латиноамериканцев // Язык и литература в поликультурном пространстве. - Бирск: БирГСПА, 2009. -Вып.5. - С.232-236.

  2. Горшунова Е.Ю. Американские индейцы как объект этнической стереотипизации // Структурно-семантические, когнитивные, прагматические и другие аспекты исследования единиц разных уровней. Современные проблемы лингводидактики: Межвузовский сборник научных статей. - Бирск: БирГСПА, 2008.-Вып.4.-С.48-50.

  3. Горшунова Е.Ю. Этнические стереотипы и ярлыки по отношению к чернокожему населению // Структурно-семантические, когнитивные, прагматические и другие аспекты исследования единиц разных уровней. Современные проблемы лингводидактики: Межвузовский сборник научных статей. - Бирск: БирГСПА, 2007. - Вып.З. - С.38-48.

  4. Горшунова Е.Ю. Этнические стереотипы, эксплуатируемые американским кино и телевидением // Наука в школе в вузе: Материалы научной конференции аспирантов и студентов. - Бирск: БирГСПА, 2007. -С.312-316.

  5. Горшунова Е.Ю. Этнические прозвища, мотивированные типичной трудовой или хозяйственной деятельностью этноса // Материалы II региональной студенческой научно-практической конференции «Первые шаги в науку III тысячелетия». - Нефтекамск: РИО БашГУ, 2006. - С. 160-161.

  6. Горшунова Е.Ю. (в соавт.). Этнические стереотипы и ярлыки, мотивированные цветом кожи // Актуальные проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков: Материалы международной конференции. - Новосибирск: НГПУ, 2006. - С.32-38.

  7. Горшунова Е.Ю. (в соавт.). Этнические прозвища, мотивированные природно-ландшафтными и природно-климатическими признаками // Наука в школе и вузе: Материалы научной конференции аспирантов и студентов. -Бирск: БирГСПА, 2006 - С. 131-133.

  1. Горшунова Е.Ю. (в соавт.). Стереотипные представления об ирландцах и их языковая материализация // Язык и литература в поликультурном пространстве: Материалы научной конференции. — Бирск: БирГСПА, 2006. - Вып.З. - С.355-357.

  2. Горшунова Е.Ю. (в соавт.). Гастрономические символы наций и народов, лежащие в основе национальных и этнических прозвищ // Язык и литература в поликультурном пространстве. - Бирск: БирГСПА, 2005. - Вып.2. -С.408-410.

  3. Горшунова Е.Ю. (в соавт.). Англоязычные этнические и расовые прозвища в свете «политкорректности» // Совр. проблемы языкового образования: Метод, и филол. аспекты // I Всеросс. студ. науч-практ. конф. -Н.Тагил, 2005. - Ч.П.- С.46-49.

  4. Горшунова Е.Ю. (в соавт.). Англоязычные этнические и расовые прозвища и толерантность речевого поведения // Структурно-семантические, когнитивные, прагматические и другие аспекты исследования единиц разных уровней. Современные проблемы лингводидактики. - Бирск, 2004. - С. 22-37.

Структура работы определяется целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, каждая из которых включает несколько разделов, заключения, библиографического списка и приложения. Последовательность расположения глав обусловлена логикой проводимого исследования и поставленными задачами.

Существующие подходы и трактовки стереотипа. Стереотип как социальное явление

Вопрос о стереотипе достаточно сложен, так как сам феномен «стереотип» рассматривается с разных точек зрения. О стереотипе писали и пишут исследователи, работающие в самых разных областях знания: психологи (И.С. Кон, П.Н. Шихирев, Ю.П. Платонов, А.Н. Леоньтев, B.C. Агеев, З.В. Сикевич, У. Липпманн, Г. Тешфел, Т. Шибутани, Д. Горовиц, Д. Кемпбелл, Р. Парк, О. Клайнберг, К. Юнг), социологи (Г.С. Батыгин, Л.Г. Гуслякова, Г.У. Солдатова, У. Дюбуа, Г. Оллпорт, Р. Таджури, У. Олбиг, Дж. Довидио, Б. Муллен, Дж. Смит, С. Мендес, Д. Альверио, М. Хардт, А. Негри), этнографы (А.К. Байбурин, Ю.В. Бромлей, М.Ф. Нестурх, С.А. Токарев), лингвисты (В.А. Маслова, Ю.Д. Апресян, Ю.А. Сорокин, Ю.Е. Прохоров, А.К. Байбурин, Н. Элиасоф), культурологи и специалисты по межкультурной коммуникации (В.В. Красных, В.А. Маслова, С.Г. Тер-Минасова, СВ. Иванова, 3.3. Чанышева, Д. Шиплер, Дж. Понтеротто, П. Педерсен, М. Джервис, Дж. Рассел, Р. Фернандез, А. Хан, Дж. Хсу, Б. Уонсинк, М. Хакаби), этнопсихолингвисты (Е. Бартминский, В.В. Красных), этнопсихологи (В.Г. Крысько, А.А. Налчаджян, Т.Г. Стефаненко, Д. Мацумото, Дж. Хилл, А. Эдварде, М. Матсуда, К. Ким, Дж. Шахин, С. Саймон, У. Дорман), философы (Д.С. Лихачев, Е.А. Иванова, СВ. Гладких, Р.В. Базиков, М. Вебер), историки (З.Ж. Гакаев, Р. Абрахаме, Г. Тиллетт, Дж. Теббел, К. Дженнисон, А. Кросби, Д. Станнард).

Значительный вклад в разработку теории стереотипа внесли такие отечественные исследователи, как Ю.Д. Апресян, А.К. Байбурин, И.С. Кон, В.В. Красных, Ю.Е. Прохоров, В.А. Рыжков, Ю.А. Сорокин, В.А. Маслова, Ю.П. Платонов, Т.Г. Стефаненко, А.А. Налчаджян и такие зарубежные исследователи, как Е. Бартминский, Г. Тешфел, Т. Шибутани, У. Липпман и др. Научное исследование стереотипов имеет более чем столетнюю историю: одна из первых работ, содержащая их описание, была опубликована выдающимся американским историком и социологом Уильямом Дюбуа в 1899 г. В его книге «Филадельфийский негр» приводятся элементы социального восприятия негров и белых представителями обеих данных групп [Гакаев 2003: 17]. Изначальное значение термина «стереотип» наглядно раскрывается в греческих корнях слова: «stereos» - твердый и «typos» - отпечаток. Как пишет Шэрон МакДональд, «термин стереотип видимо пришел из печатной индустрии, где так обозначали металлическую пластину, которую можно было использовать снова и снова для тысяч отпечатков» [Inside European Identities 1997: 220].

Считается, что впервые понятие «стереотип» ввел в науку американский журналист, психолог, социолог, советник многих президентов США - от Т. Рузвельта до Л. Джонсона, признанный творец современной истории стереотипа Уолтер Липпманн. В 1922 г. в книге «Общественное мнение» он использовал термин социальный стереотип, определив его как упорядоченную, схематичную, детерминированную культурой «картинку мира» в голове человека, которая экономит его усилия при восприятии сложных объектов мира («People trust pictures in their heads») [Lippmann 1954: 4]. Он объяснял функционирование стереотипа через анализ социально-психологических аспектов деятельности людей и рассматривал стереотип в системе тех факторов, которые вызывают его появление и детерминируют его функционирование.

При таком понимании стереотипа выделяются две его важные черты — 1) детерминированность культурой и 2) быть средством экономии трудовых усилий и, соответственно, языковых средств. Если алгоритмы решения математических задач экономят мышление человека, то стереотипы «экономят» саму личность [Коломинский 1972].

И хотя У. Липпманн не был первооткрывателем явления стереотипа, ведь оно было известно и до него, его заслуга состоит в том, что он обратил на это явление особое внимание, а также дал ему определение, которое стали потом повторять из-за его точности и использовать в качестве научного термина.

Уточнив определение, данное У. Липпманном, Анри Пьерон определил стереотип как готовое мнение, которое, наподобие клише, относится к членам определенной человеческой общности [Pieron 1951].

Стереотип возникает на основе восприятия, не связанного с прямым опытом - нам говорят о мире до того, как мы его увидим. Совершенно очевидно, что мы представляем себе многие вещи до того, как познаем их на опыте. «В огромном, цветущем, жужжащем беспорядке внешнего мира мы выделяем то, что наша культура уже классифицировала для нас, и мы намереваемся принять то, что мы выделяем в форме стереотипа, определенного нашей культурой» [Allport 1958: 55].

Термин стереотип можно встретить в самых различных контекстах,: где он имеет следующие (наиболее часто употребляемые) значения: стандарт восприятия и поведения, образ человека, антропостереотип, этнический предрассудок, идеологическое клише, социальный символ, формула эмоций и др. [Иванова 2000: 30];

На обилие определений стереотипа значительно повлияло многообразие подходов при изучении данной проблемы, разнообразие методологических установок, присущих западной философии. В связи с этим Джошуа Фишман отмечает, что при всех различиях в понимании, термин стереотип в каждом конкретном случае более или менее адекватно выполняет свою функцию описания и определения того или иного аспекта соответствующего объекта [Fishman 1956: 33].

Следует отметить, что в первой половине XX века изучением стереотипов занимались в основном западные, особенно американские, ученые . (G.W. Allport, W. Albig, A.L.Edwards), которые рассматривали стереотип в целом как отрицательное, но неизбежное явление социальной практики. Однако уже в 60-е годы XX века и в отечественной науке поднимается проблема социальных стереотипов (в работах И.С. Кона, Г.М. Кондратенко, В.АІ Ядова).

При этом, в отличие от точки зрения западных коллег, отечественные ученые старались найти определенные позитивные качества социальных стереотипов, не концентрируясь на однозначно негативной их оценке. С другой стороны, наши ученые (здесь следует отметить работы B.C. Агеева, Г.У. Кцоевой (Солдатовой), В.Ф. Петренко, П.Н. Шихирева) продолжили сложившуюся на Западе традицию ориентации на изучение так называемых «антропостереотипов» (гендерных, профессиональных, политических, но, прежде всего, этнических). Рассмотрим основные точки зрения на понятие стереотип и сравним определения данного феномена.

Традиционным, общепринятым является определение, данное в энциклопедическом словаре: «Стереотип - стандартизированный, схематизированный, упрощенный, обычно эмоционально окрашенный образ какого-либо объекта (явления, процесса), обладающий значительной устойчивостью, но фиксирующий некоторые, иногда несущественные, его черты» [Политология: Энциклопедический словарь 1993: 364]. В этом определении отражены такие существенные черты стереотипа, как его стандартизированность, схематизированность, упрощенность, эмоциональная окрашенность, устойчивость и возможная неточность (ошибочность).

Этнический стереотип как объект исследования зарубежных и отечественных исследователей. Линии исследования этнических стереотипов

В начале 1930-х гг. XX в. американские психологи и социологи исследовали стереотип прежде всего как этнический феномен, и до сих пор этнические стереотипы рассматриваются ими как разновидность социальных стереотипов [Inside European Identities 1997: 222]. Интерес именно к этническим стереотипам связан с их отчетливостью, рельефностью, яркостью, практической значимостью и актуальностью. Первые работы в рамках данной тематики принадлежат Дэниелу Кацу и Кеннету Брейли [Katz, Braly 1935], Эмори Богардусу [Bogardus 1950]. Изучение этнических стереотипов является актуальной темой отечественных и зарубежных ученых в области этнопсихологии, этносоциологии и этнографии, поэтому неудивительно, что существует большое количество подходов и методов их исследования. Тема этничности и этнической идентичности стала разрабатываться в нашей стране в 70-80-е годы XX века B.C. Агеевым, А.О. Бороноевым, Л.М. Дробижевой, А.Г. Здравомысловым, Г.И. Старовойтовой, В.А. Ядовым и др. В это же время при разработке теории этноса и теории этнического самосознания этнические стереотипы в рамках этнографической науки были рассмотрены в трудах Ю.В.Бромлея и Б.Ф. Поршнева. В работах И.С. Кона, В.П. Левкович, Н.Г. Панковой, П.Н. Шихирева дана критика теоретических и методологических основ зарубежных исследований этнических стереотипов. В области этнических стереотипов проводили исследования Гордон Оллпорт, Теодор Адорно, Гарри Триандис, Генри Тешфел, Аллен Эдварде, Тамотсу Шибутани, Тён А.Ван Дейк, Л.Н. Гумилев, В.А. Рыжков, А.К. Байбурин, Ю.П. Прохоров, СВ. Лурье, Ю.П. Платонов и другие ученые самых разных направлений. В данном направлении продолжают работать Н.М. Лебедева, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко, А.А. Налчаджян и др. Значительный вклад в изучение этноса и этнического самосознания внесли Макс Вебер, Л.Н. Гумилев, Ю.В. Бромлей, В.И. Козлов, С.А. Токарев и др. Специфика этнических авто- и гетеростереотипов интересует Ю.В. Арутюняна, Л.М. Дробижеву, А.А. Сусоколова и др. Проблемами этнических стереотипов и установок занимаются Г.М. Андреева, В.П. Левкович, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко. Исследования данных авторов посвящены процессам восприятия различных народов, сходству и различиям этнических картин мира, определению места этнической идентичности в системе межэтнических отношений.

Проблема изучения этнических стереотипов по сей день привлекает внимание исследователей в силу своей огромной практической значимости в регуляции непосредственного взаимодействия между представителями различных рас и этносов.

Что касается линий исследования этнических стереотипов, следует упомянуть ставший классическим и до наших дней не потерявший своего значения проект американцев Д. Каца и К. Брейли, которые в начале 30-х годов XX в. изучали расовые и этнические стереотипы студентов Принстонского университета при помощи анкетирования и методики «приписывания качеств». Исследователи обнаружили высокую степень согласия в приписывании некоторых черт десяти этническим группам (белым американцам, афроамериканцам (неграм), англичанам, ирландцам, немцам, итальянцам, евреям, китайцам, японцам, туркам): например, 84% испытуемых считали, что афроамериканцы (негры) суеверны, 78% - что немцы способны к наукам и т.п. [Katz, Braly 1935]. Методика «приписывания качеств» получила необыкновенно широкое распространение в США, Европе и странах «третьего мира» - Ливане, Пакистане, Филиппинах и т.д.

Еще одна линия исследования стереотипов - анализ представлений об этнических группах в литературе, искусстве и СМИ. Начиная с 40-х гг. XX в. анализу подвергались американская журнальная публицистика, немецкие кинофильмы, странички юмора во французских журналах, карикатуры в журнале «Нью-Иоркер», газетные комиксы и многое другое. В последнее время особое внимание уделяется изображению представителей разных культур и этносов на телевидении, например в телефильмах, идущих в «прайм-тайм» [Аронсон 1998]. Подобная научная ориентация, объединяющая психологов, литературоведов, историков, получила специальное наименование имагология. Однако до сих пор не решена одна из самых существенных проблем, встающих перед этим направлением: насколько адекватно художественная литература, публицистика, различные виды искусства отражают стереотипы, существующие в головах людей.

Поскольку этнические стереотипы изучаются в этнопсихологии, этносоциологии, этнографии и ряде других наук, существует множество неоднозначных определений этнического стереотипа с психологических, социальных, гуманитарных и естественно научных позиций.

Л.Н. Гумилев, давая определение стереотипа с позиции естественных наук, отмечает, что в аспекте гуманитарных наук этнический стереотип известен как традиция и модификация социальных взаимоотношений, а в плане естественных наук данное явление трактуется как стереотип поведения, варьирующий в локальных зонах и внутривидовых популяциях. Л.Н. Гумилев относит к этническим стереотипам исключительно стандартизированные формы поведения определенной этнической общности, такие как ритуалы, обычаи, обряды и считает, что сила этнического стереотипа поведения огромна потому, что члены этноса воспринимают его как единственно достойный, а все прочие - как «дикость». Именно поэтому, согласно точке зрения Л.Н. Гумилева, европейские колонизаторы считали индейцев, африканцев и даже русских дикарями, хотя те с таким же правом могли сказать это об англичанах [Гумилев 2005]. Сказанное позволяет нам расценить этнический стереотип в концепции Л.Н. Гумилева, как фактически этнокультурный феномен, и охарактеризовать подход исследователя, как культурологический подход.

Ю.В. Бромлей, давая определение этнического стереотипа в контексте понятия обыденного сознания, акцентирует внимание на том, что обыденное сознание обладает этнической спецификой: «Это, прежде всего, относится к так называемым «значениям» - стереотипам, фиксирующим типичные для членов этноса «понятия», «знания», «умения», «нормы поведения». Представляя «пограничную» зону общественного сознания (на его обыденном уровне) и бытовой культуры, эти стереотипы выполняют важную функцию в воссоздании характерных для каждого этноса свойств» [Бромлей 1983: 71].

Этнический ярлык и разграничение смежных понятий

Как отечественные, так и зарубежные лингвисты не выделяют этнические ярлыки в отдельную категорию и не дают точного определения этому явлению. Часто лингвисты либо рассматривают этнические ярлыки в рамках их принадлежности к групповым обозначениям людей или этнонимам, либо просто выявляют их типы и социолингвистические функции, не давая обоснованного определения.

Кроме того, в зарубежной лингвистике не проводится четкого разграничения между понятиями «этнический ярлык» - ethnic label [Kirkland, Greenberg, Pyszczynski 1987; Oboler 1995; Simon, Greenberg 1996; Hill 2008], «этнический эпитет» - ethnic epithet [Motley, Craig-Henderson 2007; Hill 2008], и «этническое оскорбление» - ethnic /racial slur [Smythe, Seidman 1957; Allen 1983; Stereotypes and Stereotyping 1996; Hill 2008].

Более того, в западной социолингвистике, психологии и социологии для обозначения этнических ярлыков встречаются термины «этнофолизм» -ethnophaulism [Palmore 1962], [Roback 1979], [Pankiw, Bienvenue 1990], [Mullen 1993, 1995], [Rose 2005], [Mullen, Rozell, Johnson 2001], [Social Psychology of Inclusion and Exclusion 2004], «эктроним» - ecthronym [Ericson 1939] и achthronym [Mencken 1984].

Все эти термины, по сути, описывают одно и то же явление: бытующее в англо-говорящем сообществе обидное утверждение (как правило, голословное) о чертах или характеристиках какой-либо этнической группы; оскорбительный намек, сделанный в непочтительной, презрительной манере. Кажется, отсутствие единого терминологического понятия совсем не смущает западных ученых. Например, в последнем фундаментальном исследовании по социологии «On The Nature of Prejudice: Fifty Years after Allport» под редакцией Джона Довидио, над которым трудилась группа из 44 авторов, термины antilocutions, ethnonyms, ethnophaulisms, hate speech, ethnic slurs употребляются в значении «этнический ярлык» [On the Nature of Prejudice 2005]. Что касается отечественной лингвистики, то в ней для обозначения этнического ярлыка встречается частично синонимичный с ним термин этническое прозвище [Ляшенко 2002]. В своей работе мы будем использовать терминологическое обозначение «этнический ярлык», так как считаем его наиболее адекватным аналогом английских терминов ethnic /racial slur и ethnic label, которые в настоящий момент встречаются в зарубежных лингвистических и социологических трудах гораздо чаще, чем другие термины. Для подтверждения своей точки зрения проанализируем определения терминов label и slur, взятых из толковых словарей современного английского языка, и терминов ярлык и прозвище, взятых из толковых словарей современного русского языка. «Label»: 1) a word or phrase which is used to describe a person, group, or thing, but which is unfair or not correct (Longman Dictionary of Contemporary English 5th Edition 2009); 2) a word or a phrase which is used to describe the characteristics or qualities of people, activities or things, often in a way that is unfair (Cambridge Advanced Learner s Dictionary 2005). На наш взгляд, это наиболее полные и адекватные определения, которые указывают на то, что ярлык несправедливо или неправильно описывает (качества) человека, группы людей или их действия/ поступки, а так же предметы (вещи). 3) a descriptive word or phrase applied to a person, group, theory, etc. as a convenient generalized classification (www.yourdictionary.com). Определение указывает на описателъностъ ярлыка и его свойства обобщать и классифицировать. 4) a descriptive or identifying word or phrase (Merriam-Webster s Dictionary and Thesaurus 2009); 5) a brief description given for purposes of identification fwww.wordnet.princeton.edu/). В двух последних определениях акцент делается на описателъностъ ярлыка с целью отождествления кого-либо, чего-либо. Обобщая определения, отметим, что «label» служит для описания реальных или вымышленных качеств человека/группы, имеет обобщающий характер и часто навязывается несправедливо. «Slur»: 1) a critical remark about someone which is likely to have a harmful effect on their reputation (Cambridge Advanced Learner s Dictionary 2005) 2) any remark or action that harms or is meant to harm someone s reputation; aspersion, stigma, etc. fwww.yourdictionary.com). Данные определения акцентируют внимание на критичности замечания и его пагубных последствиях для репутации «жертвы». 3) an unfair criticism that is intended to make people dislike someone or something (Longman Dictionary of Contemporary English 5th Edition 2009). -Определение указывает на несправедливую критику, направленную на создание у людей отрицательного отношения к кому-либо, чему-либо (что в результате может быть пагубным для объекта критики). 4) an insulting or disparaging remark or innuendo, aspersion (Merriam Webster s Dictionary and Thesaurus 2009); 5) a slighting remark; aspersion (Collins Paperback Dictionary 2009). Данные определения акцентируют внимание на сопровождающие ярлык пренебрежительность, оскорбительность, принижение роли достоинства или значимости и клевету. Обобщая определения, отметим, что понятие «slur» указывает на пренебрежительную, несправедливую критику или даже клевету, пагубных для репутации, направленных на создание у людей отрицательного отношения к кому-либо/ чему-либо.

Социальное неравенство и дискриминация как причина существования этнических стереотипов и ярлыков в США

Многие исследователи сходятся во мнении, что хотя так называемый «белый расизм» {white racism) воспринимается большинством белых американцев как пережиток прошлого, говорить об отсутствии расизма и дискриминации в Америке, тем не менее, пока рано. Нельзя забывать, что Америка пережила почти 250 лет рабства, более 100 лет «белого терроризма» и доминирования идей Джима Кроу, основанных на законах о расовой сегрегации, 300 лет геноцидной войны против коренного населения, погромы против выходцев из стран Латинской Америки и Азии, которые продолжаются и сейчас [Schaeffer 2007].

Серьезная расовая дискриминация в значительной степени присутствует в таких областях жизни США, как судебная, медицинская, сфера трудоустройства и др. Об этом сообщается в опубликованном 8 марта 2007 г. Пресс-канцелярией Госсовета КНР Докладе о правах человека в США за 2006 г. Со ссылкой на данные статистики, в Докладе указывается на высокий уровень преступности в США, и отмечается, что совершившие преступления чернокожие и представители других этнических меньшинств подвергаются в США более серьезным наказаниям, чем белые, а количество заключенных чернокожих в США в 6,6 раза больше, чем белых.

В Докладе говорится о том, что после террористических актов в США 11 сентября 2001 г. более 70 человек были задержаны в качестве важных свидетелей вне условий обычной правовой процедуры, большинство из них -мусульмане. По данным, опубликованным Министерством труда США 8 декабря 2006 г., в ноябре 2005 г. уровень безработицы среди чернокожих в США достиг 8,6%, а подобный показатель среди белых составил лишь 3,9%. В адрес Американского комитета равноправного трудоустройства еженедельно поступают свыше 500 жалоб о расовой дискриминации. Статистика Бюро переписи США показывает, что общий объем доходов афроамериканских семей составляет одну десятую совокупного дохода белых семей, а их социальное обеспечение составляет лишь три четверти величины обеспечения их белых сограждан. В 2004 г. уровень бедности среди афро- и латиноамериканцев составил 24,7 и 21,9%, соответственно, а уровень бедности среди белых - 8,6%. Среднегодовые семейные доходы белых достигают $50622, чернокожих - $30940. В Докладе отмечена тенденция увеличения разрыва между белыми и представителями этнических меньшинств в США в области образования: в 2005 году как минимум 30% взрослых белых получили степень бакалавра, а подобные показатели среди взрослых чернокожих и американцев латинского происхождения составляли соответственно 17 и 12%. Кроме того, ежегодно в США более 80 тыс. афроамериканцев погибают из-за отсутствия медицинского страхования. Ссылаясь на итоги совместного обследования компании Си-Эн-Эн и одного из американских исследовательских центров, материал Пресс-канцелярии сообщает, что 84% чернокожих и 66% белых в США называют расизм серьезной проблемой в стране [www.russian.people.com]. Показательным является и тот факт, что практически все ключевые государственные посты, начиная с гражданской войны, занимают белокожие американцы [Hill 2008]. На этом фоне бывшие Государственные Секретари США — афроамериканцы Колин Пауэлл и Кондолиза Райе воспринимались как исключение. Возможно, ситуация изменится в связи с приходом в Белый дом нового президента - чернокожего Барака Обамы, с которым в США связывают большие надежды. А так как поток иммигрантов в США со всего света растет с каждым годом, то проблема межэтнических отношений и этнической толерантности является как никогда актуальной. Негативное отношение к разным этносам в Америке проявляется и закрепляется при помощи этнических стереотипов, которые формируют значительную часть представлений о других народах. Американский исследователь Роджер Абрахаме считает, что «Выработать стереотип — значит приписать другой группе такие особенности, которые в нашей группе, нашей оценке ценностей означают совершенно противоположное. Это означает, что стереотип дает возможность сделать акцент на своих собственных достоинствах, представив их в виде недостатков, присущих другим» [Abrahams 1976:2]. Грегори Тиллетт отмечает, что предубеждение по отношению к иммигрантам, как правило, базируется на двух разных стереотипах. В период экономического спада население воспринимает пришельцев как захватчиков, отбирающих у местных жителей рабочие места. В период экономического подъема акцент смещается: местные жители обращают внимание прежде всего на обычаи мигрантов, которые противоречат местным традициям. На каком бы стереотипе не основывалась неприязнь, она приводит к тому, что установить доверительные и продуктивные отношения с презираемыми группами населения не представляется возможным [Tillett 1999]. Наиболее сложно бороться со стереотипами, наблюдаемыми в отношениях между двумя этническими группами, имеющими давнюю историю конфликтов друг с другом [Власть стереотипов 2005]. Именно поэтому в американском сообществе бытует масса крайне негативных стереотипов и ярлыков по отношению к чернокожим, латиносам, индейцам, азиатам. Новой тенденцией является распространение негативных стереотипов по отношению к арабам: антиарабские настроения особенно сильны на рубеже XX и XXI веков. Значительное количество негативных стереотипов и ярлыков создается и распространяется СМИ, от которых напрямую зависит политическая жизнь современной Америки. Государство практически полностью контролирует деятельность СМИ, манипулирующих общественным сознанием и формирующих взгляды, политическую культуру и сознание общества. Как доказывают американские социологи Эверетт Дэннис и Джон Мэррил, манипулирование осуществляется с помощью методов подсознательного стимулирования, когда отношение аудитории к тем или иным явлениям окружающей среды формируется с помощью стандартизованных упрощенных представлений (стереотипов, мифов, слухов, имиджей). Они внедряются в поток «организованных» новостей и автоматически вызывают в массовом сознании определенную реакцию на конкретное событие. В процессе убеждения СМИ стремятся создать прочное, устойчивое отношение к данному явлению, не только формируя убеждения и привычки, но и побуждая к действию [Dennis, Merrill 2005].