Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Таусеневые песни русских Поволжья : Регион. своеобразие и межэтн. связи Золотова, Татьяна Аркадьевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Золотова, Татьяна Аркадьевна. Таусеневые песни русских Поволжья : Регион. своеобразие и межэтн. связи : диссертация ... доктора филологических наук : 10.01.09.- Йошкар-Ола, 1997.- 342 с.: ил. РГБ ОД, 71 99-10/22-0

Введение к работе

Поволжье представляет собой один из интереснейших рольклорно-этнографических комплексов России. Данная герритория не фигурирует среди славянских "архаических юн" (Полесье, Русский Север), но скорее разделяет судьбу так называемых "поздневторичных регионов" (Сибирь, сазачий Юг). Формирование русского населения здесь юуществлялось "не на родоплеменной основе, но в усло-шях существования русской народности как этнической ібщности, путем массовых и не столь крупных переселеній как более или менее целостных коллективов, так и >азрозненных групп"1. С одной стороны, Поволжье, не-омненно, целостное образование, обусловленное природ-[ыми (бассейн Волги) и социально-бытовыми условиями, історическими движениями и судьбами традиционной ультуры; с другой стороны, характеризуется чрезвычай-юй подвижностью этнической "жизни", постоянными миг-іациями этносов, образованием многочисленных локаль-;ых зон, охватывающих и современные разноэтнические и азноязыковые территории (Н.И.Толстой). Данные провесы способствовали и интенсивному культурному взаи-юобмену, выразившемуся в синтезе, трансформациях и сложнениях новациями принесенных б славянский юльклор иноэтнических фрагментов (Б.Н.Путилов). На том основании Поволжье в современной фольклористике оотнесено с регионами "повышенной интенсивности юльклорных контактов" (Б.Н.Путилов); названо богатейшей лабораторией <многоаспектных историке-оэтических движений> и процессов" (В.М.Гацак). Осо-ый интерес для исследования представляет культура тех окальных центров, где в непосредственное соприкоснове-ие вошли славянский и финно-угорский элементы (так азываемые "лимитрофные ареалы": районы со смешан-

Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. Спб., 1994. С. 50.

ным славянским и финно-угорским населением и район пограничные). Контакты между русскими и финно-уграм обычно классифицируются как контакты межд "соседними народами, близкими в культурном отношении (Е.А.Костюхин); характеризуются длительностью, непрі рывностью, возможностью вычленения ряда этапов: н; пального, связанного со складыванием устойчивых фор взаимодействия культур, и относительно позднего, суй ность которого определяют вторичные влияния.

Актуальность настоящего исследования определяем ся необходимостью систематизации и обобщения огромног массива этнографических описаний и фольклорных те* стов, хранящихся в архивах научных центров и учебны заведений Поволжья, теоретического объяснения имеющи место схождений в культурах разных этносов, использовг ния в решениях таких научных проблем, как судьба трг диционной культуры русских Поволжья, соотношение ней общерусских и региональных/локальных начал, гене зис, пути формирования отдельных жанров, образов и х} дожественных средств.

Цель исследования - выявление региональной сш цифики и направленности межэтнических контактов в ot ласти календарной (в частности зимней) обрядовой поэзи русских Поволжья на основе сравнительнс сопоставительного изучения верований, обрядов и вход? щих в их состав фольклорных текстов русских и финне угров (марийцы, мордва).

Научная новизна работы заключается в том, чт практически впервые в отечественной фольклористик осуществлена попытка сопоставления зимних календарны обрядов и текстов русских и финнов Поволжья на глубин ном уровне с привлечением сопутствующих им язычески и христианских верований, показом их сложных перегин тений, "нивелировки" и приобретения новых функций быту и художественном сознании этносов Поволжья, влия ния на оформление святочно-рождественского комплекса целом. Реконструкция зимних обрядов обходов домо

русские рождественские и новогодние, марийский Шорыг :йол, мордовские Калядань чи/ Калядань ши и Тавунся-ю) в связи с культом предков и поминально-погребальной (брядностью позволила дифференцировать русские коляд-гые и таусеневые песни, выделить основные их типы и :южеты. В работе таким образом подтверждается важность [ необходимость использования финно-угорских материа-юв для этногенетических и типологических исследований іусской зимней календарной поэзии Поволжья и традици-інной культуры в целом.

В работе, кроме того, осуществлено картограф ирова-[ие основного типа таусеневых песен Поволжья, предло-<ены указатели неопубликованных текстов и основных начений лексемы "таусень".

Работу отличает комплексный характер, в ней соот-етственно цели исследования интерпретируются археоло-ическне, этнографические, фольклорные и языковые фак-ы.

Источники исследования. В исследовании использо-аны материалы классических изданий русского обрядово-о фольклора, региональных сборников, фольклорных ар-ивов Московского, Нижегородского, Марийского универ-итетов, Российской академии музыки им.Гнесиных, Улья-ювского педагогического университета, научно-сследовательских институтов Республики Марий Эл, Мордовии; полевых экспедиций автора в разные районы 'еспублики Марий Эл, Кировской и Костромской областей 1978-1996). Всего около 700 произведений. Привлекались тексты, зафиксированные на территории Владимирской и 'язанской областей, исходных ареалах проживания юрдвы.

Теоретической и методологической основой работы ослужили выводы и заключения отечественных ученых по роблемам межэтнических связей и взаимодействий. Опре-еляющими для работы явились положения:

- р "встречных течениях" как диалоге культур А.Н.Веселовский, Б.Н.Путилов, В.М.Гацак и др.);

заимствовании как составной части процесса вза имодействия и взаимообмена контактирующих этническго традиций (К.В.Чистов, Э.В.Померанцева и др.);

использовании той или иной формы заимствована в зависимости от степени близости вступающих в контаю этносов (Е.А.Костюхин и др.);

границах проницаемости для заимствования тех vuii иных жанров фольклора (Н.И.Толстой и др.).

В работе приняты во внимание и новые акценты і трактовке сущности ритуала:

тождественность ритуала и событго (А.К.Байбурин);

его диалоговый характер (А.К.Байбурин);

тенденция ритуала к максимальной синонимичности (повторение одного и того же смысла разными возмож нымн способами) (Н.И.Толстой);

отношение к обряду как культурному тексту, вклю чающему элементы, ' принадлежащие к разным кода> (акциональному, предметному, вербальному и др., (Н.И.Толстой).

Большое значение придается анализу обрядовой тер минологии.

Основными методами исследования являются клас сические сравнительно-исторический и типологический Принципиальным для настоящей работы является и поло жение Н.И.Толстого о необходимости в процессе этногене тических разысканий в области традиционной духовноі культуры славян использования методов внутренней і внешней реконструкции и лишь на завершающем этапе и: "обращение к материалу неродственных и разносистемны: языков и культур"2.

Практическое значение исследования определяете: возможностью использовать материалы и теоретически выводы его для создания на их основе региональных обра

2 Толстой Н.И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М., 1995. С. 144.

зовательных программ, вузовских спецкурсов и спецсеминаров по фольклору и этнографии народов Поволжья.

Апробация результатов- исследования. Основные положения и результаты работы докладывались и обсуждались на региональных, всероссийских, всесоюзных и международных конференциях в период с 1986 по 1997 гг.: "VI Международная конференция финно-угроведов" (Йошкар-Ола, 1986), "VII Международная конференция финно-угроведов" (Йошкар-Ола, 1992), Международный научный конгресс "Народы содружества независимых государств накануне третьего тысячелетия: Реалии и перспективы" (Санкт-Петербург, 1996), всероссийская научно-практическая конференция "Славянская традиционная культура и современный мир" (Москва, 1996), всероссийская школа-семинар "Россия на рубеже веков" (Йошкар-Ола, 1997), научно-практическая конференция при Президенте Республики Марий Эл "Русские в средневолжском полиэтническом регионе" (Йошкар-Ола, 1997), научные итоговые конференции Марийского госуниверситета (Йошкар-Ола, 1993, 1996 гг.).

Публикации. Результаты диссертационного исследования отражены в 35 публикациях, в том числе в двух монографиях: "Очерки традиционной культуры народов Поволжья" (Йошкар-Ола, 1996) и "Таусеневые песни русских Поволжья: Региональное своеобразие и межэтнические связи" (Йошкар-Ола, 1997).

Структура и объем работы. Диссертация состоит из трех глав, заключения, списка использованной литературы, двух приложений, карт расселения финно-угорских этносов и распространения таусеневых песен на территории Поволжья (XIX и XX вв.).