Введение к работе
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ: Историческая песня /далее - ЯП/ является одним из крупных жанров уйгурского фольклора. В уйгурской фольклористике существуют два термина для обозначения жанра пасни: "нахза" /для обозначения текста с мелодией, т.е. текста, положенного на мелодию/ и "кріпак,"/текст без мелодии, т.е. стихотворение/. ИП принято называть "тарихнй к,олак".
Истоки народных ІШ уйгуров уходят в древность. Самая раняя из них, согласно исследованиям 'Гургуна Алмаса, относятся к Y в. до н.э. Это дошедшее до нас четверостишие . Дальнейаее фиксирование ИЛ обнаруживается в сочинении известного тюрколога Махмуда Кашгарии "Дивану лугвтит турк" /XI в./. Но наибольшее развитие жанр ИП получил в более позднее время.
ИЛ представляют большой интерес не только для исследователей фольклора, но и в определенной степени для историков: содержащиеся в них сведения могут быть привлечены историками в качестве дополнительных характеристик исторических реалий.
Собирание и публикация уйгурских ИП были начаты такими видными востоковедами как В.В.Радлов, Н.Н.Пантусов, СЕ.Налов. Целенаправленное собирание и публикация уйгурского фольклора, в частности и ИП началось с 20-30-х гг. нашего столетия, в последнее время осуществлена значительная публикаторская работа у нас в республике, а также в СУАР КНР. ИП были включены во все сборники песен, составленные Л.Ансари и А.Худайкуловым /"Уйгурская народная литература",1925/, С.Шакирж'Шовым /'Уйгурская народная литература",1936/, К.Хасановым и А.Шамизвой /"Уйгурская народная литература",1949/, Х.Искандаровым и Ж.Мусаевым /"Уйгурские народные песни", 1963/, А.Алахуновым /"Уйгурские народные песни", Ї7 Тургун Алмас. Уйгуры. Т.І. Алма-Ата. 1992. С.167.
- 4 -I97V, О.Джамалдиновым /"Уйгурские народные песни", 1988/. Выпущено два сборника ИП: "Садир Ханрук", "Уйгурские народные исторические песни"1. Изучение уйгурских ИП до сих пор ограничивалось сбором и изданием текстов песен, которые еще не становились объектом специального исследования. Неразработанность проблем ИП уйгуров наряду со значимостью их изучения для фольклористики определяют актуальность темы диссертационной работы.
, ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ диссертации послужили исследования ведущих.литературоведов по истории и теории фольклора, а также исследования, посвященные изучению ИП других народов.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ. Основной целью диссертации является комплексное изучение уйгурских ИП. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
характеристика жанровых признаков ИП;
классификация уйгурских ИП;
исследование соотношения ИП и исторической действительности;
определение роли народных певцов в создании ИП;
изучение композиционного строя и художественных особенностей уйгурских ИП.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА работы заключается в предпринятом впервые в уйгурской фольклористике всестороннем и глубоком анализе ИЛ. На материале ИП изучаются место и значение таких композиционных приемов, как контаминация, параллелизм. Охарактеризованы условия бытования и выявлены причины контаминирования.ИП, виды параллелизмов. В результате исследования впервые а/ выявлено, в какой степени в ИП нашла отражение историческая действительность; б/ предложена внутрижанровая классификация песен; в/ рассмотре-
I.Садир Ханрук.Сост.:С.Шакиржанов.Ташкент.1931.28 с.;Уйгурские народные исторические песни.Сост.:Учкунжан Омар.Урумчи.1986.
ны композиционный строй и художественно-выразительные средства уйгурских ИП; г/ собраны и подытожены сведения о создателях и носителях ИП.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКИ ЗНАЧИМОСТЬ работы состоит в том, что проведенное исследование будет способствовать дальнейшему углубленному изучению ИП. Результаты наших изысканий могут быть использованы при изучении уйгурского народно-поэтического творчества, при подготовке пособий по уйгурскому фольклору для студентов и учащихся.
ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ явились ИП XIX - начала XX в., которые вошли в труды В.В.Радлова, Н.Н.Пантусова, С.Е.Малова, в сборники, опубликованные в советский период у нас в республике, а также в СУАР КНР.
АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ. Диссертация обсуждалась на заседании Отдела литэратуры и искусства Института уйгуроведения, на совместном заседании Отделов казахского фольклора и джамбуловедения Института литературы и искусства им.М.О.Ауэзова HAH РК и рекомендована к защите.
Основные положения диссертации получили отражение в нескольких публикациях, а также сообщениях, сделанных на Конференции молодых ученых /1988/, на конференции, посвященной 35-летию СУАР КНР /Институт уйгуроведения АН РК.,1990/, на Второй уйгуроведчес-кой конференции /А-Ата,1991/, на Всемирной тюркологической конференции /Казань,1992/, на конференциях, посвященных памяти Г.С.Сад-вакасова /Институт уйгуроведения АН РК,1952,1993/, на конференции в ЖенПИ /А-Ата, 1992/.
СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных сокращений, библиографии.
- б -
ОСНОЕНОЕ СОДЕРЖІМЕ РАБОТЫ Во введении обосновывается выбор темы, ее актуальность, определяются цель и задачи исследования, дается историографический обзор, рассматривается история использования термина "тарихий кошак,", предлагается классификация ИП. По тематической направленности Ш предлагается делить на: І/ ИП об исторических личностях /"Гулемхан", "Бадавлат к,опиги", "Тамгр Хэлпв Ьэкдидэ", "Турдахун к,отиги"и Др./» 2/ ИП о реальных событиях /"Баяндай вакиэси","Кеч-кэч вакиэси", "Катмэн урупи", "Ату вакиэси" и др./.
По характеру появления и бытования ИП делятся на следующие историко-структуральные типы: а/ ИП, в которых автор неизвестен; б/ ИП, в которых автор известен. Творчеству народных певцов посвящена вторая глава работы.