Введение к работе
Актуальность темы исследования. Одним из основных направлений отечественной фольклористики является изучение генезиса и динамики жанров, современного состояния традиций, особенностей современной социокультурной ситуации, необходимости сохранения элементов народной обрядово-праздничной культуры. В этой культуре находят свое отражение национальные традиции и обряды прошлого и настоящего, мировоззрение современников, преломляется социально-исторический опыт эпохи.
Праздничная культура к началу XXI века претерпела серьезные изменения. Произошло явное изменение ценностных ориентации. В современном праздничном календаре трудно вычленить стройную систему, а главное, не просматриваются тенденции, ведущие к упорядочиванию общественного досуга в различных системах праздников, вносящих определенный ритм в социальное пространство значимых событий. Нарушение системы праздничных традиций ведет к разрыву преемственности и ослаблению культурных связей поколений, разрушению единства социально-культурного пространства, увеличению количества разного рода «привнесенных» праздников. Данный процесс приводит к необходимости историко-культурной реконструкции локальных праздничных ситуаций, изменяющих представления современных людей о существенных преимуществах традиционной культуры перед массовой, а также к пониманию значимости работы над сохранением и развитием праздничных традиций. К подобным реконструкциям можно отнести многочисленные попытки возрождения российских ярмарок в местах их исторического существования. Одновременно отмечается интерес к ярмарке в целом как к традиционной форме русского праздника, а также к традиционному ярмарочному фольклору, который возрождается в сценариях современных массовых праздников. Данные сценарии возникают на стыке устной и письменной традиции и связаны с потребностями современной массовой культуры. Таким образом, обозначенная тема связана с актуальным в современной фольклористической науке направлением изучением «третьей культуры», взаимовлиянием фольклора и литературы.
Объектом исследования являются сценарии массовых праздников второй половины XX- начала XXI века как письменные формы «третьей культуры».
Предметом диссертационного исследования являются элементы традиционного ярмарочного фольклора в структуре сценариев современных массовых праздников.
Материалом исследования послужили сценарии массовых праздников второй половины XX- начала XXI века. Сценарный материал был собран из различных регионов России. Большое количество сценариев было предоставлено учреждениями культуры гг. Кирова, Перми, Санкт-
Петербурга, Рязани и других городов. Часть материала была использована из репертуарных сборников 60-80-х годов XX века. В работе также анализировались сценарные материалы журналов и газет: «Живая старина», «Клуб», «Дом культуры», «Клубный вестник», «Клубный репертуар» и др. Источниковой базой служил и Интернет-ресурс, который имеет в своем распоряжении большое количество сценарного материала
В качестве методов исследования применялись сравнительно-исторический, структурно-типологический методы с элементами культурологического подхода.
Цель исследования состоит в комплексном изучении традиционных элементов ярмарочного фольклора в современных массовых праздниках. В соответствии с поставленной целью в диссертации необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть основные аспекты в исследовании феномена «праздник»
в отечественной и зарубежной науке;
-проанализировать особенности исторического развития массового праздника и его рецепцию в современных условиях;
-выявить особенности ярмарки как традиционной формы русского народного праздника;
- проанализировать степень сохранения традиционных элементов
ярмарочного фольклора в сценариях современных массовых праздников и
определить степень их востребованности в подготовке современных
праздников — ярмарок.
Новизна диссертационного исследования определяется тем, что в нем впервые осуществлена попытка выявить особенности функционирования ярмарки как традиционной формы русского праздника на современном этапе: проанализированы многочисленные примеры использования традиционных ярмарочных персонажей и ярмарочного фольклора в сценариях массовых праздников второй половины XX - начала XXI века, а также при рассмотрении сценарного материала выявлена взаимосвязь сценарных текстов с фольклорным материалом, которая прослеживается на тематическом, композиционном, образном уровнях.
Теоретико-методологической основой работы послужили
классические труды по теории обрядов и праздников (А. К. Байбурин,
М. М. Бахтин, В. Я. Пропп, И. М. Снегирев, С. А. Токарев, В. И. Чичеров
и др.), а также теоретические исследования массового праздника
(Т. П. Ванченко, Д. М. Генкин, А. А. Конович, Л. Н. Лазарева, А. И. Мазаев,
О. Л. Орлов, Б. Н. Петров, И. М. Туманов). В диссертации проанализированы
исследования, посвященные взаимодействию фольклора и литературы,
«третьей культуры» и постфольклора (В. П. Адрианова-Перетц,
П.Г.Богатырев, Е. А. Костюхин, А.И.Лазарев, С.Г.Лазутин,
Ю. М. Лотман, С. Ю.Неклюдов, В. А. Поздеев, Б. М. Соколов, Н. И. Толстой и др.).
На защиту выносятся следующие положения
-
Массовый праздник второй половины XX- начала XXI века- это особое историко-культурное и одновременно яркое художественное явление. Его природа базируется, с одной стороны, на непрерывности исторической эволюции народных традиций. С другой стороны, культурные универсалии, определяющие его онтологию, воссоздаются в «клишированном» виде, но с постоянно развивающимися художественными формами.
-
Современный массовый праздник может реализовывать собственное смысловое поле, обусловленное законами социотропного и социокультурного бытия, как в традиционных формах, так и в новых авторских решениях.
-
Ярмарка относится к числу многоаспектных и социально значимых явлений в культурно-историческом пространстве. Информационно-игровое начало ярмарочного фольклора- источниковая база для сценарных текстов, а ярмарка в целом является универсальной формой современного массового праздника.
-
При анализе корпуса сценариев современных массовых праздников выделяются достаточно устойчивые группы сценариев: а) анонимно-авторские, в основе которых лежат традиционные структурно-содержательные элементы; б) авторские с использованием фольклорного материала.
-
Изучение имеющегося в наличии сценарного материала современных массовых праздников позволяет сделать вывод о том, что использование традиционных ярмарочных персонажей, подлинных текстов ярмарочного фольклора и ряда других традиционных жанров фольклора является генетически обоснованной традицией.
Теоретическая и практическая значимость исследования определяется тем, что результаты работы могут способствовать дальнейшему изучению использования ярмарочного фольклора в праздничной культуре России в XX-XXI веках. Работа может представлять интерес как для историков и теоретиков праздничной культуры при написании обобщающих исследований (в целом по феноменологии отечественной праздничной культуры второй половины XX- начала XXI века), так и для филологов, изучающих современный городской фольклор, рекламные тексты и т. п. Исследование имеет практическую значимость. Материалы диссертации могут быть применены в учебном процессе: в курсах лекций по истории народной культуры, фольклорному театру, по фольклористике, празднично-обрядовой культуре России. В связи с возросшим в последнее время интересом к фольклору, к национальной, традиционной культуре появляются театры и ансамбли, претендующие на определение их как фольклорных либо фольклорно-этнографических. В связи с этим материалы исследования будут полезны режиссерам и сценаристам подобных коллективов, а также сценаристам современных массовых праздников.
Апробация результатов исследования. Отдельные положения диссертации были представлены на международных и всероссийских научно-практических конференциях: IX научно-практической конференции в рамках фестиваля «Жар-птица» (Киров, 2007), Всероссийской научно-практической конференции в Пермском государственном институте искусства и культуры (Пермь, 2008), XIV международной конференции «Славянская традиционная культура и современный мир» (Москва, 2009), X научно-практической конференции в рамках фестиваля «Жар-птица» (Киров, 2009), Первой региональной научной конференции «Народная культура: традиции и современность» (Киров, 2011), IX международных славянских чтениях «Духовные ценности и нравственный опыт русской цивилизации в контексте третьего тысячелетия» (Орел, 2011), а также отражены в научных публикациях автора, включая издания, рецензируемые ВАК РФ.
Структура работы соответствует сформулированным целям и задачам. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.