Введение к работе
Актуэлытость те?гн. Диссертация посвящена одной из мало разра-' ботаиных проблем таджикской фолыслористнки,. которую в даніюм случае представляет место устной поэзии на свадебном обряде таджиков Бухары. Исследование проводилось в контексте с анализом, народных ритуалов и обычаев, ибо они как две стороны одной медали друг от друга неотделимы.
Сбор и изучение фольклорные произведений и этнографических данных, относящихся к спадебному. обряду одного из центров таджикской цивилизации .— Бухары и райоиоз её подчинения, имеют большое научное и практическое значение. Оно. вызвано тем, что всестороннее изучение культуры, языка, литературы, истории, а также мышления таджикского народа- немыслимо без исследования устного народного репертуара, национальных традиций я обрядоп в комплексе. Народ как ікнвая истерия донес до, нашего времени из гека -з век устное наследие предкез и предшествешпіког. Нынешнее же поколение таджиков Бухары помнит наизусть многие образцы устной поэзии. Их своевременная. запись, публикация и изучешг на научной основе имеет ке только большое нравственно — эстетическое значение, но и позволит обогатить сади знания новыми сведениями об истории распространения произведений фольклора и письменной литературы, о взаимоотношениях культур таджикского и узбекского народов и других проблем. Благодаря им можно глубже постичь природу взаимоотношений фольклора, литературы и истории, а также этнографии, историографии и других наук.
Актуальность темы заключается сшё и в том, что в устной поэзии, посвященной свадебным обрядам, нашли свое отражение национальные традиции, религиозные убеждения и верования, правила и предписания прошлых времен. Сбор я классификация произведений устного народного творчества не тертшт отлагательства ещё и лотому.-что часть из них со временем "уходит со сцены", а другая — видоизменяется под влиянием научно—технического прогресса, нового уровня развития в целом.
"Цели и задачи исследования продиктованы тем, что в основу диссертации легли многочисленные, тексты, записанные автором в Бухаре и е? окрестнеи.тях за'последние 6-7 лет, магнитофонное, записи, выполненные им же во время экспедиций. Изучение и классификация этих материалов в тематическом и содержательном плацах, исследование
общей струкг/ры отик произведений и процесс их "применения" на свадьбах и является нашей главной целью. В этом аспекте больше всего наше внимание привлекли "суруды" ("народные песни"), "мухаммасы" (бука, "пятистишия", на самом деле—народные "дубайти" и "рубай") и в особенности обрядовая песня "Саломнома" (народная песня-приветствие). Изучение этнографических особенностей свадебных обрядов, исследование свадебных песен, "мухаммасов" и, главным образом, идейно-художественный анализ песен цикла "Саломнома", каждая из которых имеет глубокий след в духиЕной жизни бухарцев, составляют другой аспект наших задач.
Методрлопгуескнд основы работу. Автор в своей работе руководствовался сраанительно-исчорическими методами. Основополагающим подспорьем послужили при этом достижения современной фольклорпс-тики, агиографии и литературоведения, в частносг*. методологические псионы, разработанные такими учеными, как В. Г. Белинский, Н. А. Фридрих. Н. Ханыков, Н. А. Кисляков. К. В. Чистов, В. П. Аникин, К). Г. Круглой, М. С. Андреев, С. Г. Лазутин, О. А. Сухарева, А. 3. Роченфельд, Л. Ф. Моногарова, Н. Маъсуми, Р. Амоков, М. Шукуров, В. Аорори, Б. Шепмухаммедов, Б. Тилавов, Н. Нурджанов, С- Табаров, И. Мухкдцинов и др.
раучная новизна работы заключается в том, что о свэдебйых обрядах таджиков Бухары и использование з них произведений устного на-родного творчестза отдельное исследование, тем более на основа соб-ранних самим автором материалов во время экспедиций, создаётся впервые. Обращение к магнитофонным записям текстов с иаюлн.-лнт скячителей этого рода фольклорных произведении, привлек;::;;і:: к і;;:-лїкггр'їцни тезисов изображений свадебных обрядов, прнзвдн;,: придать исследован кк> євій большую свежесть и новизну.
Практ;і!ат]кЛ71^ша:щкСіШО;с.сД!ЬКйВШ.иіа. Результаты '/.::;:.'"-дон.-іі-.і!Л могут бїиті. использованы при написании обобщающих трут/;:і гк: :>т;;с-гр:п|іііп, филыслору, литературе и историк' таджикского .".;! і::;і. О <:л могут быть ипиіл' .:ог..:інл при чтении курсив по фолы:лирл" н .чг^огра-фн.і, < c):viai!i!:. сиеівсуреов. По іііг-і у<-:-„М'} ічк.т:!і!і;ть специ.;. ,;п;;: іі:к'-гр.чммы для tirp'VUi'i і!о радио и .itf\
ЇІссл'.-доііанп': приємне ;!!:п:т;йс:тьп:;ат<- utniapy:;u,;::::-j г:г-. .;:::r.:z. :::.-KottoM'.'pnocTVi, рааг.итпл устной помчи;; и ей см-.іл" с !;;u..c.;;.;i.::.;:: ;-,*-.;i.,-:;. ми и традициями, r.ycrr.roiv.f. ионрм-'оа сіїнк-ліі устн'н а.['":.::':uh.. :".'".-
мєплоі: югнжной поззпн :і классическом литературы. Оно представляет несомненней интерес н длл те;:, етт> zvmr изучением взаимоенлзеіі. фолыслорп народов региона, осо5ез?:е уз&зкехого и таджикского устного народного репертуара.
Дч^гйпянп работ?*. Работа тплтюлпе;::- и пбсу::;депа в лаборатории археологии, этнограф!?:? и фольклора Таджикистана Тадяшского госуни-керситста. Она прошлз сс'суждг:;:,';? в отделэ фольклора Института язы-1 п лптгрлтуры им. Рудг.ки (&w,s МЯЛ им. Гудаки) />Н Республики Таджикистан (25 икігя 1D!?S г., ярггекол Х?4> її секции литгратурозедс-ітлл этого ]іпсглт,т.\ (31 янззря ^097 г.г протокол >'з1) и рекомендо-,слт?а к 22щ;ггс. По теме дпесертлцг:! zytOyCM г.рочи:гь! научные докл;»-д*.? в изучпо-теоргти'гескях ::с-:;ф2релцг!»х профяссорско-преподава-тел?.-ского госта па Бухарского п Таджикского гссупмгергнтетои (гг. Бу-ячрд и Душанбе, !ЗЬ!5з5 гг.), опубликовано 5 статей ч периодической печати.
Г<1Г^!Ш1'а^?.'с''?Л1^."і!!'і1. Диссертация состоит г,з введення, тре:: глаз, :п:;:пг":::'т;п, ^-кбл^трафн:! н р^сужез, приложенных к ней. Вместе с 7?,х:рл::2!т п <'".6п:птрЩк .-"' ейгдкй сбгем диссертации состав- -л г. от ИС| страницы.