Введение к работе
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ И ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ. Духовные стихи, один из важнейших объектов исследований фольклористов XIX - начала XX вв., с 30-х годов нынешнего столетия были падолго исключены из области их научных интересов и в период интенсивного изучения поэтики отдельных жанров, существования новых направлений в филологической науке оставались вне поля зрения ученых. Взаимодействие традиционных жанров - сказки, былины, обрядового фольклора - и духовных cthxod, слагавшихся, по убеждению многих исследователей, уже в первые века по крещении Руси, во многом определило специфику и тех, и других. Поэтому изучение христианского пласта в народном искусстве слова - важная и необходимая задача современной науки.
Одним из важнейших направлений в исследовании духовной поэзии является "чисто художественный анализ" 1, который, как и религиозное ее содержание, остался неучтенным представителями историко-литературной школы. И если результаты изучения "народного варианта православия" по духовным стихам блестяще представлены в книга Г. IL Федотова, то предпринятые еще в 60-х гг. XIX столетия Ф.И.Буслаевым шаги по изучению их поэтики поддержки практически не получили. В связи с этим существует настоятельная необходимость исследования особенностей художественной формы религиозных произведений.
Духовные стихи можно охарактеризовать как тематически разнородный материал, поделенный разными жанровыми признаками. Делать общие выводы об источниках, времени, процессе и среде создания, связи с другими фольклорными жанрами и месте в жанровой системе традиционной поэзии, значении, принципах классификации, прежде чем не будет изучено каждая тематическая группа, каждый сюжет в отдельности, представляется делом весьма сложным, ведущим ко множеству противоречий. Ограничение материала для исследования поэтики духовной поэзии двумя сюжетами, посвященными святому Георгию, - Егорий и царгвна и Егорнй Храбрый, традиционно именуемыми в научной литературе соответственно "малым" и "большим" стихом, - не случайно. Во-иервых, работы А.Й.Кирпичникова, А.Н.Веселовского, А.В.Рыетенко^, где тщательпо проанализированы литературные параллели стиха, церковно-книжная в мифологическая биография героя, рассмотрены источники отдельных деталей и мотивов,
^Федотов Г.П. Стихи духовные.(Русская народная вера по духовным стихам.). -М.: Прогресс, Гнозис, 1991, е. 16.
^Кирпичников А.И. Святой Георгий и Егорий Храбрый. Исследования литературной истории христианской легенды. - Спб., 1879; Веселовскнй А.Н. Разыскания в области русских духовных стихов. Вып.2 - Спб.,1880, вып.в -Спб.,1891; Рыстенко А.В. Легенда о св. Георгии и драконе в византийской и славянорусской литературах. - Одесса, 1909.
позволят избежать ошибок при выяснении функционально-семантической специфики элементов, составляющих сюжеты о Егории. Во-вторых, возможность сопоставить реализацию известных сказке и былине сюжетов в христианской поэзии позволит рельефнее обозначить своеобразие изучаемого материала.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ. На основании анализа всех имеющихся в нашем распоряжении вариантов ставится цель вскрыть особенности формирования духовных стихов как художественного целого, становление которого обусловлено единством содержательных и формальных компонентов, являющихся достоянием фольклорной традиции народа, изучить стихи о Георгии-Егории на всех уровнях анализа фольклорного произведения, а именно: идейно-тематическом, сюжетно-композиционпом и стилистическом, что позволит обоснованно выделить и истолковать существующие версии И основные варианты произведения. Главные задачи работы:
-
Установить идейные и тематические традиционные константы духовных стихов о Георгии.
-
Сделать выводы о наиболее устойчивых типах сюжетно-композиционвой структуры произведений.
3. В ходе анализа установить генетическую природу формально-
содержательных компонентов стиля (устойчивых формул, клише) и их
взаимосвязь в целях реализации единства замысла.
4. Определить некоторые возможные источники (книжные и фольклорные!
различных версий духовных стихов.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКУЮ ОСНОВУ РАБОТЫ составили общие положенш теории фольклора о традиционном устном поэтическом творчестве, своеобразиі отражения действительности в фольклорных жанрах, историческом развигш художественных форм, о диалектике проявления общерусского и локальной (регионального) начал в народном искусстве. Духовные стихи - творчество находящееся в полосе тесного соприкосновения книжно-письменной и устно поэтической культуры. Поэтому во внимание принимается снецифик проявления религиозного мировоззрения в средневековой культуре взаимоотношений литературы и фольклора.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ. В соответствии с поставленными целями задачами и аспектами исследования (описание и систематизация, диахронны анализ, анализ и синтез) использованы разные методы - конкретш исторический, сопоставительный и историко-типологический. Одним к главных свойств рассматриваемых стихов является эпичность. Закономерно этой связи выдвижение как одного из основополагающих принципа сюжетної рассмотрения материала. Выявить сущностные элементы в идейно-тематическо содержании, структуре, системе изобразительно-выразительных средств можі
лишь па основе сопоставительного анализа всех имеющихся в нашем распоряжении текстов. С этой целью проанализированы все варианты стихов, включая неполные. Своеобразие русских духовных стихов выявляется через сопоставление их с вариантами, записанными на территории нынешней Беларуси и Украины. Основной единицей анализа сюжета является мотив. Семантика и функции устойчивых мотивов анализируются как с точки зрения соответствия книжному источнику, так и традиционному фольклору.
МАТЕРИАЛ ИССЛЕДОВАНИЯ. Для исследования привлечены все известные в науке сборники духовных стихов - П.А.Бессонова, ВШаренцова, Е.А.Ляцкого, Е.Р.Романова, Ф.М.Селиванова, Л. Ф. Со лощен ко и Ю.С.Прокошина, а также отдельные публикации в иных тематических сборниках (А.Н.Афанасьева, П.В.Шейна, Н.Е.Ончукова, А.Д.Григорьева, Ф.М.Йстомина и Г.О.Дютша, А.В.Маркова, О.Э.Озаровской, Т.С.Рождественского и М.И.Успенского) и научной периодике ("Этнографическое обозрение", "Живая старина", "Записки РГО по отделению этнографии").
Впервые привлекаются неопубликованные материалы: записи стихов из архива кафедры устного народного творчества филологического факультета Московского государственного университета им. М.В.Ломонссова и из лаборатории народной музыки Российской академии музыки им. Гнесиных, а также из архива ГЛМ и РГАЛИ.
1.Духовные стихи рассматриваются на с точки зрения их соответствия книжным источникам, во как полноправные элементы жанровой системы русского фольклора, подчиняющиеся законам, которые руководят жизнью народной поэзии.
2.Впервые применен региональный принцип рассмотрения материала (учтены конфессионально различные районы бытов&кия стихов), что дало свои результаты.
3.Предпринят подход к изучению духовных стихов о святом Георгии на разных уровнях: идейно-тематическом, еюжетво-компознцмонном ш сбразно-етилиетнческом. В ряде случаев проведены собственные разыскания возможных источников отдельных мотивов и деталей стихов.
4. Вводятся в научный оборот материалы кх архивных фондов (20 текстов).
НАУЧНАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ. Результаты исследования духовных стихов о ез.Георгии могут оказаться полезными для решения вопроса о характере отношений народной христианской поэзии И традиционного фольклора, послужить основой для дальнейшего анализа этого рода пс&зии.
Основные положения диссертации могут быть испольаоваяы для составления учебных пособий по духовным стихам в курсе русского фольклорир в
лекционных курсах и практических занятиях по устному народному творчеству.
АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры устного народного творчества МГУ им. М.В.Ломоносова. Основные положения работы нашли отражение в публикациях автора, список которых представлен в конце автореферата.
СТРУКТУРА РАБОТЫ. Диссертация состоит иа введения, двух глав, заключения, списка сокращений и библиографии.