Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Текстология русской народной необрядовой песни (аспекты комплексного подхода) Митёнок, Елена Викторовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Митёнок, Елена Викторовна. Текстология русской народной необрядовой песни (аспекты комплексного подхода) : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.09.- Москва, 1998.- 34 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исследования. Несмотря на то, что необходимость здания и исследования песен в совокупности их текстового и (узыкального содержания осознавалась практически с первых диционных опытов, подавляющее большинство песенных текстов на [ротяжении двух последних столетий преимущественно публиковалось в бъеме их вербальной составляющей. В результате в отечественной юльклористике во многом разобщенно существуют филологические и іузьїковедческие наработки по текстологии народной лирики.

Текстологический аспект как в общефольклорном плане, так и [рименительно к жанровым разновидностям (в том числе и к фоизведениям народной лирики), стал наиболее активно обсуждаться в >0-ые-70-ые годы нашего столетия.1 Тогда же в научной литературе іачало по-новому актуализироваться представление о комплексном методе изучения фольклора как наиболее соответствующем его междисциплинарной основе.

Многие значительные труды по проблемам теории фольклорного текста были осуществлены на материале эпической и сказочной традиций, вднако понятно, что, вследствие особой специфики реализации текстов в многоголосном распеве, сделанные выводы не всегда применимы к произведениям необрядовой лирики.

Нашими научными предшественниками накоплен богатый и во многом уникальный опыт практических и теоретических наблюдений, но Зазовая проблема песенной текстологии - взаимодействие музыкального и зербального факторов песенного текста - все же недостаточно разработана трименителыго к собирательской и эдиционной практике; остаются нерешенными и вопросы теоретико-аналитического плана. Наиболее плодотворными и перспективными в этой области являются труды Е. В. Гиппиуса2 и К. В. Квитки.3

Вместе с тем исследования по фольклористической текстологии Егередко ограничивались непосредственно вопросами эдиции текстов, не

Подробная библиография по этому вопросу приведена в докладе К. В. Чистова "Современные проблемы текстологии русского фольклора". Доклад на заседании Эдиционно-текстологической комиссии V Международного съезда славистов. М., 1963.

2 Гиппиус Е. В. Текстологическое исследование // Балакирев М.
Русские народные песни. М., 1957.

3 Квитка К. В. Избр. тр.: в 2 т. М., 1973.

акцентируя внимание на том, что "предпосылки качественных эдищ закладываются еще на этапе собирания".4

Мало привлекали систематическое внимание и такие значимые ці развития теории песенного текста аспекты, как его бытование аутентичной среде, а именно: характер влияния ситуативных условий і усвоение и воссоздание фольклорного текста в процессе исполнения.

Одним из наиболее важных достижений в облас: фольклористической текстологии является признание бесконечно вариативности каждого фольклорного произведения в процес исполнения и несводимости представления о нем к единично манифестации: "Нельзя одному конкретному акту исполнен! приписывать исключительное право быть единственным словеснь выражением этого произведения".5 Однако осознание текстове вариативности как нормы бытования фольклорного произведения еще і выявляет пределов подобного варьирования и тем более не описыва различные элементы и уровни структуры фольклорного текста с точі зрения их подверженности разномасштабным изменениям.

Цель исследования. Диссертация представляет собой анал] текстологических проблем необрядовой лирики в трехмернс пространстве существования ее произведений - бытования, фиксации эдиции.

В связи с этим ставились следующие задачи:

проанализировать ряд классических песенных собраш (Мельгунов Ю. Н. Русские песни, непосредственно с голосов наро, записанные. Вып. 1-2; Лопатин Н. М., Прокунин В. П. Русские народні лирические песни; Линева Е. Э. Великорусские песни в народне гармонизации. Вып. 1-2), представляющих особый интерес с точки зрей отражения комплексного подхода в изучении необрядовой лирики;

- в целях развития текстологии песни проследить на больше количестве отобранного материала общеизвестный процесс текстово варьирования (начиная от "словесной вибрации" (термин К. В. Чистова) заканчивая базовым переосмыслением содержания фольклорного текста] совокупности его музыкальных и вербальных слагаемых;

4Гацак В. М. Текстология фольклора // Восточнославянскі фольклор. Словарь научной и народной терминологии. Отв. ред. К. '. Кабашников. Минск, 1993. С. 356.

5К. В. Чистов "Современные проблемы...". С. 5.

- выявить факторы, оказывающие воздействие на формирование текстовой материи песни, а также описать условия и параметры исполнения, актуализирующие варьирование.

Рассматривая произведения необрядовой лирики в контексте исполнительской ситуации, автор сфокусировал свое внимание на разноаспектном анализе фольклорной триады: традиция - певец - текст.

Вместе с тем мы не ставили перед собой задачу осветить весь круг вопросов комплексного изучения текстологии песенного фольклора. На первый план вынесены некоторые малоизученные аспекты и прежде всего - его вербальный компонент в аутентичной распетости.

Материалом исследования для первой главы послужил ряд классических песенных собраний 80-х годов XIX - начала XX столетий, авторы которых воплотили ряд уникальных текстологических решений и собственными оригинальными методиками собирания, эдиции и исследования подготовили научігую базу для развития песенной текстологии как специфического фольклористического знания; для второй и третьей глав - материалы, собранные автором в плановых экспедициях отдела фольклора ИМЛИ.

Существующие песенные коллекции (как опубликованные, так и хранящиеся в различных архивах) не позволяли в полной мере раскрыть заявленную тему диссертационного исследования. Возникающие в ходе написания работы вопросы требовали:

1) привлечения песенного материала, собранного по специально
подготовленной программе и разработанной методике, а также
зафиксировшшого на высококачественных (в частности, многоканальных
аналоговых и цифровых) звуковых носителях;

  1. строго обязательной фиксации как вербальной, так и музыкальной составляющих народной песни;

  2. последовательной записи всего репертуара певческих коллективов как единой системы коллективного знания песенной традиции;

  3. осуществления многочисленных повторных записей, в том числе в экспериментальных условиях смены ситуаций исполнения;

  4. большого объема дополнительного сравнительного материала из близ расположенных населенных пунктов;

  5. наблюдений над вариантами песенных текстов, воссоздаваемых в традиционных фольклорно-этнографических контекстах (различные трудовые процессы, гулянья, приуроченность к обрядовым действиям и т. д.), и их вербальными "параллелями", зафиксированными в смоделированных ситуациях "певец - собиратель";

7) привлечения видеофиксаций для объективного описания невербальных составляющих песенного исполнения.

Ряд нерешенных (а в некоторых случаях и не обозначенных) проблем песенной текстологии и задача получения обширного материала для углубленного рассмотрения динамики проявления песенного текста в аутентичной среде побудили автора с 1989 по 1997 годы провести серию (12) собственных полевых исследований.

Маршруты экспедиций проходили по территории Калужско-Брянско-Смоленского пограничья (в бассейнах рек Десны и Болвы). Для данного ареала характерно практически повсеместное бытование традиции . необрядового пения, причем по своему музыкально-поэтическому содержанию она крайне неоднородна. Если в населенных пунктах Людиновского района Калужской области преобладают развитые формы многоголосного пения с разнообразными видами словесных повторов и типичным дроблением словоформ (словообрывами), то в пограничных с ним Куйбышевском районе и Рогнединском районе Брянской области широко распространены узкообъемные песенные образцы с практически нераспетым текстом. Подобная стилистическая неоднородность вызывает дополнительный интерес к проведению текстологического исследования.

Материалом для диссертации послужили песенные образцы, собранные в д. Манино, с. Погост, д. Усохи, д. Буда, с. Колчино, д. Савино, д. Вербежичи, д. Черный Поток, д. Войлово, с. Букань, д. Андреево-Палики, с. Запрудное, с. Печки, с. Космачево Людиновского района Калужской области; с. Троицкое, д. Проходы, д. Быково, с. Кузьминичи Куйбышевского района Калужской области; с. Осовик, с. Снрпоть, с. Селиловичи, с. Пятницкое, д. Березовка, с. Старое Хотмирово Рогнединского района Брянской области. Зафиксированы репертуары 42 певческих коллективов (насчитывающих от 3 до 11 участников), составившие 2065 текстовых единиц (267 часов звучания). Полевые разыскания осуществлялись по гранту "Экспедиционное обследование песенных традиций Калужско-Брянско-Смоленского пограничья" Международного центра полевых исследований EARTHWATCH (США, Массачусетс, 1995-1997).

Основная собирательская работа велась в так называемых песенных "очагах" - населенных пунктах (реже - совокупности населенных пунктов), в которых коллективное владение песенной традицией реализуется с относительной регулярностью и вне зависимости от фактора

собирательской деятельности, иначе говоря, исполнение воспроизводится не для фиксации, а имеет традиционную функциональную нагрузку.

Песенный материал повсеместно фиксировался аудиосредствами (аналоговая многоканальная запись, цифровая фиксация на носитель DAT), что позволило предельно точно расшифровать собранные тексты. В ряде случаев применялась видеозапись исполнения.

Методологические и методические принципы исследования во многом были предопределены способами фиксации анализируемого материала. Автор планомерно осуществлял серии экспериментальных повторных записей образцов необрядовой лирики, исполняемых в различных ситуативных контекстах и разными составами певческих коллективов.

В методологическом отношении основными принципами исследования явились:

  1. выявление воздействия музыкального фактора на формирование структуры песенного текста;

  2. описание текстологических закономерностей через привлечение совокупности вариантов песни (зафиксированных в ряде населенных пунктов);

  3. статистическая обработка данных (с привлечением показаний, полученных в контрольных группах).

Научная новизна диссертации обусловлена реализацией выше названных задач. На обширном материале песенный текст рассматривается в совокупности своих проявлений: фонетическом (во взаимосвязи с диалектными характеристиками), лексическом, мелодическом. Анализ "слоев" словесной реализации песни конкретизирует представление о структуре распетого текста. На этой основе обогащается сеть координат, в которых песня может быть представлена в эдиционном плане, т. е. раскрывается необходимость адекватного отражения всех особенностей песенной речи (начиная с артикуляции и заканчивая синхронным распевом различных лексем в пределах одного исполнительского акта).

Определены границы и масштабы "подвижности" песенного текста в объемах одного исполнения и ряда родственных исполнительских актов. Прослежены закономерности воспроизведения песенного текста в зависимости от фактора исполнительства, слагаемого из состава певческого коллектива и ситуативного контекста. В научный оборот введены песенные образцы (как фрагменты, так и полные тексты), представленные в особенно детальной расшифровке и описании.

Научно-практическая значимость работы определяется:

- совокупностью наблюдений над взаимовлиянием элементов
песенной поэтики в их функциональном единстве с музыкальной основой
и ситуативным контекстом, а также над взаимосвязями между различными
уровнями песенного текста и их обусловленностью контекстуальными
факторами;

выяснением значимости совокупности текстологических факторов для выработки критериев достоверности песенных фиксаций и их издания;

обогащенной методикой собирательской и аналитической работ; предлагаются практические решения, дополняющие процессы собирания и издания песенного фольклора;

реализацией возможностей текстологического анализа, которые предоставляют современные технические средства (многоканальная аналоговая аудиозапись, цифровая аудиозапись, видеофиксация).

На основе проделанного исследования расшифрован и прокомментирован обширный корпус лирических песен для подготавливаемого автором экспериментального сборника "Фольклор Калужско-Брянско-Смоленского пограничья. Новые записи".

Апробация диссертации. Работа обсуждена и одобрена отделом фольклора ИМЛИ им. А. М. Горького РАН. По теме диссертации сделаны доклады на:

научной конференции, посвященной памяти Святых Кирилла и Мефодия и Празднику славянской письменности (Смоленск, 1991); межрегиональной научно-практической конференции "Русский фольклор: проблемы изучения и преподавания" (Тамбов, 1991); конференциях "Проблемы текстологии фольклора" (Санкт-Петербург, 1992); "Слово и музыка" (Москва, 1994); "Славянская традиционная культура и современный мир" (Москва, 1997); международном семинаре по визуальной антропологии (Москва, 1993, совм. с С. А. Миненком); международных конференциях "Традиционные культуры и среда обитания" (Москва, 1993); "Народная песня: текст и голос" (Рига , 1994); "Наука о фольклоре сегодня: междисциплинарные взаимодействия. К 70-летнему юбилею Федора Мартыновича Селиванова (Москва, 1997, совм. с С. А. Миненком).

По теме диссертации имеется шесть публикаций. Содержание работы

Во Введении охарактеризованы актуальность и научно-практическая новизна выбранной темы диссертации; приведены взгляды современных исследователей на проблему "комплексности" изучения

текстологии фольклора; описаны принципы собирания материала, на основе которого решались задачи исследования; обозначены основные узловые вопросы песенной текстологии, требующие научного освещения.